Влияние СМИ на политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 01:08, реферат

Описание

Отличительными чертами СМИ являются:

•публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;
•наличие специальных технических приборов, аппаратуры для передачи информации;
•непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
•однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей;
•непостоянный, дисперсивный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Функции СМИ в политике……………………………………………………….4

Виды СМИ………………………………………………………………………...7

Возможности политического влияния СМИ……………………………………8

Методы влияния…………………………………………………………………11

Текущее состояние сферы российских СМИ………………………………….17

Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы……………………………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

влияние СМИ на политический процесс.docx

— 45.89 Кб (Скачать документ)

Прежде  всего, серьезные изменения произошли в сфере потребления печатных СМИ. Так, за последние несколько лет печатные масс-медиа во многом утратили свои позиции в формировании общественного мнения, уступив пальму первенства телевидению. Российская аудитория уже не испытывает такого интереса к прессе, как 10-15 лет назад, в эпоху гласности, торжества принципов свободы печати и широкой дискуссии на различные общественно-политические темы.

Пресса  сегодня находится, пожалуй, в самом  неблагоприятном состоянии по сравнению  с другими средствами массовой информации. За последние несколько лет в  силу ряда причин произошло общее  резкое сокращение тиражей периодических  изданий. Трудности печатных СМИ  усугубляются и тем, что их финансовое положение напрямую зависит от покупательной  способности населения, а многие семьи просто не в состоянии позволить  себе частую покупку газет или  журналов. По данным Союза журналистов  России за последние восемь лет произошел  общий восьмикратный спад тиражей  российских печатных СМИ (центральной  прессы - в 15 раз). Кроме того, серьезно изменилась структура потребления  периодики: тиражи центральных СМИ, которые еще в начале 1993 г. превышали совокупные тиражи местной прессы, теперь составляют меньше одной трети общего тиража газет.

Согласно  опросам общественного мнения в  настоящее время общая аудитория  лиц, читающих хоть какие-то периодические  издания, очень невелика. Так, 75% респондентов заявляют, что они не читают ни одной ежедневной газеты каждый день, а 63% не читают ежедневную периодику хотя бы раз в неделю. 65% населения систематически не просматривают еженедельные газеты и журналы, и 53% не читают их хотя бы один раз в месяц. 76% опрошенных регулярно не читают ежемесячную прессу, а 56% не делают этого хотя бы раз в год (Фонд "Общественное мнение" (далее - ФОМ), декабрь 2008 г.). Даже самые популярные издания не набирают больше 20-25% читательской аудитории.

Таким образом, аудитория печатных изданий  весьма незначительна, и информационное воздействие этого вида СМИ на население весьма ограниченно. Россияне предпочитают узнавать политические новости  скорее по телевидению, чем из прессы. Эта тенденция вполне определенным образом фиксируется в опросах  общественного мнения. Так, 70% россиян заявляют, что обычно узнают о последних событиях по телевидению, и только 30% - из сообщений прессы (ФОМ, декабрь 2008 г.).

Однако  степень воздействия телевизионных  СМИ даже при очень широком  охвате вряд ли можно считать всеобъемлющей. Прежде всего, объем телевизионной аудитории весьма различается в зависимости от телеканала и времени выхода телепередач. Так, по данным Союза журналистов, в летние месяцы до 25% горожан вообще не обращаются к телевидению. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Огромные  возможности активного воздействия  СМИ на политическое сознание и поведение  граждан свидетельствует о важнейшей  роли "четвертой власти" в современном  обществе. Некоторые исследователи  массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе "медиакратии" - власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.

Опыт  истории и, особенно, новейшей политической истории России показывает, что СМИ сегодня обладают всеми техническими и идеологическими возможностями, чтобы служить различным политическим целям, как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх. И от того, какую позицию в этом непростом вопросе займут СМИ, во многом будет зависеть будущее общества. СМИ, объединив свой богатейший ресурсный потенциал и создав единое информационное пространство, могут реально способствовать выработке единого информационного курса, направленного на консолидацию общества и формирование общенациональной идеи, а, может быть, даже и целой идеологии. А могут, наоборот, посредством "информационных войн", многочисленных "выбросов компромата", "сливов" и утечек информации, "заказных публикаций", "джинсы" и т.п. способствовать росту социальной напряженности, неверию людей в институты гражданского общества, отчуждению общества от государства, укоренению в массовом сознании стереотипа недоверия к структурам демократии, в том числе и к самим СМИ. И, конечно, не хотелось бы, чтобы власть над СМИ в результате столкновения различных интересов оказалась в руках узкой группы лиц, ставящей свои личные амбициозные устремления выше потребностей общества.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Багдикян Б. Монополия средств массовой информации. - М., 1987 
  2. Гордеева О.И. Политический имидж в избирательной кампании. Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. – М.: Аспект, 1993
  3. Дегтярев А.А. Основы политической теории. – М.: ОЛМА-Пресс, 1998
  4. Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость// Российское общество: становление демократических ценностей. – М.: ЛОГОС, 1999
  5. Иванов В. Н., Назаров М. М. Информационное потребление и политические ориентации // Социологические исследования, № 8, 2000
  6. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства // Социологические исследования, № 8, 2000
  7. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М.: Центр, 1996
  8. Ольшанский Д. В. Политическая психология избирательных кампаний: от декабря 93 к 199…?// Средства массовой информации в политических технологиях. – М.: ОЛМА-Пресс, 1994
  9. Ослон А. Социология и телевидение. Политическая сила телевидения: реальность мифа? № 6. - Полис, 1994
  10. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / под ред. Е. Ю. Мелешкиной. – М.: ИНФРА-М: Весь мир, 2001
  11. Полуэхтова И. А. Телевидение как механизм социального контроля.// Вестник Московского университета: Социология и политология.  № 1, С. 49 – 60, 1998
  12. Сирота Н. М. Политология: Курс лекций. - СПб.: Паритет, 2000
  13. Соловьев А. И. Политология. Политическая теория. 
     Политические технологии. – М.: ЛОГОС, 2000
  14. Средства массовой информации и пропаганды. - Москва , 1997
  15. Шутов А. Ю. Политический процесс. – М.: ИНФРА-М, 1994

Информация о работе Влияние СМИ на политический процесс