Новые слова в СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 22:53, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение и анализ неологизмов в СМИ, на примере печатных изданий («Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и «Аргументы и факты»).

Для решения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить литературы по данной проблеме

2. Проанализировать новые слова в СМИ на примере двух печатных изданий

3. Сделать соответствующие выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ НОВЫХ СЛОВ. 4
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ В СМИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

неологизмы вСМИ.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

3) использовать для  выражения нужного значения уже  имеющееся слово, придав ему  новое значение по образцу иностранного слова, имеющего ту же полисемию или ту же внутреннюю форму (это называется семантическим калькированием); например, русский глагол трогать приобрел переносное значение «волновать чувства» под влиянием французского toucher, Современный русский язык. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология».- М. Дрофа, 2007. - 560 с. имеющего оба значения (прямое и переносное); русские слова влияние и вдохновение приобрели современное «абстрактное» значение под влиянием франц. influence и inspiration.

Для того чтобы стать  заимствованием, пришедшее из чужого языка слово должно закрепиться  в новом для себя языке, прочно войти в его словарный состав - как вошло в русский язык множество  иностранных слов, таких, как хлеб, кружка, зонтик, магазин, кот, лошадь, собака, обезьяна, галстук, компот, трактор, танк, гавань, парус, икона, церковь, хор, спорт, рынок, базар, музыка, вокзал, машина, гол, изба, стекло, селедка, суп, огурец, помидор, котлета, картошка, кастрюля, тарелка, чай, сахар и т.д., многие из которых оказались настолько освоены русским языком, что только лингвисты знают об их иноязычном происхождении.

При заимствовании  происходит адаптация слова к  фонологической системе заимствующего  языка, т.е. отсутствующие в ней звуки заменяются на наиболее близкие. Эта адаптация может происходить постепенно: иногда иноязычные слова в течение некоторого времени сохраняют в своем произношении звуки, в данном языке отсутствующие, - как, например, в заимствованных из «престижного» французского языка немецких словах Chance, Restorant (оба слова произносится «на французский манер» с носовым гласным). В заимствованном из того же французского русском слове жюри также произносится отсутствующий в русском языке звук - мягкое ж. В слове резюме перед конечным орфографическим е произносится согласный звук, промежуточный между твердым и мягким (так называемое 3-е смягчение). Еще недавно аналогичный звук произносился, например, в слове кафе; сейчас в этом слове, как и в многих других, пришедших из французского ранее (пенсне, кашне и т.п.), произносится твердый согласный. Таким образом происходит адаптация к фонологической системе заимствующего языка. Следующий этап этого процесса освоения иностранного слова состоит в замене твердых согласных перед орфографическим е на мягкие. С твердым согласным произносятся, например, слова декольте, фонема, тембр, темп и т.п.; с мягким - более «освоенные» русским языком слова тема, декрет, рейс, театр, телефон, сейф и т.п. Многие слова допускают колебания в произношении (т.е. находятся «на полпути»): компьютер, декан, майонез, тент и т.п.

КАЛЬКА (от франц. calque 'копия'), единица, созданная путем  заимствования структуры элемента чужого языка (слова или словосочетания) с заменой его материального  воплощения средствами родного языка; процесс создания кальки называется калькированием. В зависимости от того, структура какого языкового элемента копируется, кальки делятся на словообразовательные, фразеологические и семантические. При словообразовательном калькировании воспроизводится морфологическая структура слова. Так, русское слово мировоззрение является калькой с немецкого Weltanschauung, мероприятие - калькой с немецкого Manahme, православный - калькой с греческого ; русское слово совесть представляет собой кальку греческого слова ; это же греческое слово послужило образцом для латинского conscientia, которое, в свою очередь, было калькировано в русском сознание. Бывает и так, что одно и то же слово оказывается объектом как калькирования, так и прямого заимствования.

Не секрет, что состояние  лексики отражает уровень развития общества. Словарный состав любого языка наиболее активно пополняется  во времена различных перестроек, революций, каких-либо значительных открытий.

Большинство неологизмов  связано с развитием науки, техники, культуры, экономики, производственных отношений. Многие из этих слов прочно входят в жизнь, утрачивают свою новизну и переходят в активный словарный запас. Например, в 50-70-е годы появляется большое количество терминов, связанных с развитием космонавтики: космонавт, космодром, космовидение, телеметрия, космический корабль и др.; большинство этих слов в силу их актуальности очень быстро стали общеупотребительными и вошли в активный словарный запас Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия. М., 1996. С. 79..

Как мы уже отмечали выше, последнее десятилетие ХХ века было довольно благоприятным для  образования новых слов. Как правило, в этот период появлялись неологизмы общественно-политической, экономической и компьютерной направленностей. Это связано, прежде всего, перестройкой и развитием компьютерной техники, а также падением «железного занавеса».

К примеру, в общественно-политической лексике появились такие новые  слова, как масс-медиа, истеблишмент, пиар, НДС, ланч и т. д.

В экономической лексике - оффшор, брокер, гиперинфляция, лизинг, фьючерс, маклер, риэлтор и т. д.

В компьютерной - сервер,, антивирус, анимация, винчестер и т. д.

Кроме того, в последнее  десятилетие ХХ века возвратились в актив вышедшие из общеупотребительной лексики слова. Как правило, они приобретают несколько иное значение (порой совсем другое), чем ранее. Это явление связано, прежде всего, с тем, что некоторые реалии вернулись в нашу жизнь.

В качестве примера  вновь вошедшего в актив слова  с кардинально изменившимся значением  можно привести неологизм пиратство. Раньше он означал нападение на корабли с целью ограбления. Позднее, когда это явление ушло из нашей жизни, слово перешло в пассивный запас и употреблялось только для описания каких-либо исторических событий и в художественной литературе. Однако в наши дни слово пират вернулось в актив, но совсем в другом значении. Сегодня слово пиратство означает «незаконную деятельность на рынке компьютерных, аудио-, видеоуслуг, в издательском деле…». «Бывший адвокат Universal в России, председатель президиума коллегии адвокатов «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин называет это «коммунизмом в законе», который «легализует пиратство» // «Русский Newsweek» от 25.09.2006.

Также многие современные  слова получают дополнительно значение, тем самым, становясь неологизмами (семантическими). Таково, например, слово  меню. Сейчас, в компьютерную эпоху, оно означает еще и «список программ и функций, предоставляемых пользователю компьютера на выбор». «Это значит, что треугольники по обеим сторонам загораются при наведении на тот или иной пункт меню» // «Русский Newsweek» от 4.12.2006.

Однако далеко не все  актуализированные слова со временем меняют свое значение. Так, например, прилагательное легитимный сохранило значение «законный, правомочный; общественно признанный (о выборной власти)».

Итак, мы выяснили, что  основными причинами появления  неологизмов является появление  новых реалий или явлений.

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ В СМИ

Неологизмы являются неотъемлемой частью лексики современного русского языка. По сути, наш язык в  его нынешнем виде не мог бы существовать без неологизмов. Это связано  с тем, что новые слова придают  естественному языку динамичность. Лексика изменяется с течением времени, словарный запас пополняется новыми наименованиями, устаревшие реалии уходят в пассивный запас.

Возьмем в качестве примера слово дисплей (устройство отображения текстовой и графической  информации, обычно основанное на использовании электронно-лучевой трубки, монитор; экран такого устройства). «Скептики ехидно спрашивали: зачем устройству, которое 99% времени находится в кармане, а оставшийся 1% около уха, цветной дисплей?» // «Русский Newsweek» от 19.02.2007.

Чем же примечательно это слово? Главным образом, тем, что обозначает новую реалию, наименования которой раньше не существовало. Действительно, в докомпьютерную эпоху не существовало слова дисплей, как, впрочем, и самого устройства. Когда же это устройство появилось, то ему необходимо было дать лексическое наименование. Что было бы невозможным, если бы не существовало неологизмов. Тем самым мы доказали, что без неологизмов язык статичен, не может развиваться и не отвечает нуждам времени.

Поэтому разговоры  отдельных защитников русского языка о слишком большом количестве заимствований, мягко говоря, необоснованны. Дело в том, что заимствование - один из самых продуктивных способов пополнения лексики языка, и нет ничего плохого в том, что в современном русском языке так много новых слов английского происхождения (тем более, что в России компьютерные дисплеи не производят). Само собой, можно создавать неологизмы с помощью русских морфем (например, в исландском языке новые слова образуются посредством исландских же морфем; заимствований в исландском языке очень мало), но вряд ли процесс образования новых слов можно эффективно контролировать Крысин Л.П. Указ. соч. С. 185..

В прессе новые слова  выполняют ту же функцию, что и  в языке в целом. Они обозначают новые явления и иногда служат для придания образности журналистскому тексту.

Сегодня можно назвать  следующие наиболее актуальные причины  неологизмов в СМИ:

1. они возникают  как наименования новой реалии, нового предмета, нового понятия,  появившегося в общественной  жизни (бомонд, маркетинг, менеджер, дайвинг и др.);

2. новые слова обозначают  явления, которые и ранее присутствовали  в повседневной жизни общества, но они не имели соответствующего  обозначения, так как их существование  замалчивалось. Это слова типа  мафия, рэкет, отказник (тот, кто отказывается от исполнения своих обязанностей, в частности, от службы в армии);

3. новое слово является  более удобным обозначением того, что прежде называлось при  помощи словосочетания (рейтинг  - положение фирмы, политического  деятеля, передачи в списке себе подобных; брифинг - короткое интервью для группы журналистов, которое делается обычно официальным лицом или какой-либо высшей инстанцией; имидж - образ, слагаемый внешностью, манерами, поступками, который создает телеведущий, политический деятель, фотомодель и др.);

4. новые слова возникают  в результате необходимости подчеркнуть  частичное изменение социальной  роли предмета в меняющемся  социуме (офис - контора, служебное  помещение, инаугурация- церемония  официального вступления президента в должность, босс - начальник, сбербанк - прежде сберкасса).

Однообразие звуковое и формальное, замечаемое в пределах одного известного языка или говора, объясняется только процессом постоянного  взаимного заимствования одними индивидуумами у других. Возможно, далее, более или менее сильное взаимное заимствования между разными языками, родственными между собой или не родственными.

Анализ новых слов, появляющихся в современных средствах  массовой информации, представляет значительный интерес. Исследуя структуру новой модели, можно установить отношения между ее компонентами, выявить наиболее употребительные компоненты новых слов, а также проследить возможность сочетаемости между собой различных компонентов современного словообразования.

Средства массовой информации, оперативно отражающие изменения в речи, фиксируют большое количество неологизмов, возникших на базе иноязычных слов.

Ротация региональных кадров, высокомерные резюме, социальные инновации, стринги против семейных, резоны, новая экспозиция, эксклюзивные экспонаты [«АиФ», 13.05.2009], пицца, гамбургеры [«КП» Пермь, 13.05.2009].

Значительное место  среди них занимают слова, созданные  по продуктивным словообразовательным моделям, например, к таким новообразованиям относятся субстантивы, созданные  на основе иноязычных аббревиатур:

Нижегородские VIPы  любят немецких ягдтерьеров [?КП? в  Нижнем Новгороде, 9.04, 2008], или новые  конструкции словосложений: Лов-стори [«АиФ», 13.05.2009], MTV-Россия, MTV-мама [?МК? в  Нижнем Новгороде, 9-16.11, 2007], SWAT- центр, FAST-фуд [«КП» Пермь, 13.05.2009]. Многие из иноязычных слов, появляясь в языке СМИ, активно включаются в процессы русской деривации, образуя новые словообразовательные гнезда.

В современном русском  языке существуют словообразовательные модели, по которым образуется значительное количество сложных неологизмов, возникших из сближения двух существительных в исходных падежных формах, например, платье-костюм, вагон-ресторан и т.п. Этот процесс и сейчас является продуктивным средством пополнения группы сложных слов языка. Однако в последнее время в региональных СМИ появляются многочисленные примеры употребления в качестве первой части нового композита иноязычных компонентов (аббревиатур или иноязычных слов). Некоторые из таких заимствованных компонентов стали соединяться в сложных новообразованиях с исконно русскими словами и закрепляться в языке как первые или вторые части сложений.

Процесс образования  сложных дериватов с иноязычным элементом SMS в последнее время  очень продуктивен. В номере ?КП? 22-29.09. 2005 встречаем массу таких новообразований: SMS-аферы: как не стать жертвой мобильных мошенников; Новые слова из SMS-сленга…; В SMS-формате…; …попались на уловку SMS-мошенников; …прогрессирующая SMS-зависимость. Новообразования подобного типа встречаются в региональных СМИ постоянно: …девушек на обложку стали выбирать зрители при помощи SMS-голосования [?КП? в Нижнем Новгороде, 22-29.12. 2006]; Присылайте нам SMS-сообщение… [?КП? Нижний Новгород, 21.05. 2007] и т. д.

Информация о работе Новые слова в СМИ