Реклама в поле социологического дискурса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:14, курс лекций

Описание

Первая группа определений идентифицирует рекламу, прежде всего, как сообщение, послание, представляющее аудитории некото­рый объект (явление, процесс). Именно такая точка зрения отражена в федеральном законе «О рекламе», где реклама определяется как распространяемая в любой форме, с помощью любых средств инфор­мация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начина­ниях (рекламная информация), которая предназначена для неопре­деленного круга лиц и призвана формировать или поддерживать ин­терес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний.

Содержание

ГЛАВА 1. Реклама в поле социологического дискурса
1.1. Реклама: проблема*идентификации и определения
1.2. Дискурсы рекламы
1.3. Реклама в контексте основных категорий социологии
1.4. Социология рекламы как отрасль социологического знания. Взаимосвязь с другими социологическими дисциплинами
ГЛАВА 2. Возможности исследования рекламы в рамках основных парадигм социологии
2.1. Социология как мультипарадигмальная наука
2.2. Реклама в структурной парадигме («парадигме фактов»)
2.3. Реклама в свете интерпретативной парадигмы социологии («социологии дефиниций»)
2.4. Реклама в интегративной парадигме
ГЛАВА 3. Реклама и проблема социального воздействия
3.1. Рекламное воздействие как влияние на управляемую подсистему
3.2. Социально-технологический подход к рекламному воздействию
ГЛАВА 4. Социология потребления как основание рекламного воздействия
4.1. Потребление как социально детерминированный процесс
4.2. Роль рекламы в процессе принятия потребительского решения
ГЛАВА 5. Базовые модули рекламы как социальной технологии: структуризация и проблематизация
5.1. Алгоритмизация рекламного процесса
5.2. Сегментирование рекламной аудитории
5.3. Позиционирование рекламируемого объекта
5.4. Имиджирование рекламируемого объекта
5.5. Брендинг
ГЛАВА 6. Некоторые особенности российского социума как реципиента рекламного воздействия
6.1. Отношение российских потребителей рекламы к рекламе
6.2. Потребители рекламы и рекламная аудитория — проблема несовпадения

Работа состоит из  1 файл

Лекции по социологии.doc

— 1.68 Мб (Скачать документ)

По нашему мнению, следует обратить особое внимание на тер­мин «обмен» в данном контексте. Достаточно общепринятым в среде специалистов, связанных с рекламой, является мнение о том, что реклама обслуживает потребление. Но цель капиталисти­ческого производства — получение прибыли, а не рост потребле­ния. Прибыль же, еще по К. Марксу, создается в производстве, но проявляется только в процессе обмена. «Для капиталистов цель расширения производства состоит, как известно, в извлечении прибыли. Последнее предполагает производство ради обмена, а не ради потребления», — вполне «по-марксистски» пишет один из ве­дущих современных социологов И. Валлерстайн [19, с. 109]. Соот­ветственно, назначение рекламы — стимулировать обменные опе­рации, в т.ч. и за счет роста «нерационального» потребления — по­требления товаров, которые с некоторой «объективной» точки зрения не нужны (ручки с золотым пером или гель для душа), а то и вредны (как, например, чипсы или мороженное).

Товар — один из основных терминов не только в экономике, но и в маркетинге, и в рекламе. Как правило, под этим словом пони­мают материальный объект (вещь), предлагаемый к продаже. Но это слишком узкое определение, не соответствующее сегодняш­ним реалиям. В классической работе Ф. Котлера «Основы марке­тинга» под товаром имеются в виду отнюдь не только материаль­ные объекты, но и услуги, идеи, организации, личности, места, виды деятельности, словом, все то, что выносится на тот или иной вид рынка (рынок предметов потребления, услуг, политический рынок, рынок рабочей силы и пр.). Строго говоря, даже само рас­пространенное выражение «товары и услуги» неправильно, так как услуга — тот же товар, но в невещественной форме. Сам Ф. Котлер в своих последних работах все чаще заменяет слово «то­вар» термином «предложение» или «средство удовлетворения» и говорит о «маркетинге предложений».

Есть такой раздел рекламы, как корпоративная реклама — рек­лама не конкретного товара, а фирмы, больницы, университета... В данном случае рынку предлагаются организации, точнее — ре­путация организации. Во многих странах очень распространена реклама городов, особенно являющихся центрами туризма, отды­ха (так называемая «реклама мест»). Социальная реклама — рекла­ма социально одобряемых «предложений», не имеющих коммер­ческого характера, позитивных социальных идей. Есть реклама, пропагандирующая те или иные идеологемы (можно сказать — идеологическая реклама). В советский период часто можно было встретить лозунг «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи». Это — пример рекламы идеологии. Политическая реклама — это презентирование аудитории предложений, связанных с борьбой за доступ к политической власти и с осуществлением властных полно­мочий органами власти. В качестве «средства удовлетворения» по­литических запросов аудитории предлагается личность кандидата вдепутаты, политическая партия или предвыборный блок. Реклама армии, которая время от времени стала появляться на российских каналах массовых коммуникаций — это так называемая «институ­циональная реклама», т.е. реклама социальною института. На­помним еще раз, что на рынок может предлагаться объект любой природы, а не только «товары и услуги» в традиционном понима­нии этого слова.

В пункте 1 упомянуты слова «конечная цель». Конечная цель рекламы — реализация товара. Но не всегда это непосредственная цель данного рекламного объявления. Так, корпоративная рекла­ма предполагает формирование положительного отношения к фирме, а не прямое стимулирование продаж производимых фир­мой товаров. Но благожелательное отношение потенциальных потребителей к фирме необходимо, в конце концов, именно для того, чтобы «кассовый аппарат крутился быстрее», даже если речь не идет о коммерческой рекламе.

       2. Платность создания и передачи сообщения.

Сообщение создается и передается аудитории на возмездных ос­нованиях (за плату со стороны рекламодателя). Рекламодатель пла­тит как за разработку и изготовление самого рекламного сообщения, так и за размещение его на канале рекламной коммуникации. Бес­платной рекламы не бывает. Есть случаи, когда реклама бесплатно разрабатывается дизайнером, но, как правило, он делает это в пред­дверии конкурса, тендера и т.п., т.е. желая продемонстрировать свои творческие способности и потенциальные возможности к выполне­нию заказа. Есть случаи, когда реклама (прежде всего социальная) бесплатно размещается на телевидении, радио, но это связано или с требованием законодательства (российское законодательство обязы­вает СМИ предоставлять 5% рекламного времени или рекламного пространства для размещения социальной рекламы), или с благотво­рительной деятельностью самого телеканала или радиостанции. Они оплачивают появление социальной рекламы в эфире тем, что недо­получают прибыль от коммерческого использования данного рек­ламного времени. «Бесплатная реклама» — это образное выражение. Имеется в виду, что реклама оплачена не тем, чье «предложение» рек­ламируется, а другой стороной (благотворительным фондом, фир­мой-спонсором, средством массовой информации и пр.). Именно платность создания и передачи сообщения аудитории отличает рек­ламу от PR. В PR источник коммуникации оплачивает лишь созда­ние сообщения (информационный повод), доведение сообщения до аудитории должно происходить уже без участия коммуникатора.

           3. Сообщение является неперсонифицированным. Даже если реклама (например, рекламное письмо) предваряет­ся персональным обращением ( «Уважаемый Олег Петрович...»), рекламные сообщения разрабатываются и передаются в расчете не на отдельного человека, а на группы. Неперсонифицированное со­общение — рекламное сообщение, разработанное и переданное в расчете не на отдельное физическое или юридическое лицо, а на группу таких лиц. Личное обращение, в данном случае, просто за­головок рекламного объявления. Группа физических или юриди­ческих лиц, для которой предназначено рекламное сообщение, называется рекламная аудитория. Эти аудитории могут охватывать как население целых регионов мира (как в случае с рекламой «Ко-ка-Кола»), так и население микрорайона (реклама местного про­дуктового магазина). Другое дело, что разработана реклама долж­на быть таким образом, чтобы создавалось впечатление личного обращения к данному конкретному адресату.

Случаем, когда требование неперсонифицированности нару­шается, является интерактивная реклама, предполагающая актив­ность реципиента рекламного сообщения, персональную заявку им себя. Но все же объем такой рекламы все еще существенно ус­тупает объему массовой, неперсонифицированной рекламы.

           4. Сообщение передается от имени неанонимного рекламодателя. Неанонимный рекламодатель — источник рекламного сообще­ния, идентифицируемый аудиторией. Рекламодатель оплачивает рекламу с целью убедить людей в преимуществах своего товара. Ес­тественно, он желает, чтобы потребительская аудитория идентифи­цировала его товар, самого рекламодателя, а иногда и то, и другое сразу. Есть реклама, в которой назван только товар (сладкая закус­ка «Сникерс»), есть, где назван только рекламодатель (фирма «Партия»), есть, когда объявляется и то, и другое (стиральный по­рошок «Тайд», продукция компании «Проктер энд Гэмбл»).

Особые проблемы возникают с социальной рекламой. Россий­ским законодательством запрещено указывать в рекламном объ­явлении ее спонсора, поэтому часто она идет без указания источ­ника сообщения. Но в США, например, иной подход. Реклама — не самоцель, а часть социальной программы (по борьбе с наркоти­ками, по предотвращению лесных пожаров). Поэтому в подобной рекламе указывается контактный телефон или адрес организации, куда можно обратиться с информацией или с запросом по сути рекламного сообщения (противопожарной службы, медицинско­го наркологического центра, общественной организации). Этофактически обязательное требование к социальной рекламе за рубежом. Предъявляемое к нашей социальной практике в этой области, оно вызывает порой парадоксальные последствия. Так, в 2000 г. в России был снят социальный ролик «Исчезновение» (ки­нокомпания «Пигмалион»), посвященный проблеме сексуально­го трафика. Молодые женщины из России, Украины и других стран Восточной Европы вербуются на работу за рубежом в каче­стве медсестер, нянь, горничных, танцовщиц. В стране пребыва­ния они отдают свои документы работодателю и оказываются «между небом и землей», а то и в сексуальном рабстве («Вас нет. Вас нигде нет»). Рекламный ролик призывает тщательно изучить работодателя, проверить легальность его бизнеса перед тем, как давать согласие на работу. Финансировал этот ролик Госдепарта­мент США. По принятому там стандарту, заказчик потребовал указать в конце координаты того государственного органа, кото­рый мог бы дать подобную информацию будущему «гастарбайте-ру». В России такой организации нет, но без этого ролик не при­нимался заказчиком. «Пигмалион» дал в конце координаты суще­ствовавшего тогда российского министерства по делам национальностей. Оно этим вопросом не занималось, но хоть как-то подходило по названию.

Указанные четыре критерия являются обязательным призна­ком рекламы. Но есть еще два, относительно которых можно сказать что они «как правило» характерны для рекламного сооб­щения:

           5.  Рекламное сообщение содержит элемент убеждения в пре­имуществах данного предложения по сравнению с аналогами.

           6. Имеет место неличная презентация рекламируемого предло­жения, т.е. передача сообщения осуществляется через посредни­ков, в качестве которых выступают чаще всего каналы массовой коммуникации.

Рассмотрим пункт 5. Проанализировав различные определе­ния понятия «реклама», можно обратить внимание на то, что трактовки этой категории различаются тем, считается ли реклама просто «объявлением товара», или же к рекламе относится только «восхвалительное объявление товара» (определение В.Даля). В не­которых случаях к рекламе относят любое оповещение об услуге, идее, продукте и т.д., если это оповещение способствует их реали­зации. В этом случае написанное от руки объявление на автобус­ной остановке «Продается шкаф» с указанием контактного телефо­на — это реклама. В других случаях рекламой считается только такое объявление товара, в котором имеется элемент убеждения в преиму­ществах данного товара. Тогда листок с надписью «Продается шкаф» — не реклама, но вот если бы было написано «Продается прекрасный шкаф», или «Дешево продается шкаф», или «Прода­ется шкаф. Купите, не пожалеете», то это реклама

Такая разница возникла исторически. Цель рекламы — стиму­лирование реализации. Если на рынок вынесен только один то­вар, то аудитория не имеет возможности выбора одного объекта из нескольких. Тогда реализации будет способствовать простое указание на предлагаемое благо. Модель для иллюстрации такой ситуации предложила Л.Н. Федотова в своей книге «Социология рекламы» [155]. Ковбойский улица-город времен освоения «ди­кого Запада», вдоль дороги вытянуты строения с надписями «Са­лун», «Банк», «Почта», идентифицирующими оказываемые в них услуги. Безусловно, для проезжающих эти надписи были важны, они способствуют реализации предлагаемых услуг. Если считать рекламой любое оповещение о товаре, то вывески «Салун», «Банк» — реклама, они выполняют рекламные функции. Соглас­но второй точке зрения — подобные объявления нельзя считать рекламой. Это действительно оповещение о предложении това­ра, но оно в случае необходимости неминуемо будет принято (другой почты или банка в городе нет). Подлинная же реклама, реклама в полном смысле слова возникает только там, где есть выбор между несколькими конкурирующими предложениями.

Возникновение ситуации выбора — вот обязательное условие возникновения «настоящей» рекламы. Ситуацию выбора создало развитие производства. Ранее вещи производились вручную, предприятие располагалось по месту проживания производителя и, как правило, недалеко от места проживания потребителя. Рабо­та велась, по большей части, на конкретного, известного заказчи­ка, значительная доля товара продавалась самими производителя­ми. Технологические и социальные изменения — возникновение мануфактур и буржуазные революции — разрушили средневеко­вую цеховую организацию производства. Возник слой конкуриру­ющих друг с другом производителей, соответственно — создалась ситуация выбора. Именно тогда и появилась реклама как техноло­гия убеждения потенциального потребителя в превосходстве данно­го товара над конкурирующими по каким-либо критериям и параме­трам. Недостаточно было просто оповестить о товаре, нужно бы­ло заявить о его преимуществах. Реклама стала не просто «объявлением», а «восхвалительным объявлением».

Взаимосвязь производственного развития и развития рекламы пояснил (на материале пореформенного развития России) первый русский теоретик рекламы Н. Плиский еще в конце XIX века. Он писал: «Недавно еще всякий купец, дороживший своей репутаци­ей, полагал, что действовать при помощи рекламы не соответству­ет его достоинству, чтобы при ее содействии, например, преодоле­вать конкурентов. Предубеждение это было столь сильно распро­странено, что оно не только в деловых кругах преобладало, но большею частью вследствие близких сношений с публикой, усво­ено последнею до того, что она клеймила прозвищем плута всяко­го, кто осмеливался прибегать к рекламе. Теперь это время отошло уже в область преданий! Хотя и долго сопротивлялись все те важ­ные торговые дома, которые хотели, чтобы их репутация состав­ляла единственную их рекламу, они должны были принять участие в общем стремлении в духе времени: если б они этого не сделали, то исчезли бы вместе со своей репутацией» [115, с. 45-46].

Много позже социологическое обоснование генезису рекламы как социального явления дал в своих работах «Евреи и хозяйст­венная жизнь» (1912 г.) и «Буржуа» (1913 г.) В. Зомбарт. Он разде­лил способы ведения хозяйства в условиях раннего капитализма на «спекулятивный» и «традиционный». Традиционный был ори­ентирован, прежде всего, на стабильность. Он абсолютно домини­ровал в докапиталистической хозяйственной жизни, но имел су­щественное значение и в «строении» раннекапиталистического духа. Клиенты еще считались не свободными в своих решениях «агентами рынка», а неким «огороженным кругом», отведенным отдельному коммерсанту подобно «территории в заморской стра­не, которая представлена компании как отграниченная область для исключительной эксплуатации». Строжайше воспрещена бы­ла всякая «ловля клиентов». В. Зомбарт пишет, что «отбивать у своих соседей покупателей» считалось не только безнравствен­ным, но и просто «нехристианским»... «Совершенно последова­тельно тогда были запрещены, каждая в отдельности и все вместе, те уловки, которые стремились к тому, чтобы увлечь свою клиен­туру. Еще в середине XIX века у важнейших торговых домов оста­ется отвращение даже по отношению к простым деловым объяв­лениям... Но безусловно предосудительной считалась еще долгое время, в течение которого деловое объявление уже существова­ло, коммерческая реклама, т.е. восхваление, указание на особые преимущества, которыми одно предприятие, якобы, обладает по сравнению с другими. Как высшую степень коммерческого неприличия рассматривали объявление, что берут более дешевые цены, нежели конкурент» [53, с. 160]. В. Зомбарт приводит пример из французского торгового ордонанса 1761 г., который строжайше запрещал всем купцам Парижа и предместий «бегать», ища сбыт своим товарам, а особенно — раздавать «листки, на которых ука­заны товары». Купец должен был, по выражению Д. Дефо — авто­ра не только «Робинзона Крузо», но и книги по английской тор­говле, — «имея божье благословение и приложив собственные усилия дожидаться своей доли в торговле с соседями» [53, с. 568]. Осуждалось, даже если купец особенно украшал свою лавку и стремился завлечь покупателя привлекательными витринами.

Информация о работе Реклама в поле социологического дискурса