Социальная реклама, её сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 20:08, реферат

Описание

Социальная реклама - это вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям. Предназначение социальной рекламы - гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы - изменение поведенческой модели общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ……………………...4
1.1. Понятие и сущность социальной рекламы…………………………4
1.2 Функции социальной рекламы……………………………………….5
1.3 История социальной рекламы………………………………………..6
2 ТЕХНОЛОГИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИАЛЬНО РЕКЛАМЫ………11
2.1. Особенности создания социальной рекламы……………………...11
2.2. Разновидности социальной рекламы………………………………16
3 ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ…………………………………….19
ВЫВОД…………………………………………………………………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….23

Работа состоит из  1 файл

реклама.docx

— 377.96 Кб (Скачать документ)

       Вопросы социальной рекламы не регулируются законодательством. Эта реклама  заказывается Правительством и финансируется  из бюджета. При Правительстве Великобритании с 1946 года существует Центральный офис информации и коммуникации (ЦОИК), цели которого - координация деятельности правительственных структур в области  коммуникаций и взаимодействие с  рекламными агентствами.

       Ранее у ЦОИК была монополия на коммуникационный бюджет: в ходе переговоров с казначейством  определялись суммы, а далее ЦОИК распределял деньги между министерствами. Потом система была децентрализована. Министерства могут работать как  через ЦОИК, так и напрямую. Поскольку  в министерствах размещением  социальной рекламы занимаются типичные госслужащие, рекламные агентства  часто чрезмерно завышают цену за размещение. А Центральный офис информации платит рекламными агентствам и телеканалам  по стандартным рыночным расценкам.

       В Германии много разнообразной социальной рекламы. Чаще всего с ней ее можно  увидеть на улице, возле универмага, в транспорте. Реже всего социальную рекламу можно встретить в  средствах массовой информации (по телевидению, на радио, в прессе). Несомненное  достоинство социальной рекламы  в Германии - ее мобильность и  злободневность. По тематике первое место  в рейтинге социальной рекламы традиционно  занимают дети. Далее следуют: семья, голод в странах третьего мира, беженцы, животные, СПИД. Пропагандируются крепкие семейные отношения, здоровый образ жизни, бережное отношение  к животным, милосердие. Заказчиками  социальной рекламы, как правило, являются либо государственные структуры, работающие в социальной сфере (федеральные  министерства, городские и районные службы), либо благотворительные организации  с мировым именем. Реже социальной деятельностью и ее рекламой занимаются коммерческие фирмы. Как правило, они  делают это по двум причинам: с целью  улучшения своего имиджа или из гуманистических  побуждений.

       Ответственность рекламодателей и рекламопроизводителей  в области рекламы на Западе очень  высока: ни один социальный проект, не прошедший экспертизу, не опробованный хотя бы на небольшом сегменте целевой  аудитории, не выйдет в жизнь. Социальная реклама достаточно структурирована  и идет в рамках одной стратегии. Производство социальной рекламы за рубежом - это индустрия.

       На  Западе многие компании финансируют  социальные ролики без каких-либо условий  представить их логотип. Просто они  имеют документы, что финансировали  этот социальный проект. Впоследствии у них по этим документам идут льготы по налогообложению. Телеканалы на особых условиях предоставляют время для  размещения их коммерческой рекламы. У  нас должны быть выработаны подобные механизмы.

2 ТЕХНОЛОГИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

       2.1 Особенности создания социальной рекламы

 

       Роль  и значение социальной рекламы в  Украине все больше осознается не только на государственном уровне, но и представителями российского бизнеса, профессионального рекламного сообщества. Дизайнеры, как наиболее передовая часть рекламистов, в силу социально-ответственной ориентированности своей профессии, давно осознали важность и творческую привлекательность социальной рекламы. В последние годы нарастает интерес к этой рекламе. Появляются различные подходы к технологии ее создания. Проектируют не только плакаты по социальной тематике, но и целые рекламно-полиграфические комплексы социальной рекламы, включающие множество объектов.

       Усложняются сфера рекламного креатива, дизайна  идей и концепций и их адекватного  воплощения в конечные рекламные  объекты. Особую актуальность приобретает  проектирование эффектных и ярких, нестандартных, инновационных дизайн-объектов.

       Сверхзадача состоит в том, чтобы не просто разработать инновационный рекламный  объект с нестандартной провокационной формой или употребить рекламную  графику на неожиданном средовом объекте, а в том, чтобы соподчинить  социально значимому смыслу проекта  все элементы и графику и выбранный  рекламоноситель. Новизна, остроумие  и оригинальность дизайна должны, в первую очередь, работать на привлечение  максимального внимания к социальной проблеме, а не на самодостаточную  красоту ее рекламы.

       Социальная  проблема и реализация замысла должны быть взаимоподчиненным монолитным целым. Примеров удачного воплощения этого  принципа много в мировой практике социальной рекламы, появление их далеко не случайно, творческий инновационный поиск все время продолжается, и наша задача его тщательно исследовать.

       Вот, например, постеры благотворительной  голландской организации Artsen Zonder Grenzen («Врачи без границ») оказывающей гуманитарную помощь голодающим африканским детям. Плакаты были размещены на перилах мостов и других сооружений таким образом, чтобы их конструктивные элементы вписывались в фотографии голодающих детей и соответствовали надписи на плакате: «Это – контур верхней руки серьезно недокормленных детей. Они нуждаются в срочной медицинской помощи».

       Отличный  пример того, как дизайнер соподчинил острой социальной проблеме все средства выразительности. Найден нестандартный  носитель, ему соответствует постановочная  фотосъемка, и текстовое сопровождение, нет сомнений в том, что такая  реклама будет замечена и вызовет  ответные эмоции! Почему же дизайнеры  рекламы вынуждены прибегать  к более изощренным способам привлечения  внимания? Почему поиск инновационных  форм стал актуален для рекламной  отрасли как никогда? Ответов  на этот вопрос несколько:

       Кризис  традиционной медиа-среды, неэффективность  стандартных каналов, потребитель  намеренно уклоняется и избегает контакта с привычными рекламными носителями.

       Некоторые психологические особенности восприятия нестандартных форм рекламы по отношению  к рекламе в привычном медиа-потоке. Выигрышные отличительные особенности  восприятия социальной рекламы по сравнению  с коммерческой.

       Закономерная  профессиональная установка дизайнера  на поиск новизны, остроумных решений, инноваций в дизайне социальной рекламы.

       Коротко рассмотрим каждый из этих аргументов.

       1) Кризис традиционной медиа-среды. Состояние современной рекламной отрасли многими специалистами оценивается как кризисное. Дело в том, что современная реклама – феномен синтетический и многофакторный, кроме этого, еще и внутренне противоречивый. Своими суггестивными методами (внушения) реклама манипулирует не только поведением человека, но и его жизненными ценностями и интересами, корректирует его мировоззрение, щедро раздает ненужные иллюзии, двулично лжет, да и просто засоряет мозги и жизненное пространство, особенно в мегаполисах.

       В традиционных рекламных носителях, таких как телевидение, радио, печатная периодика и наружная реклама, конечно  же, существуют определенные лимиты присутствия  рекламы, регулируемые Законом о  рекламе и другими нормативными актами. Проблема в том, что самих  носителей и каналов распространения  рекламы так много, что ее перестают  замечать адресаты, она становится фоновым шумом, к которому все  привыкли и научились не просто игнорировать, но и активно сопротивляться ее восприятию.

       К сожалению, это касается не только товарной рекламы, но и социальной, несмотря на всю ее значимость и бесспорную полезность для общества. Социальная реклама потому и является разновидностью рекламы, что распространяется по тем  же основным каналам, в общей массе  трудно различима, она разделяет  участь коммерческих рекламных сообщений  – быть проигнорированной, не услышанной, не увиденной.

       2) Психологические особенности восприятия социальной рекламы и ее инновационных форм. Многими специалистами в области рекламной психологии отмечается более терпимое и толерантное отношение реципиентов (получатели рекламных сообщений) к сообщениям социальной рекламы, чем к аналогичным по форме коммерческим рекламам. Здесь играют свою роль несколько факторов, связаны они с неотъемлемым присутствием социальных проблем и общечеловеческих экзистенциальных ценностей в социальной рекламе.

       Во-первых, естественная особенность нормального  человека к состраданию, сопереживанию  чужим проблемам, особенный резонанс с проблемами, касающимися всех, или актуальными в жизни реципиента, либо страх перед угрозой проникновения этих проблем в благополучную жизнь человека.

       Во-вторых, как уже частично говорилось, резкое отторжение навязчивой коммерческой рекламы, защитные механизмы психики уклоняются от манипулирования с целью покупки  товара, на этом фоне социальная реклама  кажется получателю особой «отдушиной», истинно душевной и человечной рекламой, это при том, что и социальная реклама, и коммерческая пользуется одним и тем же базовым набором  ценностей, образов и приемов  – семейные ценности, радость жизни, свобода, любовь, уважение традиций и  старины, дети, юмор и так далее.

       Есть  еще одна важная характерная особенность  – одним из фундаментальных принципов  работы мозга человека является его  склонность структурировать события  согласно их эмоциональной насыщенности, как пишет в своей книге  «Психология рекламы» В. Ценев: «Те  события, которые вызвали сильную  эмоцию, долго остаются на поверхности  «актуального подсознания», выскакивая в сознание, как чертик из табакерки…Сильные  эмоции являются основой для долговременного  запоминания.

       В социальной рекламе, в большинстве  случаев, сила воздействия строится на сильных отрицательных эмоциях, поскольку речь идет о важных и  не всегда приятных проблемах, у рекламиста не стоит задача создать благовидный  образ продукта, а наоборот –  возбудить рефлексию получателя, заставить проникнуться состраданием, вызвать тревогу и страх.

       Воздействие через отрицательные эмоции не вызывают такого сопротивления как в коммерческой рекламе, ведь реципиент сам понимает важность затрагиваемых социальных проблем, И то, что социальная реклама  нередко вызывает шок, воспринимается положительно, как момент катарсиса (очищение) в искусстве. Преобладание положительных счастливых финалов  в коммерческой рекламе воспринимается, наоборот, как ненатуральная слащавость, неискренность, манипулятивность.

       Подобно тому, как коммерческая реклама ищет новые, интересные формы своего воплощения, например, в так называемых «партизанских» и «вирусных» методах, основанных на намеренном избегании обычных способов рекламы, социальная реклама идет тем же путем, используя инновационные, провакативные способы презентации социальных проблем. Но, в силу отмеченной специфики, «социалка» использует гораздо более эпатажные, неординарные, шоковые приемы, становясь тем самым еще более заметным феноменом.

       Дизайнеры, создавая инновационные проекты  в области социальной рекламы, успешно  эксплуатируют мощный эмоциональный  стимул. Рассмотрим пример, в котором  дизайнером использовался традиционный для рекламы канал распространения  – прямая почтовая рассылка, но при  этом он достиг новизны и интереса за счет нестандартного подхода к  самому объекту рассылки. Так выглядит подарок на Рождество, посланный  директорам, менеджерам, и другим социально  обеспеченным гражданам Лиссабона .

       Дизайнеры придумали посылку, призывающую  жертвовать деньги детям: красивая коробка, внутри которой «спит» бродяжка, и  открытка с текстом: «Для кого-то Рождество  никогда не бывает счастливым».

       В этом примере можно эксплицитно  выявить логику построения эмоционального интереса. Конечно, создатель рискует  – человек увидев подарочную коробку, ожидает приятного сюрприза, а  раскрыв – находит так натуралистично изображенного спящим в коробке  бродяжку. Проблема бездомных детей, которые действительно спят в  коробках и лишены обычных радостей, даже Рождества, очень серьезная  и не должна оставлять равнодушными сильных мира сего, несомненно, такая  реклама буде гораздо эффективней  стандартных плакатов на улице, ведь в данном случае реципиент испытывает сильные эмоции, находясь один на один с предложенной социальной проблемой. Это хороший пример личного, персонального  обращения в социальной рекламе. Это стало одним из сформировавшихся эффективных приемов нестандартной социальной рекламы – «подкараулить» человека, застать «врасплох» и обратиться лично.

       Еще один пример на эту тему. Германское отделение «Международной амнистии»  провело оригинальную кампанию на вокзалах Франкфурта в защиту прав несправедливо осужденных.

       В качестве медиа-носителя социального  послания выступили камеры хранения вещей, в которые были наклеены стикеры  с изображением людей. Открывая дверцу, человек видел «заключенного», а  также объясняющий текст. Текст  на стикере: «Взаперти. Из-за цвета, вероисповедания, политических убеждений. «Международная амнистия» по всему мира борется  за права людей. Поддержите нас!».

       2.2 Разновидности социальной рекламы

 

       На  основе анализа социальной рекламы  в Украине и за рубежом были выделены несколько групп социальной рекламы.

       1) Реклама определенного образа жизни. К ней относится, с одной стороны, реклама, направленная против курения, наркомании, алкоголизма, а также реклама, пропагандирующая защиту от СПИДа, занятия спортом, правильное питание и воспитание (например, поощрение грудного вскармливания), крепкие семейные отношения. В частности, социальная реклама «Не затмевай свое сознание алкоголем» - это попытка обратить внимание каждого гражданина на свое здоровье, призыв к здоровому образу жизни. Другое рекламное обращение - «Позвони родителям» - тоже является социальной рекламой, призывающей не только поддерживать конкретно своих родителей, но и заботиться о старшем поколении вообще.

Информация о работе Социальная реклама, её сущность