Возможность объективной оценки эффективности PR-деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:08, статья

Описание

Проблема оценки эффективности PR-деятельности в настоящее время широко обсуждается и вызывает серьезные споры, как среди практиков, так и в научных кругах. Не смотря на это, мнение большинства следующее: объективно оценить результаты PR-кампании и эффективность вложенных в нее средств вполне возможно.

Работа состоит из  1 файл

Возможность объективной оценки эффективности PR-деятельности.Мегаева Л..doc

— 38.00 Кб (Скачать документ)


Л.А. Мегаева

Возможность объективной оценки эффективности PR-деятельности

Проблема оценки эффективности PR-деятельности в настоящее время широко обсуждается и вызывает серьезные споры, как среди практиков, так и в научных кругах. Не смотря на это, мнение большинства следующее: объективно оценить результаты PR-кампании и эффективность вложенных в нее средств вполне возможно.

Сегодня оценка эффективности зачастую сводится к задаче PR-агентства или PR-консультанта - убедить своего клиента в том, что все сделано правильно и результат достигнут. Внутри организации оценка эффективности PR-деятельности может сводиться к субъективным факторам, например - понравилось ли это руководству. Если в рекламе результат поддается исчислению и эффективность кампании можно просчитать, например, через уровень роста продаж товара или услуги, то оценить изменения в отношении публики гораздо сложнее.

Некоторые исследователи считают, что все попытки, найти объективные критерии оценки PR-программ, просто бессмысленны, так как эффект - неисчисляемый и слишком многоплановый. Однако такой подход к проблеме не устраивает клиентов и работодателей, которые хотели бы видеть, к чему привели PR-усилия и вложенные средства, насколько эффективно была проведена работа, что представляет собой конечный результат, а также - вызывают ли доверие к этому результату методы его оценки.

Требования со стороны «рационального бизнеса» - оценка эффективности (цифры, коэффициенты, графики) PR-кампании - не может быть выполнено «в полном объеме». Однако выход, который может устроить обе стороны, заключается в том, чтобы оценивать количественными и «рациональными» методами некоторые части «результата», которые поддаются оценке и исчислению и, на основе этих данных, высказывать более объективные суждения о «неисчисляемом целом» (результате).

Но все же существуют некоторые стороны результата, которые можно оценивать (которые поддаются исчислению):

1. Процентное изменение «обеспокоенности» (озабоченности, интереса и др.) - можно вычислить путем социологического опроса;

2. Рост числа полученных запросов;

3. Сокращение числа получаемых жалоб;

4. Частота упоминания в прессе;

5. Возможности видеть или слышать определенное мнение (вычисляется путем опроса);

6. Улучшение позиции компании на рынке по отношению к конкурентам (маркетинговое исследование);

7. Время, потраченное на достижение определенных позиций на рынке (занятие определенной доли рынка).

Можно перечислять и другие аспекты оценки, которые будут звучать для менеджмента более убедительно, чем высказывание мнения о том, что программа удалась, и это очевидно. В каждой конкретной ситуации можно найти исчисляемые компоненты конечного результата. Но может ли это быть методом оценки эффективности PR- деятельности?

В практическом плане, когда доказательство и оценку эффективности PR-кампании можно рассматривать как процесс убеждения «заказчиков» «исполнителями» (которые уже потратили средства и которым необходимо «отчитаться»), подобные методы будут лишь дополнительными рычагами в убеждении людей, привыкших рассматривать результат в цифрах, процентах, графиках и коэффициентах.

Существуют и другие методики оценки эффективности кампании. Как правило, они сочетают в себе мониторинг и исследования СМИ и социологические опросы, как в организации, так и среди ее публики. Например, английская компания разработала сравнительно дешевую методику оценки эффективности PR-кампаний, которая состоит из семи «модулей»:

1. Оценка посланий, публикаций и использованных техник PR;

2. Телефонные опросы СМИ (до 25);

3. Телефонные опросы людей принимающих решения и лидеров общественного мнения (до 50);

4. Опрос потребителей по готовой компьютерной базе данных (2000 человек);

5. Почтовый опрос сотрудников (по домашним адресам);

6. Телефонные интервью с теми, кто присутствовал на мероприятиях PR-программы и теми, кто на них не пришел;

7. Ежегодное постоянное исследование по отношению к спонсорским акциям (более 6000 опрошенных ежегодно).

Учитывая, что для дорогостоящих PR-кампаний требуются точные и достоверные методы оценки их эффективности, разработка таких методов получает все больший спрос на рынке PR-технологий. Не удивительно, что успешные методики не получают широкого распространения - как новые программные продукты и инновации на компьютерном рынке, так и новые методики в сфере коммуникаций стоят денег и защищены авторскими правами.

Во многом это объясняет и тот факт, что при проведении PR-программ их результаты часто оцениваются субъективно, интуитивно, принимаются на веру. Ведь объективная оценка эффективности требует дополнительных (и порой весьма серьезных) затрат, которые рассматриваются как неоправданные, особенно в ситуациях, когда эффект PR-деятельности субъективно понятен или «очевиден».



Информация о работе Возможность объективной оценки эффективности PR-деятельности