Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:11, реферат
Дискуссия о том, что происходит с российскими СМИ и в каком направлении развивается отечественная журналистика, идет практически с самого начала перестройки и участвуют в ней и журналисты, и представители аудиторных групп, и ученые. Суть дискуссии заключается в поиске ответов на вопросы: почему СМИ стали некачественными, бульварными, желтыми, а журналистика – продажной, некомпетентной, сервильной; почему никак не удается добиться того, чтобы пресса была свободной, честной и объективной.
Российские СМИ: противостояние матриц
И.М. Дзялошинский (Москва)
Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы
Дискуссия
о том, что происходит с российскими
СМИ и в каком направлении развивается
отечественная журналистика, идет практически
с самого начала перестройки и участвуют
в ней и журналисты, и представители аудиторных
групп, и ученые. Суть дискуссии заключается
в поиске ответов на вопросы: почему СМИ
стали некачественными, бульварными, желтыми,
а журналистика – продажной, некомпетентной,
сервильной; почему никак не удается добиться
того, чтобы пресса была свободной, честной
и объективной.
Ответы
предлагаются самые разные: от тлетворного
влияния Запада и жидомасонского
заговора до железной руки Кремля. Тональность
предъявляемых умозаключений также различна:
от сдержанности и уравновешенности научных
высказываний до апокалипсической эмоциональности
публицистической медиакритики.
Казалось бы, участие в этой «изыскательской» деятельности ученых мужей должно привести к искомому результату. И действительно, осуществлены многочисленные научные исследования, посвященные анализу СМИ и журналистики, в рамках которых ученые пытаются выявить закономерности и тенденции медиапроцессов. При этом исследовательское пространство масс-медиа достаточно полно охватывается тремя основными комплексами:
Таким
образом, очевидно, что предпринимались
достаточно серьезные попытки получить
ответы на сформулированные выше вопросы,
однако столь же очевидно и то, что
практически 20 лет дискуссий не привели
к желаемому результату. Так почему
же до сих пор эти действительно важные
вопросы остаются открытыми?
Ответ, на мой взгляд, прост: потому что СМИ являются социальным институтом, организующим деятельность включенных в сферу его влияния людей по определенным жестким матрицам, формировавшимся столетиями и чрезвычайно трудно поддающимся трансформации.
Попробую развернуть этот слишком лапидарный ответ.
СМИ как общественный институт
Сейчас
идея о том, что СМИ – это
институт массовой коммуникации, действующий
по определенным правилам, стала общим
местом. Теперь не нужно доказывать, что
массовая коммуникация как система, обеспечивающая
оперативное производство и массовое
распространение смысловых конструктов,
ядром которых являются способы жизнедеятельности
в изменяющихся условиях, порождает (используя,
разумеется, уже имеющиеся в обществе
элементы) совокупность общественных
институтов и видов деятельности, обеспечивающих
ее функционирование и развитие.
Одним
из таких институтов являются средства
массовой информации, а одним из
видов деятельности, обеспечивающим
функционирование этого института, является
журналистика. СМИ как социальный институт
задают журналистике нормативные установки,
правила профессионального поведения,
которые устанавливаются на основе определенных
принципов и носят характер закона, а также
реализуют стимулирующую, а иногда принудительную
функции (через запреты, разрешения, обязательства
и пр.).
Как и
любой общественный институт, СМИ
возникают в ответ на общественную
потребность в объективном
Это означает,
что СМИ в целом представляют
собой не просто совокупность организаций
и коллективов, исполняющих добровольно
взятые на себя определенные обязанности.
Это довольно жесткая система правил,
норм, общественных ожиданий, в соответствии
с которыми должны исполняться эти обязанности
[«Журналисты должны…». «Журналисты не
должны…». Президент, Премьер-министр,
спикеры обеих палат, министры, олигархи
– далее по списку до последнего алкоголика
– знают, что журналисты должны делать
и чего они делать не должны. И горе журналисту,
мнение которого о своих обязанностях
не совпадает с общественными ожиданиями].
Эти правила, нормы, ожидания объективируются
в виде определенного статуса людей, обеспечивающих
функционирование системы массовой информации,
а также в виде ролей, исполнение которых
возлагается (а иногда навязывается) на
людей, ассоциирующихся с данным институтом
[Понятие «роль» (как правило, с определением
«социальная») традиционно закреплено
за индивидом и используется для обозначения
совокупности норм, определяющих поведение
действующих в социальной системе лиц
в зависимости от их статуса или позиции,
и самого поведения, реализующего эти
нормы. Однако, на мой взгляд, богатые эвристические
потенции этого понятия дают возможность
использовать его и для обозначения определенного
аспекта функционирования различных субъектов
социальной деятельности (организаций,
учреждений – разнообразных подсистем
общества, обладающих статусом, позицией
в системе социальных взаимодействий)].
В этом
смысле СМИ, как и любой общественный
институт, предстает в качестве элемента
общественного целого, от которого
другие элементы ожидают вполне определенного
поведения, то есть реализации вполне
определенных функций. Но так же, как поведение
отдельного индивида может быть девиантным
(отклоняющимся) в положительном или отрицательном
смысле, так и функционирование того или
иного социального института может совпадать
с социальным заказом и ожиданиями других
социальных институтов, а может и не совпадать.
Уклонение от выполнения возложенных
на него функций (или несогласованные
отклонения) грозит данному общественному
институту (а конкретно – представляющим
его индивидам) различными санкциями.
Однако
пришло время, оттолкнувшись от понимания
того, что СМИ – это общественный
институт, двигаться дальше.
Коммуникационные матрицы
Современная
наука доказала, что любое коммуникативное
действие опосредовано обязательными
нормами и правилами, которыми определяются
взаимные поведенческие ожидания и которые
должны пониматься и признаваться, по
крайней мере, двумя субъектами, осуществляющими
коммуникацию. Каждый, кто участвует в
коммуникации, интуитивно стремится следовать
некоторым нормам и правилам, позволяющим,
по его мнению, общаться результативно,
успешно. Эти «регуляторы» обозначаются
разными понятиями: принципы, постулаты,
нормы, правила, дискурсы, конвенции, кодексы.
Так, в
одной из лингвистических работ утверждается,
что «отечественные и зарубежные ученые
в области теории речевых актов – А.А.
Леонтьев, Л.С. Выготский, М.Р. Львов, А.Е.
Супрун, Е.В. Клюев, Т.Г. Винокур, Дж. Остин,
Дж. Р.Сёрль, Г. Грайс, Г. Санс и др. – разработали
правила (принципы) речевой коммуникации:
принцип кооперации; принцип последовательности;
принцип предпочитаемой структуры; принцип
вежливости; принцип равной безопасности;
принцип децентрической направленности;
принцип адекватности того, что воспринято,
тому, что сказано» [Уманцева
Л.В. Коммуникативный
кодекс как основа воспитания
гражданина].
Наиболее
популярными в настоящий момент
являются понятия «дискурс» и
«конвенция».
Слово
«дискурс» (фр. discours, от лат. discoursus - рассуждение,
довод), переводится на русский язык как
речь, выступление, рассуждение. Однако
эти слова не передают тех смыслов, которые
вкладывают в это понятие специалисты.
Дискурс рассматривается как инструмент
не только освоения реальности через «обговаривание»,
но и конструирования нормативных моделей
– фреймов восприятия и сценариев поведения.
Таким образом, дискурс – это одновременно
и процесс, и результат (в виде сложившихся
способов, правил и логики обсуждения
чего-либо). При таком понимании дискурс
рассматривается как отложившийся и закрепившийся
в языке способ упорядочения действительности,
способ видения мира, реализуемый в самых
разнообразных (не только вербальных)
практиках, а следовательно, не только
отражающий мир, но и проектирующий и сотворяющий
его.
Любой
дискурс относится к
Основными параметрами институционального дискурса являются
Под конвенцией
понимаются принятые в данном обществе
(и регламентируемые данным обществом)
формы взаимодействия - в том числе и речевого.
Большинство коммуникативных актов в
той или иной степени регламентированы
[См.: Остин Дж. Как совершать действия
при помощи слов? с. 8-156.// Остин Дж. Избранное.
– М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной
книги, 1999; Остин Дж. Перформативные высказывания,
с. 263-281. // Три способа пролить чернила.
Философские работы. – СПб.: Алетейя, 2006;
Сёрль Дж. Что такое речевой акт? С. 56-74.
// Философия языка. – М.: Едиториал УРСС,
2004; Стросон П.Ф. Намерение и конвенция
в речевых актах, с. 35-55. // Философия языка.
– М.: Едиториал УРСС, 2004].
Если
иметь в виду социальные конвенции,
регулирующие инициацию того или
иного коммуникативного акта, то удобно
рассматривать коммуникантов
Довольно
часто для обозначения правил
коммуникации используется понятие
«кодекс». Л.В. Уманцева пишет по этому
поводу: «В толковых словарях слово
кодекс определяется как свод законов.
Уголовный кодекс; совокупность правил,
убеждений (перен., книжн.). Моральный кодекс.
В речевом общении существуют также свои
правила, убеждения, т.е. коммуникативный
кодекс». По ее мнению, «Основу коммуникативного
кодекса составляют такие базовые категории,
как коммуникативная (речевая) цель и коммуникативное
(речевое) намерение. Коммуниканты должны
соблюдать критерий истинности (верность
действительности), критерий искренности
(верность себе), критерий знания своего
родного русского языка, его литературных
норм (верность Родине, её достоянию –
русскому языку) и критерий нравственности
(верность разуму, сердцу своему) [Уманцева
Л.В. Коммуникативный
кодекс как основа воспитания
гражданина].
В последнее
время чрезвычайно популярным стало
понятие «формат». По-латыни формат
− это «вид, внешнее оформление». В полиграфию
термин вошел в XVIII веке в значении «размер
печатного издания, размер листа». Причем
в ходу был формат как термин, плюс к нему
прикреплены еще и номенклатурные полиграфические
наименования, обозначающие конкретные
размеры изданий, скажем формат А4, формат
А3, формат А2. Речь идет уже не просто о
внешнем виде, размере, а о совершенно
определенном размере, эталоне, стандарте
в полиграфической промышленности. Потом
это понятие стало использоваться компьютерщиками
для обозначения некоторых параметров,
свойств и возможностей, с которым могут
работать соответствующие компьютерные
программы. Из компьютерного лексикона
пришло и производное от формата понятие
форматировать: 1) стереть старую информацию
и установить новое программное обеспечение;
2) придать тексту определенный заранее
заданный внешний вид, например форматировать
текст по центру, левому или правому краю.
И в том и в другом значении глагола форматировать
сохраняется один и тот же смысл: структура,
эталон.
По мнению
Т.И. Суриковой «вот эта актуализированная
сема стандарт, эталон и позволила
понятию формат активизироваться в
обиходе теории и практики массовой
коммуникации, когда утратили свои
позиции эталонов, стандартов понятия
тип СМИ, жанр, стиль, отражавшие системность
этого явления. И слово становится модным…
Такое
стечение лингвистических и
Наиболее
популярным в настоящее время является
понятие «дискурс» (фр. discours, от лат. discursus
- рассуждение, довод), которое в словарях
переводится на русский язык как речь,
выступление, рассуждение. Однако в теоретической
рефлексии дискурс, чаще всего, рассматривается
как инструмент не только освоения реальности
через «обговаривание», но и конструирования
нормативных моделей – фреймов восприятия
и сценариев поведения. Таким образом,
дискурс – это одновременно и процесс,
и результат (в виде сложившихся способов,
правил и логики обсуждения чего-либо).
При таком подходе дискурс рассматривается
как отложившийся и закрепившийся в языке
способ упорядочения действительности,
способ видения мира, реализуемый в самых
разнообразных (не только вербальных)
практиках, а следовательно, не только
отражающий мир, но и проектирующий и сотворяющий
его.