Диагностика направленности личности и профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 10:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследование направленности личности и профессионального определения студентов 5 курса АНО ВПО «Омский экономический институт»

Данная цель предусматривает решение ряда задач:

Изучение теоретических аспектов понятий направленность личности и профессиональное самоопределение.
Рассмотрение методик определения направленности личности и профессионального самоопределения.
Анализ результатов исследований по методикам «диагностика направленности личности» Б.Басса и «дифференциально-диагностический опросник» Е.Климова.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1Теоретические аспекты понятий «направленность личности» и

«профессиональное самоопределение»…………………………………………5

1.1Понятие направленности личности…………………………………………..5

1.2 Понятие профессионального самоопределения личности………………..13

2 Методики для выявления направленности личности и профессионального

самоопределения………………………………………………………………...21

2.1 Методика диагностики направленности личности Б.Басса…………..…..21

2.2Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Е.А.Климова……………………………………………………………………..25

2.3 Характеристика выборки…………………………………………………...29

3 Анализ результатов исследований методик «диагностика направленности личности» Б.Басса и «дифференциально-диагностический опросник» Е.Климова………………………………………………………………………..31

Выводы и рекомендации………………………………………………………..34

Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

курсовой прект!!!.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

   ОМСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

   КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 

   КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 
 
 
 

   по  дисциплине   Диагностика профессиональных способностей  

   на  тему   Диагностика направленности личности и профессионального самоопределения 

   Выполнила студентка  очной формы обучения  

   Специальности «Управление персоналом»__5__курса   иУ5-18 группы 

   Цыганок Юлия Юрьевна

     
 

   Руководитель  проекта

    

   к.м.н., Кальсина В.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОМСК - 2010 

                                                    Содержание 
 
 

Введение…………………………………………………………………………..3

1Теоретические аспекты понятий «направленность личности» и

«профессиональное самоопределение»…………………………………………5

1.1Понятие  направленности личности…………………………………………..5

1.2 Понятие профессионального самоопределения личности………………..13

2 Методики  для выявления направленности личности и профессионального

самоопределения………………………………………………………………...21

2.1 Методика  диагностики направленности личности  Б.Басса…………..…..21

2.2Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Е.А.Климова……………………………………………………………………..25

2.3 Характеристика  выборки…………………………………………………...29

3 Анализ  результатов исследований методик  «диагностика  направленности личности» Б.Басса и «дифференциально-диагностический опросник» Е.Климова………………………………………………………………………..31

Выводы  и рекомендации………………………………………………………..34

Список  использованной литературы…………………………………………...36

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию является основным мотивом поступков индивида. Другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека (немецкий философ И. Кант). При этом долг рассматривается абстрактно, вне реальных общественных требований.

     В качестве ведущей характеристики личности выделяется направленность личности.

     Направленность  личности всегда социально обусловлена  и формируется в процессе воспитания.

     Направленность  личности - это установки, ставшие  свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

     Перед личностью постоянно возникают  проблемы, требующие от неё определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или её смене.

     Весь  этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение.

     Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.

           Актуальность данной темы состоит в проблеме направленности личности и выбора профессии, достижения в ней мастерства, реализации в профессиональной деятельности способностей и возможностей человека, получения удовлетворения от своего труда.

     Объектом  исследования курсового проекта выступают студенты 5 курса специальности «Управление персоналом» групп иУ5-17 и иУ5-18.

     Предмет данной темы: направленность личности и её профессиональное определение

     Цель  работы: исследование направленности личности и профессионального определения студентов 5 курса АНО ВПО «Омский экономический институт»

     Данная  цель предусматривает решение ряда задач:

  • Изучение теоретических аспектов понятий направленность личности и профессиональное самоопределение.
  • Рассмотрение методик определения направленности личности и профессионального самоопределения.
  • Анализ результатов исследований по методикам «диагностика  направленности личности» Б.Басса и «дифференциально-диагностический опросник» Е.Климова.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические  аспекты понятий «направленность  личности» и «профессиональное  самоопределение»

                             1.1 Понятие направленности личности

       Сегодня  вопрос о направленности  личности, её потребностях, мотивах,           интересах недаром ставится на  первое место. Задумываясь над  особенностями своего внутреннего  мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».

     Направленность  личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

     Направленность  всегда социально обусловлена и  формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.)[1].

     Во  всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые  ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

     - влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;

     - склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;

     - идеал (от греч. идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;

     - мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе.

     Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения:

     - убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;

     -установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека[2].

     Установка опосредует влияние внешних воздействий  и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;

     - позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;

     - цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения[4].

     В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата.

     Направленность  формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут[7].

     Выделяют  три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

     Личная  направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

     Направленность  на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной[3].

     Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Информация о работе Диагностика направленности личности и профессионального самоопределения