Реклама в системе общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:26, реферат

Описание

Мы сталкиваемся с рекламой повсюду. Мы постоянно следуем ей выбираем PEPSI, читаем COSMOPOLITEN, покупаем телевизоры SONY. Причем одна реклама действует на нас более эффективно, чем другая. Изучение рекламы важно для развития, по существу, всех гуманитарных наук. В ней, как в фокусе, сошлись многие ключевые проблемы функционирования общественного сознания.
Итак, целью реферата является изучение рекламы как социально-культурного феномена.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Обзор литературы……………………………………………………………..4
Реклама в системе общественных отношений……………………………….6
Проблема отношения общества к рекламе…………………………………….6
Моральные нормы в рекламе…………………………………………………...7
Реклама как элемент культуры………………………………………………....7
Реклама превратилась в искусство…………………………………………...9
Реклама как источник национальной культуры……………………………...10
Место рекламы в художественной культуре……………………………….11
Может ли реклама быть искусством?..........................................................16
Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

культурология.docx

— 43.62 Кб (Скачать документ)

Реклама сохранила свою сущность, приобретя новую оболочку. Теперь всё, что необходимо для создания шедевра, присутствует и в создании рекламного плаката. Четкая целенаправленная работа, осмысленность и творчество.

 

Реклама как источник национальной культуры

Однако далеко не всем известно, что реклама, будучи явлением массовой культуры, в целом ряде случаев  способна создавать продукты, имеющие  не только массовый потребительский  характер, но и переходящие в ранг высоких культурных ценностей. Сегодня  реклама и культура тесно переплетены.

Так, например, цвета костюмов, в которые одеты Санта-Клаусы Америки, были в свое время заказаны компанией «Кока-Кола» в рекламных  целях. История забылась, а образ  американского Деда Мороза стал культурным достоянием не только огромной страны, но и всего мира. Изобретенные компанией «Памперс» бумажные подгузники для детей превратились в неотъемлемый атрибут детской гигиены и по сути дела стали частью культуры современной семьи в развитых странах.

В соответствии с социодинамической  теорией культуры, подобно всякому  сообщению, «культурное сообщение» имеет свою цикличность: от создателя сообщения («идеи») к микрогруппе (дающей как бы первое «одобрение» этой идее) и от нее через средства массовой коммуникации (радио, телевидение, печать и т. д.) к его распространению в макрогруппе или обществе в целом. Уровень усвоения «идеи» коллективом оказывает затем обратное воздействие на создателя в его работе над новой «идеей» по принципу «обратной связи».

 

 

Место рекламы  в художественной культуре

Со стороны представителей культуры поступает немало критики  по поводу неэтичности рекламы, ее плохого  дизайна и других проблем.

Современная художественная культура России находится в глубоком кризисе. Связано это, прежде всего, с изменением жизненных ценностей современных  россиян, что незамедлительно сказывается  и на культуре общества.

История свидетельствует, что во многом благодаря именно принципу самоорганизации  культурной жизни наша страна добилась во второй половине XIX - начале XX века удивительного  расцвета культуры и искусства.

Развитие культуры России в современных  условиях являет собой не только процесс  развала, но приводит и к появлению  новых видов деятельности. Так, с  недавних пор в России стал популярным жанр мюзикла - жанра, объединяющего  в себе черты музыкального спектакля, кабаре, оперетты, а также современных  спецэффектов и методов постановки.

Отметим, что мюзикл стал популярен  не столько благодаря своим художественным характеристикам, сколько грамотным  рекламным кампаниям.

 Не берусь утверждать, что реклама — это высшее достижение культуры. Но совершенно очевидно, что она составляет самую значительную часть так называемой «массовой культуры», самой популярной и вездесущей. Конечно, массовая культура — феномен очень сложный и неоднозначный. И по-разному интерпретируется. В моем понимании массовая культура — это культура и искусство, адаптированные для сферы досуга.

В массовом обществе среднестатистический условный человек  в силу целого ряда социальных, экономических  и других причин не может добиться реализации своих ожиданий и реализует  их мысленно или подсознательно идентифицируя  себя с удачливыми героями массовой культуры. Ее потребитель живет не в реальном, а в вымышленном, легком и интересном для него мире, отрешаясь от трудных проблем. И в этом - причины ее чрезвычайной популярности.

Что интересует «массового человека»? На этот вопрос дал точный ответ «король желтой прессы»  Уильям Рандольф Херст еще в 1927 году: «Читатель интересуется прежде всего  событиями, которые содержат элементы его собственной примитивной  природы. Таковыми являются:

1. Самосохранение.

2. Любовь и размножение. 

3. Тщеславие».

Массовое искусство  откровенно предназначено для массовых продаж. Поэтому в каждом его продукте мы можем найти встроенную в него рекламу.

Хотим мы этого, или  не хотим, но реклама не только подсказывает нам стандарты поведения в  той или иной ситуации, но и в  значительной степени определяет мораль общества и его этические параметры. Особенно во взаимодействии с модой. Мода без рекламы была бы лишена своей могучей силы, именно их тандем существенно влияет на наши вкусы. Да и вообще реклама выступает как  самый активный пропагандист эстетических ценностей.

Следует отметить, что развитие современного искусства невозможно без рекламы, которая расскажет  о нем. Однако, необходимо избегать примитивизации художественной культуры. Ее массовость не должна становиться  ширпотребом. Следовательно, и рекламные  средства, используемые в сфере художественной культуры, должны быть отличными от средств, используемых в иных сферах. Применение рекламы в сфере художественной культуры должно быть осмысленным, направленным на ее прогрессивное развитие, и  не должно вести к деградации культуры и всего общества.

Социальной рекламы  в городе ее стало несравнимо больше, чем несколько лет назад. Но в отличие от коммерческой этот вид рекламы живет на экранах и растяжках не очень долго, а потому плохо запоминается.

Признаем, что наружная реклама украшает город. Уберите рекламу, и вы сразу почувствуете не только резкие изменения в пейзаже города, но и в собственном настроении — город станет скучным и унылым. Реклама повсюду создает благоприятную психологическую атмосферу, атмосферу праздника, заряжает нас оптимизмом. Если на окраинах городов убрать облепившую дома наружную рекламу, они будут выглядеть довольно убого. Она хороша для маскировки и бедной, и безликой архитектуры.

А если речь идет о своеобразной архитектуре большого города, архитектуре, запечатлевшей его историю, об архитектуре, представляющей его «лицо», о творении великих зодчих?

 На культовых зданиях  рекламу не размещают. Нет ее  пока и на стенах Кремля. Но  ведь есть и другие места,  тоже ценные с исторической  точки зрения, которые скрыты  щитами и другими видами наружной  рекламы. Прочитал в газете  статью о том, как наружная  реклама скрывает и искажает  облик Петербурга.

Все протестуют против прерывания передач рекламой. Но ведь порой  иной рекламный ролик гораздо  интереснее, чем какой-нибудь занудливый сериал. Хорошая реклама — это  маленькое произведение искусства. И не случайно в разных странах  проводятся конкурсы рекламной продукции. В США главный приз называется «Клио» — по имени одной из девяти муз. Это своего рода рекламный «Оскар».

Конечно, далеко не все рекламные  ролики представляют собой произведение искусства. К сожалению, мы видим  на нашем телеэкране массу пошлых, глупых, а то и просто вредных  реклам. Хотелось бы, чтобы наша реклама  обогащала нашу культуру, а не низводила  ее до уровня «культуры» неандертальца.

Рекламные приемы существуют в течение многих веков. Однако в  современном понимании реклама  появилась совсем недавно, это порождение культуры XX в. Массовая культура, с одной  стороны, и формирование «общества потребления» – с другой, создали принципы современной рекламы.

 Реклама существует благодаря  средствам массовой информации, как правило, реклама – их  неотъемлемая часть (основной  источник дохода). Поэтому она  стала атрибутом жизни современного  общества, оказывая влияние на  становление личности, на стиль  жизни, на формирование стереотипов  и интересов. 

Поскольку реклама – феномен современной культуры, то надо сказать о самой культуре XX в. Вторая половина столетия – эпоха постмодернизма, как ее принято называть. Постмодернизм можно считать преобладающим типом мировоззрения нашей эпохи. Это нечто более глобальное, чем направление в искусстве или стиль современного искусства. Это, скорее, определенный исторический период в развитии культуры.

Постмодернизм своим возникновением во многом обязан развитию новейших технических  средств массовых коммуникаций: телевидению, видеотехнике, информатике, компьютерной технике. Это, в первую очередь, массовая культура, созданная для масс, для  народа, понятная и доступная массам.

Во второй половине XX в. отношение  к массам меняется, прежние понятия  «элитарного» и «массового» теряют всякий смысл. В отличие от прежнего неприятия или практики случайных  контактов с массовой культурой, искусство поставангарда активно  вступает в нее, иронически ее переосмысливая и давая ей опережающие задания  в сфере моды, музыки, танца, рекламы.

Массовая эта культура и потому, что она создается и распространяется средствами массовой информации.

Современное искусство не предполагает серьезного к нему отношения. Главным  элементом его становится развлекательность. Нередко искусство XX в. называют игровым, несерьезным. Отсутствие жестких рамок  и канонов ведет к многополярности, к многообразию взглядов. Культура постмодернизма предполагает плюрализм, сосуществование несовместимого. Это демократическая культура, и ее характерные черты: многообразие, терпимость к различным культурным проявлениям, пантеизм, многонациональность, огромный спектр приложений, отсутствие авторитетов, отсутствие центра. Она характеризуется открытой развлекательностью, занимательностью многих сюжетов, что способствует их популярности у массового зрителя.

Наиболее яркое проявление массовой культуры – китч. Это искусство, упрощенное, оптимизированное под вкусы  и интересы среднего потребителя. Китч не исключает использование технических  приемов и исполнительного мастерства «высокого» искусства. Однако используют с целью психологической релаксации.

В настоящее время границы между  «высоким» и «низким» искусством, китчем и классикой стали условными  и всякий раз зависят от конкретного  контекста. Они зависят от того, как  подана реклама, от того, чья это  реклама и чего ожидает зритель.

Современная культура является главным  образом визуальной. Если ранее доминантой в культуре было слово, то теперь, благодаря  развитию науки и техники, культура стала ориентироваться на изображение.

В XX в. стало возможно сочетать языковую и визуальную коммуникацию. Телевидение  и Internet позволяют донести до масс не только картинку, но и видеофильмы  и анимацию. Это добавляет реализма в изобразительную культуру. Чтобы  быть массовой, культура должна быть доступна для большинства, следовательно, образ  – более универсален. 
 Место рекламы в современной культуре тесно связано с искусством поп-арта – использованием коммерческого искусства в качестве предмета изображения. Как направление в искусстве, поп-арт противостоит коммерческому искусству, т. е. рекламе и искусству средств массовой коммуникации, с одной стороны, и абстрактному искусству – с другой. В то же время поп-арт является синтезом обоих направлений: «творчество должно было впитать содержательность коммерческого искусства, которое в свою очередь должно было «облагородиться» прививкой модернистских приемов». Реклама, в свою очередь, заимствовала приемы у поп-арта. Например, гигантские пластмассовые овощи Клаэса Ольденбурга являются прообразом рекламных пространственных конструкций и материалов для оформления точек продаж.

Не возвел ли поп-арт рекламу  в ранг высокого искусства, или искусство  опустилось до уровня массовой рекламы? Этот вопрос до сих пор вызывает полемику.

 

Может ли реклама  быть искусством?

Большинство мнений склонно к тому, что реклама является частью искусства, однако, по моему мнению, эта точка зрения является одним из величайших заблуждений современности! Ведь, в отличие от искусства, реклама находится за гранью моральных принципов и нравственных категорий. С помощью рекламы можно продавать не только хорошие и полезные товары, но и плохие, даже вредные для человека товары. И это только одно из самых безобидных отличий рекламы от настоящего искусства. 
 Еще одним важным отличием рекламы от искусства является то, что искусство люди потребляют добровольно, а рекламу им навязывают. У искусства, в отличие от рекламы, нет задачи - увлечь аудиторию в максимально короткие сроки и независимо от ее желания.

И, наконец, искусство не несет в  себе никакой практической функции. Оно ценно само по себе. И, если произведения искусства и стоят больших  денег, то не из-за их утилитарных качеств, а потому, что за них готовы эти  деньги платить, несмотря на бесполезность  произведений искусства в практическом смысле.

Реклама же, в отличие от искусства, преследует вполне утилитарную цель, и цель эта - коммерческая. Это многим может не нравиться, но, когда в  рекламе на первое место начинает выступать ее художественная ценность, эффективность такой рекламы снижается, потому что главная цель рекламы – продавать.

Реклама – это технология опосредованной продажи товара, технология сложная  и имеющая свои законы и механизмы, порой очень сильно отличающиеся от законов искусства.

Но все же рекламу продолжают называть искусством. В этом случае, скорее всего, имеется в виду искусность, мастерство. Лишь в редких случаях это мастерство способно «дотянуться» до уровня «высокого» искусства.

 

Заключение

Таким образом, по завершении проведенного исследования можно сделать определенные выводы.

Рекламная деятельность —  это сложная система связей и  отношений между людьми, которая  включает в себя большое количество различных способов взаимного воздействия людей друг на друга. При этом рекламные воздействия не являются однонаправленными и односторонними, а представляют собой многоуровневую противоречивую систему коммуникаций с широкой сетью всевозможных обратных связей. Поэтому о рекламной деятельности говорят, сегодня как о системе рекламных коммуникаций.

Рекламная деятельность —  противоречивое явление, а значит, способное  к изменению и развитию. В процессе развития общества она неизбежно будет принимать все более сложные и специфические формы. От позиции общества по отношению к рекламе зависит не только ее будущее, но и будущее самого общества, будущее национальной культуры.

Информация о работе Реклама в системе общественных отношений