Информационные технологии логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:54, реферат

Описание

С обработкой увеличивающегося объема информации, необходимой для планирования и контроля логистических мероприятий, а также с развитием коммуникаций и компьютеризацией хозяйственной деятельности связана информационная логистика — одна из вспомогательных подсистем логистики. Она представляет собой управление информационным потоком на предприятии и в его окружении с целью использования информации для регулирования экономических процессов.

Работа состоит из  1 файл

ИТЛ.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

Электронная торговля (E-commerce), как часть электронного бизнеса, представляет собой использование Internet-технологий для поддержки торговых операций между партнерами, одна или две стороны из которых являются конечными потребителями (организацией—потребителем).

В2С-сайты (business-to-consumer, или предприятие—потребитель) представляют собой продажу предприятием товаров непосредственно потребителям. Основное отличие между электронными торговыми операциями в В2В и В2С-сегментах связано с функцией поддержки принятия решений в исключительных ситуациях, называемой функцией урегулирования споров. Почти 40% счетов, выставляемых предприятиями друг другу, требуют двухстороннего согласования. Это может быть вызвано непредвиденными обстоятельствами, например, недоставка или повреждение товара при транспортировке [13].

Электронная торговля типа С2С (consumer-to-consumer, или потребитель—потребитель) представляет собой продажи товара одними потребителями другим. Она имеет аналогию с индивидуальными рекламными объявлениями о лекарствах в некоторых газетах. При С2В (consumer-to-business, или потребитель—предприятие) посетители в условиях реального времени могут принимать участие в виртуальном аукционе инвестиционных товаров (дома, мебель, автомобили, ценности и т. п.). Они же могут задавать требования к товару (размер, цвет, материал и др. атрибуты). Эти две системы электронного бизнеса для фармации мало перспективны.

Большинство оптовых фармацевтических фирм эффективно используют простейшие Internet-технологии, в частности электронную почту, для оповещения и пересылки информации заинтересованным сторонам. Также задействуется  связь через web-узлы (возможность  чтения, пересылка информации, заполнение электронных заказов и т. п.). По данным исследования [5] установлено, что почти две третьих производственных и оптовых фармацевтических фирм (73,3%) указывают наличие электронной почты, а 11,9% еще и web-сайтов. При этом харьковское фармацевтическое предприятие «СБС-фармация» открыло собственный Internet-магазин (http://sbs-parmacy.com.ua) для юридических лиц (прообраз В2В-площадки). Филиалы и постоянные покупатели, зная пароль, могут входить на данный сайт и заказывать или резервировать необходимые товары.

В одних аптеках широко внедряются информационные технологии на основе моделирования компьютера с кассовым аппаратом, а в других — со сканером для автоматического считывания штрих-кодов. Это дает возможность анализировать продажу лекарственных средств, оперативно влиять на ценовую политику, на уменьшение до критического минимума сезонных товарных запасов, поддерживать ассортимент, ускорять реализацию препаратов с ограниченным сроком годности и т. п. Отдельные аптеки используют программное обеспечение, осуществляющее анализ ассортимента и выбор самых выгодных предложений среди прайс-листов, поступающих по электронной почте.

Кроме того, появляются Internet-аптеки, для которых  объявляется конкурс по набору соответствующих специалистов [14]. Как показывают данные нашего исследования [5], одна из первых Internet-аптек создана киевской фирмой «Бизнес-центр фармация» (http://www.e-apteka.com.ua). Данный В2С-сайт дает возможность потребителю осуществлять заказ свыше трех тысяч лекарственных средств, получать о них подробную информацию. Оплата может производиться курьеру при доставке, с помощью счета-фактуры, через отделение сбербанка, с помощью кредитной карточки. Для постоянных покупателей оформляется соответствующая карточка, которая дает право на скидку от 1 до 15%. Для заказа рецептурных препаратов необходим соответствующим образом оформленный рецепт.

Однако  электронный бизнес в отечественной  фармации находится на этапе становления. Основными препятствиями для его развития являются:

  • нестабильность и зарегулированность экономики;
  • низкая покупательная способность населения;
  • малое количество пользователей Internet. Их общая численность в нашем государстве, учитывая постоянных пользователей и тех, кто пользуется услугами сети время от времени, сегодня составляет 700–750 тыс. чел. Для сравнения: в мире пользователей Internet около 400 млн чел., в частности, в США — 135 млн, в ЕС — 95 млн. [6];
  • неудовлетворительное качество связи и низкий уровень развития телекоммуникаций;
  • несовершенство существующих средств оплаты, отсутствие законодательной базы в области платежей и налогообложения соглашений в Internet;
  • отсутствие необходимой инфраструктуры на национальном рынке для ведения электронного бизнеса, т. е. средств безопасности, шифрования передаваемой информации, цифровой аутентификации контрагентов электронных соглашений и т. п.;
  • неразвитость систем доставки товаров, покупаемых через Internet;
  • организационно-технологическая неподготовленность многих отечественных предприятий к внедрению электронного бизнеса. Кроме того, электронный бизнес не оставляет возможностей для использования теневых схем, поскольку смещает акцент конкуренции от секретности в сторону прозрачности и открытости;
  • отсутствие у многих представителей фармацевтического бизнеса элементарного понимания того, что может дать Internet отечественной экономике и почему без него просто не обойтись;
  • недостаточное функциональное использование существующих систем управления предприятиями.

Следует отметить, что автоматизация финансово-хозяйственной  деятельности фармацевтических предприятий, т. е. внедрение КСУП, возможна на основе одного из двух подходов:

  • поэтапная разработка системы собственными силами;
  • закупка и адаптация готовой системы.

Наиболее  привлекательным кажется первый путь, для которого характерна разработка качественно новой программно-аппаратной базы с учетом потребностей, особенностей и специфики работы фармацевтического  предприятия [15].

При этом возможность поэтапного финансирования разработок выглядит более привлекательной  по сравнению с риском значительных затрат, связанных с внедрением готовых  систем. Однако самостоятельная разработка системы, отвечающей современным требованиям  КСУП, подразумевает совершенно другие формы организации труда. Она требует существенного увеличения штата отдела программных разработок, слаженности и эффективности технологии разработки. Следствием этого становится зависимость предприятия от конкретных разработчиков, поскольку кроме них данной системы на рынке никто знать не будет. Кроме того, для самостоятельной разработки необходимо не менее двух-трех лет и затрат, значительно превышающих стоимость готовых КСУП отечественных разработчиков и соизмеримых со стоимостью внедрения зарубежных систем.

При выборе второго пути, т. е. закупки и внедрения готовой КСУП, необходимо решить несколько задач.

Во-первых, установить необходимую широту автоматизации. Так, если предприятию достаточно автоматизировать управление финансовыми потоками и учетные функции, то его выбор должен остановиться на локальных системах или на отдельных модулях рассматриваемых систем управления, предназначенных для учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, складское хозяйство и т. п.). Для управления производственным предприятием и планирования производственного процесса предназначены средние интегрированные системы, в которых все подразделения предприятия строят свою деятельность, опираясь на цепочку оперативного планирования «сбыт   производство   закупка». Управление производством и сложными материальными и нематериальными потоками многофункциональных предприятий возможно с использованием крупных интегрированных систем, обеспечивающих корпоративную консолидацию, глобальное планирование и бюджетирование.

Во-вторых, выбрать класс системы управления, поскольку, как было сказано выше, они базируются на трех основных концепциях. При этом MRPII-системы наиболее актуальны  для средних предприятий, ERP-системы  — для крупных. Они ориентированы в первую очередь на внутренние процессы предприятия. Если в стратегическом плане предприятие ориентируется на широкое взаимодействие с внешними субъектами (поставщиками, покупателями, партнерами), то актуальными становятся CSRP-системы. Отдельные модули рассматриваемых классов систем могут быть применимы в деятельности малых и развивающихся предприятий.

В-третьих, выбрать поставщика КСУП — отечественного или зарубежного. Среди отечественных  систем выбор на рынке невелик  — основой для создания КСУП могут быть разработки фирмы «Ксикон Софт», IDM, «Миратех» и НПП «Информационные системы». Зарубежные КСУП представлены российскими разработчиками (1С, «Интеллект-Сервис», «Галактика», «Парус», «ИнфоСофт»), а также американскими (Baan, Oracle, Computer Associates, Ross Systems, Symix, Epicor Software, Wonderware, Scalar, Systems Union Group), германскими (SAP AG, Infor Business Solutions AG), голландскими (JD Edwards, Exact Software), датскими (Damgaard, Navision Software) и шведскими (Industrial&Financial Systems). Следует отметить, что внедрение зарубежных систем (кроме российских) занимает значительное время и требует перестройки бизнес-процессов под международные стандарты.

Таким образом, реализация логистических  информационных технологий в виде КСУП:

  • с одной стороны — это долгосрочная инвестиция для фармацевтического предприятия;
  • с другой — оптимизация его управленческой и финансово-хозяйственной деятельности и в конечном итоге снижение дорожно-транспортных расходов, сокращение производственного цикла и производственного брака, увеличение оборачиваемости средств в расчетах, снижение издержек, связанных с отгрузкой товаров, в большей мере удовлетворение потребности покупателей по принципу «j4u» (just for you — только для Вас) и выполнение поставок по принципу «jit» (just-in-time — точно, своевременно).

Литература

  1. Громовик Б. П. Фармацевтична логістика: питання теорії // Фармац. журн.— 2002.— № 1.— С. 8–19.
  2. Василевський М. Ключові зони інформатизації у логістиці підприємств // Вісник НУ «Львівська політехніка».— 2001.— № 424.— С. 274–279.
  3. Шуванова Е. В., Костив С. Н. Принципы штрихового кодирования лекарственных средств // Провизор.— 1998.— № 5.— С. 19–21.
  4. Василевський М. ERP в управлінні ланцюгами поставок // Вісник НУ «Львівська політехніка».— 2001.— № 416.— С. 242–250.
  5. Громовик Б. П. Логістичні рішення у збутовій діяльності фармацевтичних фірм // Фармац. журн.— 2001.— № 5.— С. 12–23.
  6. Дарский А. Управление взаимоотношениями с заказчиками // Корпоративные системы.— 2001.— № 3.— С. 13–17.
  7. Чубала А. Співпраця учасників каналів дистрибуції в реалізації стратегії ефективного обслуговування покупців // Вісник НУ «Львівська політехніка».— 2001.— № 416.— С. 370–375.
  8. Данилин А. В. Lotus Domino и Notes как технологии электронного бизнеса и управлениями знаниями // Корпоративные системы.— 1999.— № 4.— С. 10–12.
  9. Зелинский С. Виртуальный партнер // ММ. Деньги и технологии.— 2001.— № 1–2.— С. 32–35.
  10. Материалы http://www.e-commerce.ruwww.cnews.ru www.korrespondent.net.
  11. Горбачев О. Низкий старт «новой экономики» // Комп@ньоН.— 2001.— № 5.— С. 35–41.
  12. Ишмухамедов А., Готовац С. Российская фармацевтика в компьютерной сети // Ремедиум.— 2000.— № 9.— С. 3-8.
  13. Марино Д. Электронная оплата счетов // Журнал сетевых решений LAN.— 2001.— № 3.— C. 42–48.
  14. Громовик Б. П. Оптимизация кадрового обеспечения фармацевтических предприятий на основе логистического подхода // Провизор.— 2001.— № 9.— С. 17–21
  15. Зелинский С. По пути автоматизации // ММ. Деньги и технологии.— 2001.— № 12.— С. 48–50.

Информация о работе Информационные технологии логистики