Информационные технологии логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:54, реферат

Описание

С обработкой увеличивающегося объема информации, необходимой для планирования и контроля логистических мероприятий, а также с развитием коммуникаций и компьютеризацией хозяйственной деятельности связана информационная логистика — одна из вспомогательных подсистем логистики. Она представляет собой управление информационным потоком на предприятии и в его окружении с целью использования информации для регулирования экономических процессов.

Работа состоит из  1 файл

ИТЛ.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Реферат на тему:

«Информационные технологии логистики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Логистические информационные технологии

С обработкой увеличивающегося объема информации, необходимой для планирования и  контроля логистических мероприятий, а также с развитием коммуникаций и компьютеризацией хозяйственной деятельности связана информационная логистика — одна из вспомогательных подсистем логистики. Она представляет собой управление информационным потоком на предприятии и в его окружении с целью использования информации для регулирования экономических процессов. [1].

Как видно из данных рис. 1, с этой целью фармацевтическими предприятиями могут быть использованы следующие информационные технологии:

  • управление данными (data managment — DM);
  • электронный обмен данными (electronic data interchange — EDI);
  • штриховое кодирование (bar coding — BC);
  • искусственный интеллект/экспертные системы (artificial inteligence/expert systems — AI/ES);
  • дистанционный доступ и коммуникации (remote access and communication — RA&С).

Управление  данными представляет собой процесс накопления и систематизации в необходимом объеме данных с целью доступа к ним целевых пользователей в нужное время. Современные информационные технологии ориентированы не на локально организованные данные, а на базы данных, представляющие собой специально организованное хранение информационных ресурсов в виде интегрированной совокупности, предназначенной для многоцелевого использования и модификации различными пользователями. Эти совокупности работают под управлением СУБД — системы управления базой данных, основное назначение которой, наряду с управлением данными, обеспечение доступа к ним, организация и связь с пользователем.

Использование информационных технологий значительно  сокращает и ускоряет путь перемещения  лекарственных средств от производителя к потребителю. При этом большое значение в минимизации движения товара имеет быстрая передача информации как внутри предприятия, так и во внешней среде.

С этой целью в зависимости от финансовой ситуации фармацевтическим фирмам необходимо внедрять сначала внутреннюю систему обмена данных при помощи локальных информационных источников с широким использованием средств EDI — для исключения бумажного обращения документации, а затем при финансовом росте интегрировать ее с Internet для широкого доступа к возможным клиентам. Зарубежный опыт показывает, что те фирмы, которые делают ставку на использование функционирующих на рынке стандартов EDI, имеют шансы эффективного функционирования в будущем. Эта необходимость довольно лаконично реализована в изречении «EDI or DIE», т. е. «электронный обмен данными или смерть» [2].

Штриховое кодирование — один из видов автоматической идентификации лекарственных средств, при котором используется метод  оптического считывания информации, обозначающей товар в виде комбинации параллельных темных штрихов и светлых полос согласно определенной системе [3]. Главной задачей обозначения товаров штрих-кодами является рационализация продажи и распределения товаров, независимо от страны их происхождения, места сбыта и расположения складского хозяйства.

Дистанционный доступ к коммуникации базируется на использовании спутниковой связи  и современных коммуникаций, обеспечивающих аудиосвязь в режиме реального времени  и позволяющих предприятиям отдаленные рынки сделать частью одной сети распределения.

Программы искусственного интеллекта в первую очередь используются в процессе телемаркетинга — при принятии заказа и обслуживании покупателей. Основное их преимущество в адаптировании  общения с заказчиком по телефону к реальной ситуации при персональной продаже. При этом менеджер с помощью компьютера получает подсказки о ценовых скидках, возможностях доставки, предложениях замены при отсутствии необходимого товара на предприятии, перечне регулярно покупаемых товаров и т. п. Кроме того, эти программы способствуют быстрому обучению работающих по телефону менеджеров.

Интенсивное развитие и широкое внедрение  современных логистических информационных технологий привело к созданию корпоративных  систем управления предприятиями (КСУП).

На  сегодня в мире распространение получили три основные концепции КСУП — планирование ресурсов производства (Manufacturing Resource Planning — MRPII), планирование ресурсов предприятия (Enter–prise Resource Planning — ERP) и планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем (Consumer Synchronized Resource Planning — CSRP).

Первая  концепция представляет собой методологию  детального планирования производства, включая учет заказов, планирование загрузки производственных мощностей  и потребности во всех ресурсах производства (материалах, сырье, комплектующих, оборудовании, кадрах), планирование производственных расходов, моделирование производственного процесса, его учет, планирование выпуска готовой продукции, оперативное корректирование плана и производственных заданий. Развитие концепции MRPII осуществляется по нескольким направлениям: управление сложными производственными проектами, интегрированное управление мелкосерийным производством, управление сложными финансово-сбытовыми и производственными структурами, холдинговое управление. Кроме того, с ее помощью возможно решение и самостоятельных задач (например, управление складским хозяйством и отгрузкой товара).

Концепция ERP в свою очередь представляет собой  методологию интегрированного управления всеми сферами деятельности предприятия, включая производственные мощности, материальные и нематериальные потоки. К общим функциям ERP-систем относится руководство предприятием, финансовая деятельность, функции поддержки (информационное и технологическое обеспечение, работа с кадрами, делопроизводство, юридическая деятельность), взаимодействие с территориальными структурными подразделениями. Эволюция концепции ERP нашла свое отображение в технологии виртуального производства (Virtual Production — VP) и системе параллельной логистики (Concurrent Logistics System — CLS) [4].

Виртуальное производство основывается на использовании  внешних ресурсов во время производственного  процесса определенных товаров, что  гарантирует высокую степень  интегрированности модульного программного обеспечения информационных систем управления на предприятиях. При этом производители, руководствуясь интегрированными моделями планирования, в первую очередь будут продавать свою производственную мощность, нежели конкретные продукты.

Разновидностью  виртуального производства является виртуальный скрининг (Virtual Screening — VS), представляющий собой виртуальное прогнозирование биологически активного вещества и изучение взаимосвязи его структуры с фармакологической активностью на основании статистических методов или 3D-моделирование соединения на базе известных свойств рецептора или фермента.

Система параллельной логистики — это система управления потоком ресурсов за рамками предприятия, охватывающая всю глубину логистической цепи и базирующаяся на сетевом соединении размещенных в узлах цепи и сотрудничающих между собой модулей, которыми руководят происходящие события (приобретение клиентом товара, подтверждение получения поставки и т. п.). Эти модули обслуживают процессы бизнеса, происходящие вдоль всей цепи и выходящие за границы конкретного предприятия.

Если  рассмотренные выше концепции ориентированы  на внутреннюю организацию предприятия, то основой методологии CSRP является интегрирование заказчика или покупателя в КСУП и обеспечение полного  жизненного цикла товара — от проектирования до послепродажного обслуживания. Ее сущность в том, что информация о клиентах и их запросах включается в процессы производственно-сбытового планирования предприятия, т. е. происходит переход от планирования производства до планирования удовлетворения потребностей клиентов. С указанной концепцией тесно связана технология управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management — CRM).

В центре внимания CRM-системы находятся клиенты предприятия, а не его бизнес-процессы. При этом в работе с малым количеством клиентов (до тридцати) используют принципы клиентинга, т. е. системы длительных взаимосвязей, при которых между производителем и фирмами-посредниками возникают как экономические отношения, так и социальные, базирующиеся на партнерских, дружеских связях, а иногда и личностной привязанности. Во взаимоотношениях с большим количеством покупателей используют принципы теории портфолио, т. е. анализ портфеля клиентов с целью удержания или увеличения рыночной доли. Одним из элементов практической реализации теории является дифференцирование клиентов. Она представляет собой определение критериев для распределения клиентов на группы, каждой из которых предлагаются условия, стимулирующие клиентов к переходу с менее значимой в более значимую для оптовой фирмы группу [5]. Клиент должен приобщаться к фирме при помощи различных программ лояльности, причем каждому клиенту дают почувствовать его ценность для предприятия. Конкуренция переходит с политики цен на товары к политике качества предоставляемых услуг. Основываясь на указанных принципах, концепция CRM представляет собой путь изменений в стратегии, бизнес-процессах, организации и технической инфраструктуре с целью улучшения управления предприятием с акцентом на поведении клиента. Это означает сбор и подготовку данных о всех клиентах с целью дальнейшего использования полученной информации для прогнозирования контрактов, их отслеживания, поддержки их обслуживания, сопровождения заказов и продаж, т. е. для увеличения доходов и операционной эффективности [6]. Фактически использование указанной концепции позволяет предоставить клиенту больше товаров и услуг, базируясь на знаниях того, чего он хочет в действительности. Причем клиент может не осознавать своих потребностей до тех пор, пока ему не будет предоставлена возможность их удовлетворения. Продолжением развития концепции CSRP является стратегия эффективного обслуживания клиентов (Efficient Concumer Responce — ECR) в логистических каналах. Она охватывает управление определенной категорией продуктов, запасами и поставками, а также информацией [7]. При этом:

  • управление категорией продуктов заключается в сотрудничестве производителей, посредников и потребителей (для фармацевтических товаров — организаций-потребителей) в процессе принятия решений в отношении ширины, глубины, насыщенности и сопоставимости товарного ассортимента. Участники логистической цепи уже в фазе разработки концепции и составления планов внедрения новых товаров совместно анализируют их влияние на реализацию целей партнеров, оценивают рентабельность новых товаров при учете всех затрат, определяют момент их внедрения на рынок и объем запасов. Совместно осуществляют также разработку стратегических программ продвижения товаров и оценивают их эффективность;
  • управление запасами и поставками лекарственных средств базируется на трансфере информации, постоянной инвентаризации запасов, автоматическом расчете заказов, мониторинге доступности товаров, а также на постоянном их перемещении от поставщика к розничному посреднику или организации-потребителю при наименьшем количестве перевозок и простоев;
  • управление информацией основывается на полном доступе каждого из партнеров ко всей торговой информации, необходимой с точки зрения продвижения данной категории товаров. Автоматическая их идентификация при помощи штрихового кодирования, регистрация ежедневной (или за определенный период) продажи, электронный обмен данными и т. п. составляет необходимый инструмент, позволяющий превратить цепи поставок в цепи, отвечающие потребностям клиентов.

Стратегия ECR способствует преодолению барьеров на пути перемещения товаров частой закупки от производителя к розничным  посредникам или организациям-потребителям, исключению бесполезных действий, сокращению времени реакции на реальный спрос, а благодаря этому — росту уровня обслуживания клиентов.

В эпоху Internet для многих мировых компаний реализация рассмотренных концепций  КСУП, особенно концепции CSRP, стала  невозможной без использования  инструментов (модулей) электронного бизнеса [5].

По  определению компании Gartner Group электронный бизнес представляет собой непрерывную оптимизацию товаров и услуг определенной организации, а также производственных связей за счет применения цифровых технологий и использование Internet как первичного средства коммуникации [8]. Таким образом, технологии электронного бизнеса — это системы, которые объединяют посредством совместной работы и координации действий разные организации, вовлекаемые в общие производственно-торговые процессы. При этом системы электронного бизнеса (СЭБ) выполняют не только операции купли-продажи, но и сопровождения процессов стимулирования спроса на товары и услуги, автоматизацию административных функций, связанных с продажей и обработкой заказа, а также с усовершенствованием обмена информацией между партнерами. СЭБ тесно связаны с «новой экономикой», которая, по определению консалтинговой фирмы McKensey&Company, представляет собой микроэкономический эффект устранения географических, отраслевых и корпоративных препятствий к экономической интеграции, приводящей к снижению части расходов на взаимодействие в среднем на 50% за счет всемирной торговой платформы, роль которой выполняет Internet [9].

Модель  систем электронного бизнеса представлена на рис. 2. Наиболее перспективным Internet-проектом «новой экономики» является В2В-сегмент (business-to-business, или предприятие—предприятие), а именно создание корпоративных систем электронного бизнеса (для работы с поставщиками, посредниками), а также отраслевых торговых площадок, Internet-бирж и т. п. Обмену коммерческой информацией между В2В-площадками помогают Е2Е-порталы (exchange-to-exchange, или обмен—обмен) [10]. Сегодня для отечественной фармацевтической отрасли разработку универсального ядра В2В-системы взяла на себя фирма Softline [11].

Другой  электронный сегмент B2G (business-to-goverment, или предприятие—государство) предназначен для торговых операций между предприятием и государством (любым правительственным органом) [12]. Этот вариант электронного бизнеса перспективен при организации тендерных закупок лекарственных средств для государственных потребностей. Выходу предприятия на международные рынки способствует В2Е-сегмент (business-to-economy, или предприятие—экономика) [10].

Информация о работе Информационные технологии логистики