Роль телевидения и кино в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 22:21, реферат

Описание

Телевидение стало самым доступным для значительной части человечества коммуникативным средством и вошло в повседневные социальные практики сотен миллионов людей. В результате, в деятельности современного человека просмотр телевизионных передач занял место одной из основных форм коммуникации, а в структуре потребляемой человеком информации объем телевизионной информации значительно возрос.

Содержание

Введение
Кинотеатры в жизни людей
Телесериалы на экране и в постсоветской мифологии
Почему не устраивают юных зрителей российские фильмы?
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 31.12 Кб (Скачать документ)

Министерство по образованию и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Воронежский Государственный Архитектурно-строительный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

«Роль телевидения  и кино в обществе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Лебедева  Татьяна

 Владимировна

группа 1821

принял:

Скулов  Александр

Иванович 

 

 

 

 

Воронеж 2011

Содержание:

 

  • Введение 
  • Кинотеатры в жизни людей
  • Телесериалы на экране и в постсоветской мифологии
  • Почему не устраивают юных зрителей российские фильмы?
  • Заключение
  • Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Введение.

 

      Телевидение стало самым доступным для значительной части человечества коммуникативным средством и вошло в повседневные социальные практики сотен миллионов людей. В результате, в деятельности современного человека просмотр телевизионных передач занял место одной из основных форм коммуникации, а в структуре потребляемой человеком информации объем телевизионной информации значительно возрос. Изменения в коммуникативной деятельности вызвали ряд трансформаций в трансляции социального опыта, и телевидение как социальный институт начал оказывать определенное влияние на результат социализации личности.

 

      Данное положение телевидения провоцирует развитие целого ряда противоречий в системе социализации современного человека.

 

       Телевидение располагает возможностями влиять на содержание культурных и социальных систем, участвуя в создании и трансляции определенного ряда социальных ролей, социальных норм поведения и ценностей.

 

       На базе данного института происходит развитие новых форм коммуникаций и социальных отношений личности, социальных и культурных систем. Трансляция многомиллионной аудитории красочных телевизионных образов обеспечивает изменение коммуникационных процессов общества, выстраивая их вокруг телевизора. В этой связи подвергается давлению традиционная система институтов.

 

        По мнению некоторых исследователей, телевизионная информация, выступая в форме жизненных историй, содержит определенные социальные модели поведения, социальные роли, картины мира. Телевизионные образы и ориентированный на зрителя способ трансляции телевизионной информации способны оказать сильное воздействие на объект социализации. Благодаря эмоциональной привлекательности телевизионных образов и героев происходит усиленное воздействие на сознание индивида и его окружения. Данная информация, транслируемая телевидением, способна влиять на социальные установки членов социальных групп и, следовательно, способствует формированию определенных социальных качеств и образцов поведения.

 

 

 

 

Кинотеатры в жизни  людей.

 

      Выбирая фильм для просмотра, кинопосетитель не ограничивается сравнительно

узкими рамками репертуарной афиши кинотеатров. В той или  иной степени он соотно-

сит свою кинопотребность  с репертуаром, предлагаемым всеми  доступными ему

каналами распространения  экранного искусства. Во внимание принимаются  также

разного рода обстоятельства, сопутствующие просмотру фильма в кинотеатре, по

телевидению и видео. Соответственно решения, определяющие производство филь-

мов, их импорт и показ  в кинотеатрах, должны приниматься с учетом многоплановых   прямых и обратных связей в системе «кинопосетитель — киновидеокультура».

Отсутствие или заметное снижение таких связей — одна из кардинальных причин

затяжного кризиса отечественного кинематографа вообще и кинопроката  в частности.

     

     Наблюдаемое отчуждение кинотеатра (производная дезинтеграции системы «киноте-

атр — кинозритель») закономерно  создает здесь социально-психологический  микро-

3

 

климат, который стал ощутимым барьером на пути к нему значительной части тра-

диционных почитателей киноискусства.

      Своеобразный вакуум вокруг кинотеатров возник не вдруг и не случайно. Несмотря

на усилия их персонала, они  медленно, но неизбежно шли к забвению. Тут не только

влияние факторов кино, видео  и телевидения, оглушительного падения  платежеспо-

собного спроса населения  и т.п. Кинотеатр, отпущенный на волю с тяжелым эконо-

мическим багажом (прямые и косвенные налоги, отсутствие материальной поддержки местных властей), пошел  по линии наименьшего сопротивления, обрастая ларьками,

ночными барами, киоскам  и одновременно создавая свой новый  имидж, который не

укладывается в рамки  представлений основной массы реальной и потенциальной кино-

аудитории.

     Однако люди продолжают ходить в кино. И побуждают их к этому не только филь-

мы, но и сами кинотеатры. Правда, мотивационная значимость кинотеатра сегодня

как никогда противоречива. Многих он прямо-таки отпугивает. Иные родители запре-

щают детям ходить в  кино. В творческой среде зреет  убеждение, что высокохудо-

жественные фильмы не находят  «своего» зрителя прежде всего потому, что тот не

может себе позволить окунуться  в сегодняшнюю атмосферу кинотеатра-«шалмана».

Чем же руководствуются зрители  при выборе кинотеатра? Для большинства (59%)

нет проблемы выбора. Они, как  правило, посещают определенный — «свой» кино-

театр. Остальные руководствуются  следующими мотивами. Наибольшую роль играет

желание посмотреть интересующий зрителя фильм. Заметим, что за последние  восемь

лет стремление увидеть конкретный фильм у столичной аудитории  резко снизилось: с

82% в 1985 г. до 43%'— в  1993 г. Далее среди мотивов выбора  кинотеатра — его

близость к дому (40%); 20% зрителей выбирают кинотеатр случайно. Среди менее су-

щественных мотивов фигурируют: возможность хорошо провести время  перед сеансом

(16%) и относительно недорогие  билеты в данном кинотеатре (14%).

       В центре города ведущий мотив выбора — желание посмотреть конкретный фильм

(57%). У жителей микрорайонов  наиболее важным оказывается  близость кинотеатра к

дому (48%). Казалось бы, при  некотором снижении значимости фильма в качестве мо-

тива кинопосещения должна возрастать мотивационная роль кинотеатра. Этого, одна-

ко, не происходит. Лишь 1/6 зрителей, собираясь в кино, считает что  в кинотеатре

можно хорошо провести время  перед сеансом. Теряя слой зрительской  аудитории, для

которой социально-психологический  климат в местах кинопоказа имеет, может  быть,

не меньшее значение, чем  качество фильма, кинотеатр не только несет прямые ком-

мерческие убытки, но и в  немалой степени лишается своей  привлекательности, ибо

теряет слой зрителей, которые  своей энергетикой, своей увлеченностью  создают и

поддерживают в кинопублике  климат доверия и доброжелательности, интерес к под-

линному искусству. Возрождение  кинотеатра в качестве общественно-культурного  фе-

номена возможно только при  условии возвращения этих зрителей в лоно «прокатной

кинематографии». [1]

 

 

 

 

Телесериалы на экране и в постсоветской мифологии.

 

       Сериалы обосновались на нашем телеэкране давно и прочно. Их популярность стала

известна. Сетования на всеядность массового телезрителя давно  прекратились, и сегодня

телевизионные каналы состязаются  за аудиторию «мыльных опер», ибо  сериал

 

4

гарантирует высокий рейтинг зрительских предпочтений, а это в свою очередь дает возможность хорошо продать рекламное время. 43% опрошенных  в возрасте старше 14 лет, по их признанию, полностью пренебрегают «мыльными операми». Любят смотреть телесериалы 53% респондентов. Правда, почти две трети из них смотрят их нерегулярно. Даже среди тех, у кого есть особенно любимый сериал, то есть приверженцев этого жанра, только половина находит время для просмотра всех или почти всех серий, остальные делают это с большими пропусками, главное для них - следить за развитием событий. Вместе с тем, каждый второй любитель сериалов успевает охватить две (33%), три (19%) картины и даже более.

       Старшее поколение смотрит телесериалы не только чаще, но и регулярнее. Этим

объясняется и рост доли зрителей старших возрастных групп  в актуальной аудитории

«мыльных опер». Так, если в московской телеаудитории зрители  старше 50 лет составляют одну четверть, то среди тех, кто смотрит сериалы регулярно, таких зрителей 41% . В аудитории телесериалов больше женщин. Среди тех, кто смотрит сериалы регулярно, они составляют 74%.

       Принято считать, что любители «мыльных опер» - это зрители с невысоким обра-

зовательным уровнем. Не совсем так, поскольку, по нашим данным, среди  приверженцев

сериалов до 44% имеют диплом о высшем образовании. Однако половина дипломированных зрителей старше 55 лет. Вообще пенсионеры составляют не самую большую, но самую активную часть любителей сериалов, и это естественно - у них просто больше свободного времени. 40% этой группы смотрят каждую серию полюбившихся фильмов, причем успевают следить сразу за 2-3 картинами. В целом, телесериалы, особенно учитывая их размещение в дневной сетке вещания, становятся зрелищем для неработающих. Это не только пенсионеры, но и домохозяйки, а также молодые мамы с маленькими детьми. Правда, у последних другой темп «потребления» этой телепродукции: они смотрят сериалы с большими пропусками.

        Мы не говорим о тех, кто пытается судить о сериале основываясь на критериях киноискусства и, естественно, отвергает его. Речь о другом. Те, кто выступает резко против «мыльных опер», очень часто оказываются просто носителями других социальных мифов. Также горячо и болезненно переживаемых, но оппозиционных, из другой субкультуры. Сериал-миф принимает участие в споре старого с новым, привычного с неприемлемым. Это сверхсильный аргумент в пользу ниспровергаемого самой жизнью. Жаль только, что эта сверхсила эффективно воздействует только на соответствующее мифологическое сознание. [2]

 

 

 

Почему не устраивают юных зрителей российские фильмы?

 

       Этот вопрос неизбежно возникает при исследовании проблем конкурентоспособности

наших картин и их возможностей "продержаться на плаву" в условиях коммерциализации, вестернизации и многоканальности их продвижения к зрителям. В этих условиях выживание и возрождение российского кинематографа тесно связано с налаживанием контактов с рождающейся новой киноаудиторией.

       Социологи НИИ Киноискусства в последнее время разрабатывают проблематику,

связанную с изучением  состояния и путей стимулирования конкурентоспособности

российских фильмов на внутреннем рынке. В конце 1995 г. было проведено иссле-

дование среди старшеклассников Москвы. Выбор такого объекта не случаен: в

последние годы в России на смену прежней советской киноаудитории  приходит новое

поколение зрителей с совсем иными запросами, предпочтениями, интересами и т.д. Те

ребята, которых мы опросили (от 14 до 17 лет), представляют собой первое

5

поколение зрителей, сформированное в условиях коммерциализации кино. Исследо-

вателей интересовало отношение  данной аудитории зрителей к российскому "постсо-

ветскому" кино, то есть к  фильмам, снятым после 1991 года. Какими же оказались основные претензии  московских школьников к новым российским кинофильмам? Чаще всего они отмечали утрату отечественным кино своего лица. Вот некоторые среди наиболее характерных ответов: "Тупые фильмы, все пытаются подражать зарубежным"; "Серые, унылые картины. Бледное копирование зарубежных фильмов"; "Пародия на американское кино. Очень много стриптиза, насилия и драк". Эти оценки дополняет распределение ответов по предложенным в анкете вариантам. На первый план вышли следующие претензии: "Мало ярких зрелищных эпизодов" - 21%; "Малая увлекатель-

ность и занимательность" - 20,5%; "Истории, о которых рассказывают отечественные

фильмы, неинтересные" - 20; "Обилие малоинтересных, стандартных  личностей,

недостаток ярких героев" — 20%; "Недостаточный уровень технического исполнения и

спецэффектов" -18%.

      В этих претензиях и требованиях присутствует немало общего, что их объединяет.

Сегодня посещение кинотеатра для школьника - вовсе не заурядное, обычное явле-

ние, как это было десять лет назад, а, можно сказать, исключительный случай. И они

ожидают от своего посещения  кинотеатра соответствующей отдачи: надолго

запоминающегося зрелища, имеющего в какой-то мере сенсационный характер, спо-

собного захватить воображение, увлекающего динамичностью действия или психо-

логизмом жизненной истории, интересными человеческими характерами. Западные ленты чаще отвечают таким ожиданиям, чем наши. Поэтому не случайны сетования по поводу того, что "наши фильмы очень скучные , за исключением некоторых", "в них нет определенного содержания и смысла, к тому же они непонятны".

Информация о работе Роль телевидения и кино в обществе