Логистическая система "точно в срок"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:24, контрольная работа

Описание

Логистическая система "точно в срок" — это философия и в то же время технические приемы. Она основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих материалах. Сущность системы "точно в срок" как тянущей системы заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленном в конце ее. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится и не накапливается, не заказываются и не накапливаются комплектующие.

Работа состоит из  1 файл

управ.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

Реинжиниринг  бизнес процессов (RBP). На рубеже 80-90-х гг. философия TQM была дополнена новым комплексным понятием в менеджменте корпораций, который получил название RBP. Концепция реинжиниринга была основана на допущении о возможности и необходимости перманентного совершенствования всех бизнес-процессов, включая и управление запасами. Основным методом RBP стал процесс постоянной оптимизации, а главными целями - обеспечение максимальной экономии расходов и полное уничтожение непроизводительного труда (NVA). Несмотря на относительную молодость метода RBP, большинство идей, положенных в его основу, известны экономистам уже не первое десятилетие.

Само  понятие реинжиниринга бизнес-процессов и его принципы были впервые сформулированы в статьях, опубликованных в 1990 г. Хаммером (Hammer) и его коллегами Давенпортом и Шортом (Davenport and Short).

Тотальное управление деньгами (TCM). С середины 90-х и до сегодняшних дней самой передовой концепцией в области менеджмента является концепция ТСМ, которая основана на приоритете денежных потоков над всеми остальными объектами управления. Но это не означает, что SPC, TQM и RBP "больше ни на что не годны": данные элементы не утратили своей актуальности, а стали всего лишь средствами в обеспечении процесса тотального управления деньгами. Система "точно в срок" также стала одной из составляющих ТСМ. Отныне философия управления запасами должна быть подчинена не качеству или оптимальности, или "удовлетворению запросов клиентов" и т. д., а только увеличению реального дохода. Другими словами компании, принявшие на вооружение ТСМ-подход, должны выпускать не качественный продукт, а тот, который обеспечивает максимальную прибыль во времени. Еще одним важнейшим достижением ТСМ стала окончательная "победа прибыли над маркетингом". Сегодня наиболее прогрессивные компании наконец-то поняли, что маркетинг должен быть подчинен финансовым целям увеличения дохода, а не наоборот.

Отцом концепции тотального управления деньгами по праву считается Альфред М. Кинг (Alfred M. King), который впервые дал научное обоснование метода ТСМ в своей книге Total Cash Management. Основная идея работы Кинга заключается в том, что в целях управления компанией предпочтение должно отдаваться денежным потокам.

Методы  управления. Как мы уже сказали, одним из обязательных условий эффективного управления товарными запасами является учет влияния их размеров на денежные потоки компании. Условно все материальные расходы по обслуживанию запасов можно разделить на три большие группы:

  • затраты, связанные с организацией закупок;
  • затраты, связанные с хранением;
  • убытки, связанные с неадекватностью наличия запасов.

Проблемы, связанные с управлением перечисленными расходами, могут быть решены на основе построения модели оптимального размера заказа (EOQ). Основным условием построения данной модели выступает разделение затрат на те, которые прямо пропорциональны размеру запасов, и те, которые находятся в обратной зависимости от количества накопленных ресурсов.

Решение задачи оптимизации размеров тех  или иных наименований товаров на складе для торгового предприятия  может быть проведено по следующей  формуле:

где - фиксированные затраты на формирование одного заказа; S - объем продаж данного товара за период; С - переменные затраты, которые зависят от размера запасов на складе; Р - закупочная цена товарной единицы.

После того как будет установлен оптимальный уровень запасов, достаточно не сложно установить момент, в который необходимо сделать заказ. Этот момент будет определен при умножении дней изготовления и доставки товаров поставщиком на количество реализованных товаров за день. Полученное количество товаров представляет собой тот уровень запасов данной номенклатуры, при котором следует направить следующий заказ поставщику.

Решение данных простых задач в компаниях  со значительной номенклатурой товаров (крупное производство, супермаркет  и т. д.) невозможно без использования адаптированных ERP-систем управления товарными запасами.

Метод планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning или сокращенно ERP) позволяет  при помощи внедрения специализированного  программного обеспечения управлять товарными запасами с учетом динамики изменения всех факторов производства и с соблюдением общей стратегии и тактики развития компании. Пионерами в применении метода ERP стали такие всемирно известные компании-гиганты розничной торговли как Wаl-Mart, Dayton Hadson, Kmart. Это связано, в первую очередь, с тем, что данные компании имели наибольший удельный вес товарных запасов в общей структуре всех активов.

Вейн  Худ (Wayn Hud), признанный авторитет в  области идеологии организации  розничной торговли еще в конце 80-х годов писал: "В конце 90-х компьютерные технологии подобные ERP разделят всех розничных торговцев на победителей и побежденных. Компании, которые не намереваются инвестировать средства в современные компьютерные технологии, даже если они переживают не лучшие времена, никогда не смогут стать победителями".

Пример  компании Kmart

Товары  с непродолжительным жизненным  циклом, такие как подарки к  Новому Году или Дню св. Валентина, имеют повышенную норму прибыли. Поэтому недостача подобных запасов  накануне праздника означает недополученную прибыль и неудовлетворенность клиентов. И напротив, переизбыток сезонных товаров может обернуться для продавца значительными финансовыми потерями. Сложная задача планирования запасов подарочных изделий и определения оптимального момента их распродажи по сниженным ценам в супермаркетах Kmart была решена при помощи ERP-системы. Расчеты показали, что 50% новогодних подарков продаются в последние два дня до праздника. Данный вывод позволил магазинам Kmart добиться максимальной прибыли от продажи подарочных наборов и минимальных потерь, связанных с распродажей.

Поставщики. Эффективность управления товарными запасами компании во многом зависит от организации отношений со сторонними поставщиками. Крупные компании (а вслед за ними и более мелкие) в основном руководствуются "неоспоримым" девизом: "клиент всегда прав". Именно поэтому многие фирмы-потребители используют все возможные методы давления на своих поставщиков с целью снизить цены и улучшить обслуживание. Однако объективная взаимосвязь двух последних показателей, как правило, выражается следующим образом: чем выше качество, тем выше цены и наоборот.

Для того чтобы система "точно в срок", которая обещает компаниям значительную экономию операционных расходов, действительно заработала, необходимо приоритеты отдавать не ценам, а именно качеству и скорости поставок. При этом снижения цен необходимо добиваться не администрированием поставщиков, а за счет их экономической стимуляции. Для того чтобы поставщики действительно были заинтересованы "сбивать" цены не в ущерб качеству обслуживания, необходимо максимизировать размеры заказов и увеличивать сроки (историю) сотрудничества.

Таким образом, в целях экономии денежных средств, улучшения качества и увеличения скорости работы с поставщиками, последние должны восприниматься не как конкуренты или соперники, а как стратегические партнеры. Существует правило, что наибольшую экономию расходов по снабжению способно принести наименьшее количество поставщиков.

Учет  и налоги. Оглушительный успех Интернет-торговли в основном обусловлен незначительным уровнем (или вообще отсутствием) у виртуальных магазинов товарных запасов. Именно данное обстоятельство позволило компаниям наподобие Amazon.com значительно сократить собственные накладные расходы и удерживать весьма конкурентоспособные цены по сравнению с традиционными формами продаж.

К сожалению  не все виды бизнеса способны обходиться без запасов. Так, например, многие промышленные и производственные предприятия, в  силу специфики своей деятельности, пока не могут обойтись без достаточного количества товарных запасов и (как следствие) расходов на содержание складских помещений и других сопутствующих затрат.

В условиях Украины еще одним немаловажным фактором, влияющим на уровень запасов  в компаниях, являются особенности налогового законодательства.

Так, если сам факт наличия или отсутствия товарных запасов не влияет на платежи  по налогу на прибыль благодаря пресловутому п. 5.9 ЗУ "О налогообложении прибыли  предприятий", то совершенно иначе  дело обстоит с НДС. Отечественные предприятия-плательщики НДС, как правило, заинтересованы в накоплении, тех товарных запасов, которые сопровождаются налоговым кредитом в размере 20%. Такой налоговый кредит со стороны поставщика зачастую способен не просто перекрывать затраты по обслуживанию и хранению ТМЦ, но и приносить дополнительные выгоды за счет отсрочки в оплате части налоговых обязательств.

Немаловажное  влияние материальные запасы способны оказывать и на балансовые показатели предприятия. В соответствии с п. 24 П(С)БУ 9 запасы отображаются в бухгалтерском учете и отчетности по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации. Это означает, что в случае роста рыночных цен на ранее приобретенные ТМЦ, их балансовая стоимость не будет изменяться, а в случае падения цен на аналогичные изделия предприятие будет вынуждено отобразить в финансовом отчете соответствующие убытки. Данное обстоятельство делает достоверность бухгалтерского учета "однобокой", а также позволяет менеджерам, заинтересованным "играть" на понижение акций в крупных компаниях, манипулировать финансовыми результатами.

В компаниях  со значительными товарными запасами выбор того или иного способа  отражения в бухгалтерском учете  списания товаров позволяет весьма существенно корректировать конечные финансовые показатели как в финансовой, так и в налоговой отчетности.

Оценка  выбытия запасов

При отпуске  запасов в производство, реализацию или другом выбытии их оценка производится по одному из следующих методов:

  • идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;
  • средневзвешенной себестоимости;
  • себестоимости первых по времени поступления запасов (FIFO);
  • себестоимости последних по времени поступления запасов (LIFO);
  • нормативных затрат;
  • цены продажи.

(п. 16 П(С)БУ  9)

Так, например, при использовании метода LIFO ("последний пришел - первый ушел") в условиях инфляции (или быстрого роста закупочных цен на один и тот же товар) можно существенно снизить отчетную прибыль предприятия и минимизировать платежи по налогу на прибыль. Однако, если при данном методе списания запасов проводить их постоянное сокращение, то возникнет совершенно обратный эффект - прибыль будет увеличиваться, а налог на прибыль возрастет. 

      Список  использованных источников:

  1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.
  2. Курбатова Т.Я., Лебедев К.А. Курс лекций по предмету “Логистика”, 1997.
  3. Логистика: Учебник/ под ред. Б. А. Аникина: 3-е изд., М.,: ИНФА-М, 2005.
  4. МАРКЕТИНГ: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога. Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006.

Информация о работе Логистическая система "точно в срок"