Принципы и сущность логистической концепции на примере предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание

Любая компания выстраивает свой бизнес на основе определенной корпоративной стратегии, которая позволяет достичь ей долговременных целей. Как известно, существует три основных класса стратегий: стратегии роста, стратегии удержания на рынке и стратегии отхода. Выбор той или иной стратегии из определенного класса диктуется как корпоративной миссией и текущим состоянием производственно-финансовой деятельности фирмы, так и влиянием внешней и внутренней экономической среды.

Работа состоит из  1 файл

лог концепция.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

© В.И. Сергеев

     В.В.Дыбская

КОРПОРАТИВНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ  СТРАТЕГИИ И 

ТЕХНОЛОГИИ: ВЫБОР И  СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В.В. Дыбская

Зав. кафедрой логистики  ГУ-ВШЭ

В.И. Сергеев

Президент Международного центра логистики ГУ-ВШЭ

 

Изучение логистики  должно базироваться на понимании основной идеи логистического подхода. Деятельность по управлению материальными потоками так же, как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистического подхода к управлению материальными потоками заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике.

 

Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем  оптимизации потоковых процессов  является концепцией логистики. Охарактеризуем ее основные положения.

 

1. Реализация принципа  системного подхода

 

Оптимизация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя, либо отдельные, значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т. е. все элементы макрологистических и микрологистических систем должны работать как единый слаженный механизм. Для решения такой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.

 

Более подробно сущность и принципы системного подхода в логистике рассматриваются в специальной литературе.

 

2. Отказ от выпуска  универсального технологического  и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям

 

Не будем останавливаться  здесь на доказательстве того, что при выполнении определенной операции универсальное оборудование, как правило, проигрывает оборудованию, созданному специально для выполнения этой операции. Это положение в полной мере распространяется и на логистические процессы. Отметим только, что оптимизация потоковых процессов за счет использования оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях выпуска и массового использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Иными словами, для того, чтобы применить логистический подход к управлению материальными потоками общество должно иметь достаточно высокий уровень научно-технического развития.

 

3. Гуманизация технологических  процессов, создание современных  условий труда

 

Одним из элементов логистических систем являются кадры, т.е. специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие здесь «вечной» проблемы кадров.

 

Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными  потоками, создает объективные предпосылки  для привлечения в отрасль  кадров, обладающих более высоким  трудовым потенциалом. При этом адекватно должны совершенствоваться условия труда. Иначе они могут стать так называемым «узким местом».

 

4. Учет логистических  издержек на протяжении всей  логистической цепочки

 

Одна из основных задач логистики - минимизация затрат по доведению  материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

 

5. Развитие услуг сервиса на  современном уровне

 

Сегодня возможности резкого повышения  качества большинства производимой продукции объективно ограничены. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису, как к средству повышения конкурентоспособности.

 

Допустим, что на рынке есть несколько  поставщиков, поставляющих одинаковый товар, одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар точно вовремя, в удобной таре и т. п.

 

6. Способность логистических систем  к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды

 

Появление большого количества разнообразных  товаров и услуг повышает степень  неопределенности спроса на них, обусловливает  резкие колебания качественных и  количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации и изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

 

Эволюция

Научный журнал КубГАУ, №66(02), 2011 года

http://ej.kubagro.ru/2011/02/pdf/35.pdf

                              

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ  КАК МЕ-

ТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИНХРОНИ-

ЗАЦИИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ  СИСТЕМАХ

Трегубов Владимир Николаевич

к.э.н., доцент 

Саратовский государственный  технический уни-

верситет, Саратов, Россия

В статье выполнен анализ эволюции логистиче-

ских концепции с  позиции характера синхрониза-

ционных процессов. Определены ключевые осо-

бенности различных  концепций и описаны основ-

ные технологии и стандарты  их информационной

поддержки. Предложена система методов интегра-

ции и синхронизации в рамках различных концеп-

ций и динамики их эволюции

Важным фактором, определяющим методы синхронизации в логистике, является логистическая концепция, в рамках которой рассматриваются процессы в логистической системе.  Логистическую концепцию можно трактовать как парадигму и платформу поддержки бизнеса и как инструментарий оптимизации ресурсов предприятия при управлении основными и сопутствующими потоками.  Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией методов управления бизнеса в промышленно развитых странах. Фундаментальными концепциями в логистике являются [1 с. 72]: информационная, маркетинговая, интегральная. 

Вид концепции является определяющим  фактором используемых механизмов синхронизации в исследуемых логистических системах. Обобщение методологических принципов лежащих в основе логистических концепций позволит выявить сущность процессов координации и синхронизации. 

Информационная концепция логистики  появилась в конце 1960-х годов и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком отдельногобизнес-объек та (фирмы в целом или отдельной функциональной области:  снабжения,  производства,  продаж)  и создать информационно-компьютерное обеспечение для решения проблемы. Преобладающим способом синхронизации является синхронизация внутрипроизводственных процессов,  а также разработка имитационных моделей взаимодействующих систем и максимальное замещение материальных запасов их информационным эквивалентом.  

С начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных  логистических систем (ЛС) часто  применяется маркетинговая

концепция.  Маркетинговая концепция логистики акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения  (дистрибьюции)  для усиления позиций фирмы в конку- рентной борьбе. Такая ЛС должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении,  прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения,  определенной перестройки управления логистикой в компании. Преобладающий подход к синхронизации основан на формировании системы адаптивного управления синхронизирующей процессы внутрипроизводственной деятельности с внешней средой за счет использования локальных логистических технологий. 

Отметим,  что обе указанные  концепции рассматривают в качестве своего объекта локальную экономическую систему  (например,  отдельное предприятие), но при этом учитываются имеющиеся внешние связи. 

Одним из основных достижений информационной парадигмы связа  с созданием интегрированной  системы управления предприятием  на базе стандарта MRP (Material Resource Planning).  Планирование необходимых материалов (MRP)  стало эффективной альтернативой методу планирования по точке перезаказа и позволило преодолеть главный из его недостатков – планирование на основе прошлых потребностей. MRP не оперирует данными о потреблении в прошлом, а ориентируется на будущие потребности. На практике это означало, что заказ на пополнение запасов формируется только на необходимое количество и только тогда, когда это  действительно необходимо [2  с. 17]. Метод MRP  основывается на системе расчетов, использующих данные основного производственного плана, при построении которого за исходную точку принимается ожидаемый спрос на готовую продукцию.  Основной производственный план разрабатывается исходя из прогноза спроса или информации о принятых к исполнению заказах с утвержденными датами поставок, а также о потребностях в пополнении страховых запасов и обеспечении дистрибьюторских центров.  Он также может основываться и на комбинации этих данных. 

Следующим шагом развития информационной концепции стала  возможность обрабатывать ситуацию с загрузкой производственных мощностей  и учитывать ресурсные ограничения  производства, что позволяет значительно  повысить степень синхронизации внутрипроизводственного процесса. Эта технология известна как CRP (Capacity Requirements Planning) [3 с. 123]. 

В CRP-алгоритме можно  условно выделить два этапа:

 RCCP (Rough-Cut Capacity Planning). Предварительное планирование производственных мощностей. Процедура достаточно быстрой проверки нескольких ключевых ресурсов,  с помощью которой можно выяснить,  достаточно ли мощностей для выполнения основного плана производства. 

FCRP (Finite Capacity Resource Planning).  Окончательное планирование производственных мощностей. Даже если RCCP может указывать на наличие достаточного объема мощностей для выполнения плана производства, FCRP может показать дефицит этих мощностей в определенные периоды времени.

Дальнейшее усовершенствование стандарта MRP  привело к появлению нового подхода - MRP-II (Manufacturing Resource Planning) ориентированного на эффективное планирования всех ресурсов предприятия [3  с.36].  Данный метод планирования производственных ресурсов является результатом развития MRP-алгоритма в рамках маркетинговой парадигмы.  MRP II представляет собой планирование по MRP плюс функции управления складами, снабжением, продажами и производством и другими маркетинговыми активностями, в том числе учетом и  финансами.

Характеризуя MRP II в целом, можно сказать, что его механизм, опирается на три базовых принципа:  иерархичность,  интеграция,  интерактивность.

Иерархичность означает разделение планирования на уровни,  соответствующие зонам ответственности  разных ступеней управленческой лестницы предприятия. На разных уровнях зоны ответственности различны.  Планы предприятия разрабатываются сверху вниз с одновременным обеспечением надежного механизма обратной связи.

Интеграция обеспечивается объединением всех основных функциональных областей деятельности предприятия на оперативном уровне   пределах горизонта планирования продолжительностью до одного года),  связанных с материальными и финансовыми потоками на предприятии.

Интерактивность систем на базе стандарта MRP II обеспечивается заложенным в него блоком моделирования. Существует возможность моделировать вероятных ситуаций на предмет исследования их влияния на результаты деятельности предприятия в целом или его структурных подразделений. 

Информационная поддержка MRP  реализуется в рамках ERP-систем (Enterprise Resource Planning System -  система планирования ресурсов предприятия),  которая представляет собой корпоративную информационную систему (КИС),  предназначенную для автоматизации учёта и управления. ERP-системы строятся по модульному принципу, и в той или иной степени охватывают все ключевые процессы деятельности компании [4 с.  6]. Основными функциями систем ERP являются: интеграция корпоративных данных и оптимизация использования имеющихся в распоряжении предприятия факторов производства. Эти две функции и являются ключевыми для ERP-систем.

В целом,  в рамках информационной и маркетинговой парадигм синхронизация  осуществлялась на локальном уровне внутрипроизводственных процессов, а  также по отдельным функциональным областям логистики (запасы, дистрибуция и т.д.) без их интеграции. Основным инструментом синхронизации выступают средства вычислительной техники, которые позволяют управлять информационными потоками, возникающими в логистических подсистемах.  При этом приоритетом обеспечения синхронизации является ориентация на рынок и потребителей.

Информация о работе Принципы и сущность логистической концепции на примере предприятия