Организация складских процессов с элементами логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:12, реферат

Описание

Логистика - наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Работа состоит из  1 файл

реферат Организация складских процессов с эл-ми логистики.docx

— 574.89 Кб (Скачать документ)

Глава 1

Введение

Логистика - наука о планировании, управлении, контроле и регулировании  движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени  от их первичного источника до конечного  потребителя.

Объектом изучения дисциплины "Логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и  возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями  повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые  открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно  сократить временной интервал между  приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальный запасов, ускоряет процесс получения  информации, повышает уровень сервиса.

Управление материальными  потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно  приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической  жизни. Основная причина - переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого  реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

Существует несколько  десятков определений понятия логистики  как экономической деятельности. Наиболее широкая трактовка понимает под логистикой управление всеми  видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и  др.), существующими в экономических  системах. Управление любым объектом подразумевает сначала принятие решения, а затем его реализацию. Для того чтобы принимать решения, необходимы определенные знания, для  практической реализации принятых решений  нужны конкретные действия. Исходя из этого, рассмотрим логистику, с одной  стороны, как науку, а с другой стороны, как хозяйственную деятельность.

Логистика как наука разрабатывает  научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными  и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:

  • доведения сырья и материалов до производственного предприятия;
  • внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;
  • доведения готовой продукции (ГП) до потребителя в соответствии с его требованиями;
  • передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистика как хозяйственная  деятельность - это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в  хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного  потребителя ГП, а также связанной  с этими операциями информацией.

Логистика позволяет на научной  основе решать множество разнообразных  задач различной сложности и  масштабов, перечислим лишь некоторые  из них:

  • прогнозирование спроса и определение на его основе необходимого запаса, разработка системы управления запасами (УЗ);
  • определение необходимой мощности производства и транспорта;
  • организация распределения ГП;
  • управление перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;
  • моделирование функционирования логистических систем (ЛС);
  • проектирование ЛС;
  • планирование и реализация снабжения, производства, складирования, сбыта, транспортирования;
  • согласование целей и координация деятельности отдельных предприятий в цепи поставок и различных подразделений в рамках предприятия и др.

Основным объектом управления логистики, как хозяйственной деятельности, является сквозной материальный поток, т.е. материальный поток (МП), проходящий по логистической цепи (ЛЦ), начиная  от первичного источника сырья через  все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю.

В ходе прохождения по логистической  цепи МП доводится до предприятия, затем  организуется его рациональное движение через цепь складских и производственных участков, после чего ГП доводится  до потребителя. Качественный состав МП по мере продвижения по ЛЦ меняется. Между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также  между различными производственными  предприятиями движутся, как правило, массовые однородные грузы: сырье, материалы, полуфабрикаты. Внутри отдельных производств  между цехами и внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. В конце ЛЦ МП состоит из разнообразных  товаров, готовых к употреблению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Организация складских  процессов с элементами логистики

 

Краткая характеристика складских операций

Логистические функции складов  реализуются в процессе осуществления  отдельных логистических операций. Функции разных складов могут  существенно отличаться друг от друга. Соответственно будут различны и  комплексы выполняемых складских  операций. В широких пределах варьируются  и способы выполнения однородных операций.

Рассмотрим состав складских  операций, выполняемых на складах  предприятий оптовой торговли.

В целом комплекс складских  операций представляет собой следующую  последовательность:

♦ разгрузка транспорта;

♦ приемка товаров;

♦ размещение на хранение (укладка  товаров в стеллажи, штабели;

♦ отборка товаров из мест хранения;

♦ комплектование и упаковка товаров;

♦ погрузка;

♦  внутрискладское перемещение  грузов.

Кратко охарактеризуем отдельные  операции.

Наиболее тесный технический  и технологический контакт склада с остальными участниками логистического процесса имеет место при осуществлении  операций с входным и выходным материальными потоками, т. е. при  выполнении так называемых погрузочно-разгрузочных работ. Эти операции определяются следующим  образом:

♦ разгрузка — логистическая  операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза,

♦ погрузка — логистическая  операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза  в транспортное средство.

Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера  груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств  механизации.

Следующей, существенной с  точки зрения совокупного логистического процесса, операцией является приемка  поступивших грузов по количеству и  по качеству.

Решения по управлению материальным потоком принимаются на основании  обработки информационного потока, который не всегда адекватно отражает количественный и качественный состав материального потока. В ходе различных  технологических операций в составе  материального потока могут происходить  несанкционированные изменения, которые  носят вероятностный характер, такие, как порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др. Кроме  того, не исключены ошибки персонала  поставщика при формировании партий отгружаемых товаров, в результате которых образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава.

В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов. Это дает возможность  скорректировать информационный поток.

Проведение приемки на всех этапах движения материального  потока от первичного источника сырья  до конечного потребителя позволяет  постоянно актуализировать информацию о его количественном и качественном составе.

На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут  храниться в стеллажах или  в штабелях.

Следующая операция — отборка  товаров из мест хранения, может  производиться двумя основными  способами:

♦ отборка целого грузового  пакета;

♦ отборка части пакета без снятия поддона.

Эта операция может выполняться  с разной степенью механизации.

В высотных складах тарно-штучных  грузов отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль  ячеек стеллажа, отбирая необходимый  товар. Такие склады называют статическими.

Другой вариант отборки  реализуется в так называемых высотных динамических складах. Здесь  стеллажный подъемник автоматически  подается к ячейке с необходимым  грузом. С помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет  вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое  количество груза отбирается, остальное  подается назад в место хранения.

Максимальная высота статических  складов составляет обычно 12 м. Длина  стеллажей выбирается произвольно, но считается оптимальным соотношение 1: 5.

Динамические склады обычно крупнее статических. Высота стеллажей. 16 — 24 м, но может достигать и 40 м. Длина — вплоть до 150 м.

Товар со склада предприятия  оптовой торговли может доставляться заказчику силами этого предприятия. Тогда в помещении, отдельном  от основного помещения склада, необходимо организовать отправочную экспедицию, которая будет накапливать подготовленный к отгрузке товар и обеспечивать его доставку покупателям. Помещение, отправочной экспедиции также отделено от основного склада.

Завершает технологический  процесс на складе операция погрузки.

 

Поступление грузов на склад

Существенным резервом повышения  эффективности функционирования материалопроводящих  систем является переход от традиционно  разрозненного решения задач  складирования и транспортировки  к проектированию единых транспортно-складских  процессов. Сопряженность складского процесса с внешней средой достигается  решением различных задач, значительная часть, которых связана с обработкой материальных потоков на постах разгрузки  и приемки товаров. Надежность и  экономичность работы склада зависит  от того, насколько верно определено количество постов для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Увеличение этого количества влечет за собой рост строительных затрат и эксплуатационных расходов, сокращение — увеличивает очередь  ожидающего обслуживания транспорта, то есть увеличивает потребность  в площади для парковки и маневрирования. Кроме того, ожидание разгрузки —  это расходы, связанные с простоем транспорта.

Таким образом, при определении  количества постов обслуживания транспорта необходимо находить компромисс между:

♦ размером расходов на строительство  и эксплуатацию постов обслуживания транспорта;

♦ размером суммарных расходов на строительство площадок для ожидания и маневрирования транспорта и расходов на возможный простой транспортных средств в ожидании обслуживания.

В общем виде сказанное  можно выразить формулой:

Cобщ = C1×N+C2×K

где С общ — суммарные экономические затраты и потери;

 С1 — расходы, связанные со строительством и эксплуатацией одного поста обслуживания транспорта;

N — количество постов  обслуживания;

С2 — затраты и потери, связанные с организацией ожидания и возможным простоем транспорта, приходящиеся на единицу транспортного средства;

К — среднее число единиц транспорта, ожидающих разгрузки.

Очевидно, что при увеличении числа постов И очередь, то есть значение К, сокращается. Оптимальным будет  такое количество постов обслуживания, которое обеспечит минимальные  общие затраты.

Прием и отправка грузов со склада могут выполняться на одном  совмещенном участке, а могут  быть пространственно разъединены (рис. 1). Тот и другой вариант имеют свои преимущества и недостатки.

Рис. 1. Варианты взаимного  расположения участков поступления  и отпусков груза

 

Совмещение участков поступления  и отпуска груза позволяет:

♦ сократить размер площади, необходимой для выполнения соответствующих  операций;

♦ облегчить контроль операций разгрузки и погрузки— операций с высокой интенсивностью материальных, транспортных и людских потоков;

♦ повысить использование  оборудования за счет сосредоточения в одном месте всего объема погрузочно-разгрузочных работ, более  гибко использовать персонал.

Основным недостатком  совмещения участков приемки и отпуска  грузов является появление т.н. встречных  грузовых потоков, со всеми вытекающими  сложностями, в том числе и  с возможной путаницей между  отправляемыми и получаемыми  товарами.

Организация в одном месте  приемки и отправки будет существенно  затруднена, если тип и размеры  прибывающего и отправляемого со склада транспорта различны.

Облегчить организацию совмещенного участка может разъединение по времени  операций поступления и отправки.

Информация о работе Организация складских процессов с элементами логистики