Шпаргалка по "Технике и технологии СМИ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 23:28, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Техника и технология СМИ".

Работа состоит из  1 файл

шпоры по тит сми.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

   Короткие  волны используются для вещания  на зарубежные страны. «Дневной» поддиапазон (13, 16, 19 метров) используется в светлое  время суток, «ночной» (25, 31, 41, 49 и 75) — в темное время суток.

   Мощность  передатчиков (от 50 Вт до 1500 кВт) может изменяться в зависимости от времени суток: ночью, достигает максимальных значений, а с рассветом может быть снижена.

   Одним из недостатков считается явление  «замирания» радиоволн: сила принимаемого сигнала постепенно уменьшается, а  иногда и полностью прекращается. Это происходит потому, что радиоволны распространяются от передатчика по разным путям, под разными углами, и на радиоприемник могут прийти одновременно несколько волн; складываясь, они могут либо усиливать, либо ослаблять друг друга. Существуют участки Земли, где прием коротких волн иногда невозможен. В пространстве между местом, где прекращается прием поверхностной волны, и местом возвращения на Землю отраженной пространственной волны образуется зона молчания.

   В России короткие волны для вещания внутри страны почти не используются, основной объем вещания рассчитан на слушателей за рубежом. Для космической радиосвязи KB непригодны, так как ионосфера для них непрозрачна.

   Ультракороткие  волны (УКВ-1, УКВ-2 /FM/) — метровые — (длина волны 4,6-2,8 м; частота 65,9-108 МГц; частотная модуляция; высшая категория качества (30 Гц-15 КГц); стерео- или моновещание. Поверхностные и пространственные волны.

   FM-радиостанции (УКВ-2) появились в России сравнительно  недавно, но они очень быстро  завоевали своего слушателя высоким качеством звучания в эфире.

   В диапазоне метровых волн по существу представлено несколько поддиапазонов: УКВ-1 — 65,9-74 МГц; УКВ-2 — 87,5-108 МГц.

   Способность волны огибать препятствия в  УКВ диапазоне минимальна, сигнал может распространяться только

   в зоне прямой (почти оптической) видимости  между передающей и приемными  антеннами; данный диапазон свободен от атмосферных помех, а длят борьбы с промышленными и местными помехами (электродвигатели, системы зажигания  автомобилей и т.д.) применяется частотная модуляция. Для увеличения зоны прямой видимости передающие и приемные антенны поднимают на максимально возможную высоту. Обычно расстояние прямой видимости составляет 40-50 км, однако благодаря небольшой рефракции может достигать 60-80 км.

   УКВ диапазон идеален для вещания  в больших и средних городах, передатчики с мощностью от 2 до 15 кВт могут располагаться в  черте населенных пунктов и из-за небольшой стоимости быстро окупаться  коммерческими радиостанциями. Однако напряженность поля в метровом диапазоне неравномерна, так как прямые волны сталкиваются с отраженными от Земли и зданий волнами и в непосредственной близости от передатчика могут возникать звуковые искажения. Поэтому рекомендуется располагать передающие антенны на удалении от густонаселенных районов.

   Радиус  зоны обслуживания обусловлен исключительно  высотой передающей антенны. Для  расширения зоны вещания необходимо использовать ретрансляторы. УКВ волны  прозрачны для ионосферы, поэтому  в данном диапазоне может осуществляться космическая связь. 

   Структура радиостанции и ее оборудование

   Технической базой производства радиопродукции является комплекс оборудования, на котором  осуществляется запись радиопрограмм, обработка и последующая трансляция. Основной технической задачей радиостанций является обеспечение четкой, бесперебойной и высококачественной работы технологического оборудования радиовещания и звукозаписи.

   Работающие  в системе радиовещания и звукозаписи  лица не технических специальностей (журналисты, звукорежиссеры, режиссеры, дикторы, программно-редакционные работники) обязаны знать аппаратуру и технологию в объемах, необходимых для их практической работы.

   Радиодома и телевизионные центры являются организационной формой тракта формирования программ. Сотрудники радио и телецентров подразделяются на специалистов творческих (журналисты, звуко- и видеорежиссеры, работники отделов выпуска, отделов координации и т.д.) и технических специальностей — аппаратно-студийный комплекс (работники студий, аппаратных и некоторых вспомогательных служб). Аппаратно-студийный комплекс — это взаимосвязанные блоки и службы, объединенные техническими средствами, с помощью которых ведется процесс формирования и выпуска программ аудио- и телевещания. В состав аппаратно-студийного комплекса входят аппаратно-студийный блок (для создания частей программ), аппаратная вещания (для РВ) и аппаратно-программный блок (для ТВ).

   В свою очередь, аппаратно-студийный  блок состоит из студий и технических  и режиссерских аппаратных, что обусловлено  различной технологией непосредственного вещания и записи.

   Радиостудии — это специальные помещения  для проведения радиопередач, отвечающие ряду требований акустической обработки, чтобы поддерживать низкий уровень  шумов от внешних источников звука, создавать равномерное в объеме помещения звуковое поле. С появлением электронных устройств для регулирования фазовых и временных характеристик все большее применение находят небольшие полностью «заглушенные» студии.

   В зависимости от назначения, студии делятся на малые (эфирные) (8-25 кв.м), студии средней величины (60-120 кв.м), большие студии (200-300 кв.м).

   В соответствии с замыслом звукорежиссера в студии устанавливаются микрофоны, подбираются их оптимальные характеристики (тип, диаграмма направленности, выходной уровень сигналов).

   В студии могут находиться только лица, занятые непосредственно в данной передаче. При наличии на табло  сигнала «Микрофон включен» вход в студию запрещается. В исключительных случаях при наличии сигнала  «Микрофон включен « вход в  студию разрешается только в сопровождении выпускающего. При отсутствии сигнала вход в студии разрешается только с разрешения оператора эфирной аппаратной.

   Ведущий радиопередачи или диктор начинает передачу при наличии сигнала  «Все готово» или по команде оператора  эфирной аппаратной. Обо всех технических неисправностях или ошибках организационного характера диктор сообщает выпускающему и действует в соответствии с полученными указаниями.

   Монтажные аппаратные1 предназначены для подготовки частей будущих программ от несложного монтажа музыкальных и речевых фонограмм после первичной записи до сведения многоканального звучания к моно- или стереозвучанию. Далее в аппаратной подготовки программ формируются части будущей передачи из оригиналов отдельных произведений. Таким образом, формируется фонд готовых фонограмм. Из отдельных передач формируется вся программа, поступающая в центральную аппаратную. Отделы выпуска и координации осуществляют согласование действий редакций. В крупных радиодомах и телецентрах, чтобы обеспечить соответствие старых записей современным техническим требованиям вещания, существуют аппаратные реставрации фонограмм, где редактируется уровень шумов и различных искажений.

   После полного формирования программы  электрические сигналы поступают  в трансляционную аппаратную.

   Аппаратно-студийный  блок комплектуется режиссерским пультом, контрольно-громкоговорящим агрегатом, магнитофонами и устройствами звуковых эффектов. Перед

   входом  в студию устанавливают светящиеся надписи: «Репетиция», «Приготовиться», «Микрофон включен». Студии оборудованы микрофонами и пультом диктора с кнопками включения микрофонов, сигнальными лампами телефонными аппаратами со световым вызывным сигналом. Дикторы могут связаться с аппаратной, отделом выпуска редакцией, некоторыми другими службами.

   Главным устройством режиссерской аппаратной является пульт звукорежиссера, с помощью которого решаются одновременно и технические, и творческие задачи: монтаж и преобразование сигнала.

   В аппаратной вещания радиодома из различных передач формируется  программа. Части программы, прошедшие звукорежиссерскую обработку и монтаж, не требуют дополнительного технического контроля, но нуждаются в совмещении различных сигналов (речь, музыкальное сопровождение, звуковые заставки и т.д.). Кроме того, в современных аппаратных вещания устанавливается оборудование для автоматизированного выпуска программ.

   Конечный  контроль программ осуществляется в  центральной аппаратной, где на звукорежиссерском  пульте происходит дополнительное регулирование  электрических сигналов и их распределение по потребителям. Здесь производится частотная обработка сигнала, его усиление до требуемого уровня, сжатие или экспандирование, введение позывных программы и сигналов точного времени. 

   Подготовка  радиопередачи

   При работе в студии за технические требования к качеству продукции отвечают специальные сотрудники, тогда как при внестудийной записи практически все приходится делать самому журналисту. Именно он обязан выбрать тип и количество микрофонов, оптимизировать их расстановку для сведения к минимуму искажений в процессе записи.

   Сбор  материала

   Технология  сбора информации зависит от назначения и целей. Без предварительной  проработки материалов невозможно рассчитывать на то, что на этапе записи передачи журналисту хватит одной эрудиции. Необходимо просмотреть архивные текстовые материалы по проблематике будущей передачи, прослушать фонограммы («консервы» — профессиональный жаргон), провести переговорные процессы.

   Запись

   Надо  заметить, что сегодня распространена аналого-цифровая технология формирования передачи. Это объясняется тем, что частично традиционная аппаратура, например аналоговые микшерные пульты, до сих пор имеет технические преимущества перед цифровыми устройствами этого типа, а запись-воспроизведение и монтаж выполняются на «цифре». Необходимо помнить, что при аналоговой магнитной записи возникает основная доля искажений и шумов. Архивные записи, представляющие огромные массивы информации, хранятся пока в основном в аналоговом виде.

   Перед основной записью, в зависимости  от степени оперативности передачи, желательно провести предварительную запись. Расставить микрофоны, установить уровень сигналов и сделать пробную запись с контрольным прослушиванием.

   Наибольшую  сложность с технической точки  зрения представляет внестудийная запись, когда репортер может оказаться либо на открытом пространстве, либо в неприспособленном для записи помещении, В том и другом случае для качественной записи надо правильно выбрать тип микрофона.

   При возможности выбора надо постараться  найти помещение с допустимыми  акустическими характеристиками: желательно, чтобы комната по соотношению сторон приближалась к золотому сечению и в ней присутствовали звукопоглощающие предметы (шторы, мягкая мебель, ковры), то есть чтобы она не «гудела» от отражающихся звуков. Далее необходимо подобрать угол направленности микрофонов: чем уже будет диаграмма направленности, тем большие проблемы в работе будет испытывать звукорежиссер: малейшее отклонение от оси направленности говорящего — и в эфире может появиться «каша».

   Особые  сложности расстановки микрофонов встают перед журналистом и звукорежиссером при внестудийной записи музыкальных фрагментов. Теоретически в помещении можно найти геометрическую точку, обеспечивающую оптимальные параметры звучания, и в таком случае достаточно использования одного микрофона. Однако на практике это выполнимо далеко не всегда. В этом случае ищут зону с преобладанием прямых сигналов для расположения ближнего микрофона и зону «радиуса гулкости», где отношение уровня отраженного сигнала к уровню прямого равно единице (для общего микрофона). Нередко для оптимизации звучания используют «микрофон воздуха», который располагают за зоной радиуса гулкости.

   Запись  передачи на улицах, в аэропортах, вокзалах, во дворах всегда осложнена присутствием сильных посторонних шумов, поэтому журналист должен позаботиться о ветрозащите микрофона и уметь работать с суперкардиоидным микрофоном-пушкой. Выбор правильного поворота к источникам паразитических шумов (они не должны попадать на диафрагму микрофона) обеспечит наилучший уровень звучания. Чем меньше звуковых помех, тем шире диаграмма направленности должна быть у микрофона, иногда желательно, чтобы микрофон улавливал «эффект зала».

   В случае проведения внестудийного прямого  эфира наибольшую сложность представляет выбор канала связи со студией. По возможности надо избегать использования обычного телефона, так как частотных характеристик микрофонов недостаточно для вещания даже «разговорной» станции. При отсутствии возможности установить кабельный канал связи рекомендуется использовать репортофон -гибрид телефона и микшерного пульта, позволяющий подключать телефонную линию к эфирной аппаратной.

Информация о работе Шпаргалка по "Технике и технологии СМИ"