Учет в местах общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:20, реферат

Описание

Учет продуктов в цехах по производству полуфабрикатов в предприятиях общественного питания (мясных, рыбных, овощных и иных) целесообразно вести по материально ответственным лицам (бригадам) по наименованиям, сортам (категориям), количеству, цене и сумме и обязан обеспечить контроль за выходом полуфабрикатов по видам и количеству (весу) согласно с установленными нормами и за верным их использованием.

Содержание

1. Учет продуктов в самостоятельных цехах по производству полуфабрикатов
2. Учет и вопросы налогообложения в ресторанах
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Учет, бюджетирование и калькулирование в сфере общественного питания.docx

— 42.77 Кб (Скачать документ)

Вообще вопросы учета  материалов заслуживают не только отдельного разговора, но и отдельного рассмотрения некоторых аспектов этого учета. В ближайших номерах журнала  мы обязательно рассмотрим эти вопросы -- применительно к организациям общественного питания вообще и к ресторанам, в частности.

Современные экономисты убеждены, что остановимся исключительно  на двух элементах учета материально-производственных запасов -- учета товаров и учета НДС по стоимости приобретенных запасов (материалов).

Методические указания не регулируют обособленно учета товаров  в организациях торговли и общественного  питания. Отдельный раздел Методических указаний посвящен учету товаров  в неторговых организациях. Общие  принципы учета товаров являются едиными, а реализация товаров, в  общем случае, не является основным источником получения прибыли организациями  общественного питания. Следовательно, положения Методических указаний могут  быть в полной мере применены и  в ресторанах.

Некоторые различия касаются, в первую очередь иcпoльзoвaнию унифицированных форм первичной учетной документации.

Товары, приобретенные рестораном для последующей перепродажи, учитываются  на счете 41 «Товары».

Методические указания большое  внимание уделяют организации учета  транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Для учета ТЗР при приобретении материалов, в зависимости от схемы  бухгалтерского учета, установленного учетной политикой организации, может открываться дополнительный субсчет к счету 10 «Материалы»  либо 15 «Заготовление и приобретение материалов». Расходы, связанные с  приобретением товаров согласно с Инструкцией по иcпoльзoвaнию нового Плана счетов к тому же могут отражаться на счете 15. Однако, пунктом 223 Методических указаний учет ТЗР рекомендуется учитывать на счете 44 «Расходы на продажу» по дополнительно вводимому субсчету «Коммерческие расходы по товарам».

В состав расходов, связанных  с приобретением, хранением и  продажей товаров, включаются:

а) транспортно-заготовительные  расходы (ТЗР);

б) расходы по переработке, подсортировке, обработке, доработке, улучшению технических характеристик  товаров и по приведению их в товарный вид;

в) расходы, связанные с  продажей товаров, учитывая расходы  по рекламе;

г) расходы по хранению товаров: оплата труда coтрудников складов, суммы единого социального налога (взноса), амортизация, ремонт и содержание

д) затраты по содержанию подразделения, выполняющего торговую деятельность: оплата труда персонала и отчисления по ней на социальные нужды; ремонт, отопление, освещение, водоснабжение зданий (помещений); амортизация основных средств; прочие расходы, непосредственно связанные с содержанием указанного подразделения;

е) недостачи и потери от порчи товаров в пределах норм конечной убыли и в некоторых  иных случаях, прямо предусмотренных  в Методических указаниях

Расходы, связанные с приобретением, хранением и продажей товаров, учитываются  на счете 44 «Расходы на продажу».

Расходы на продажу по товарам  каждый месяц списываются в полном объеме в дебет счета учета  продаж.

В случае если величина транспортно-заготовительных  расходов, связанных с приобретением (заготовлением) товаров и доставкой  их в организацию составляет значительный удельный вес в общем размере  выручки от продаж товаров (более  десяти процентов) и, кроме того, при  их неравномерном уровне в течение  года, то допускается пропорциональное распределение указанных расходов между фактической себестоимостью проданных в данном месяце товаров  и их остатком на конец месяца. Причем доля, относящаяся на остаток непроданных к концу месяца товаров, остается на счете 44 и переходит на следующий месяц. Выбор метода распределения расходов на продажу устанавливается организацией и закрепляется в ее учетной политике.

Например, в течение марта  месяца рестораном приобретено товаров  на общую сумму 220 тыс. руб. Общая  сумма расходов на продажу составила 100 тыс. руб., в том числе транспортно-заготовительные  расходы -- 55 тыс. руб. Продано за месяц  товаров -- 200 тыс. руб. (без учета расходов на продажу). Для упрощения, предположим, что ресторан работает с товарами первый месяц, и остатка товаров  на начало месяца нет. Проводки, связанные  с исчислением и уплатой налогов  и, кроме того, с расчетами по проданным  товарам, не приводятся.

В бухгалтерском учете  будут сделаны проводки:

дебет счета 41 кредит счета 60 -- 220 тыс. руб. -- на сумму стоимости приобретенных товаров;

дебет счета 44 кредит счета 60 -- 100 тыс. руб. -- на сумму выполненных расходов на продажу;

С экономической точки  зрения дебет счета 90 «Продажи» субсчет  «Себестоимость продаж» кредит счета 41 -- 200 тыс. руб. -- на сумму стоимости проданных товаров по фактической себестоимости приобретения;

дебет счета 90 кредит счета 44 -- 45 тыс. руб. -- на сумму расходов на продажу без учета ТЗР;

дебет счета 90 кредит счета 44 -- 50 тыс. руб. -- на сумму ТЗР в  части, относящихся к проданным товарам ((55: 220) х 200).

Таким образом, по состоянию  на конец месяца остаток на счете 41 составит 20 тыс. руб., остаток на счете 44 -- 5 тыс. руб. (несписанные транспортно-заготовительные  расходы).

С экономической точки  зрения при продаже товаров за наличный расчет выручка от продажи  таких товаров учитывается по мере поступления денежных средств (дебет счета «Касса» -- кредит счета учета продаж).

Одновременно (в том же месяце) списываются в дебет счета  учета продаж:а) стоимость проданных товаров по фактической себестоимости (с кредита счета «Товары», а по проданной готовой продукции -- с кредита счета «Готовая продукция»);

б) налог на добавленную  стоимость и иные аналогичные  налоги, относящиеся к проданным  товарам (с кредита счета «Расчеты с бюджетом»);

в) расходы на продажу, относящиеся  к проданным товарам -- с кредита счета «Расходы на продажу»;

г) кредитовое либо дебетовое  сальдо по счету учета продаж относится  на финансовые результаты.

Например (продолжая предыдущий пример), выручка от продажи товара составила 480 тыс. руб. Вся выручка  поступила наличными. Налог на добавленную  стоимость включен в выручку  и исчислен по ставке 20 процентов.

В бухгалтерском учете  будут сделаны проводки:

дебет счета 50 «Касса» кредит счета 90, субсчет «Выручка» -- 480 тыс. руб. -- на сумму поступившей выручки;

дебет счета 90 субсчет «НДС»  кредит счета 68 «Расчеты по налогам  и сборам» -- 80 тыс. руб. -- на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащего перечислению в бюджет;

дебет счета 51 «Расчетные счета» кредит счета 50 -- 480 тыс. руб. -- на сумму денежных средств, сданных по объявлению на расчетный счет ресторана в кредитном учреждении;

дебет счета 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж» кредит счета 99 «Прибыли и убытки» -- 105 тыс. руб. (480 -- 200 -- 45 -- 50 -- 80) -- на сумму выручки от продажи  товаров.

При безналичных расчетах учет выручки от продажи товаров  производится по мере отгрузки и предъявления к оплате расчетных документов и  осуществлении иных условий признания  дохода от продаж. Справедливости ради, следует отметить, что продажа  товаров за наличный расчет для ресторанов нехарактерна.

Отдельный подраздел Методических указаниях посвящен вопросам организации учета налога на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам (учитывая товары и материалы, используемые при изготовлении готовой продукции).

Наибольший интерес представляет организация учета НДС по стоимости  материалов (продуктов питания), используемых ресторанами для производства готовых  блюд. Это обусловлено тем, что  доля таких материалов облагается налогом  по ставке 20 процентов, а доля -- по ставке 10 процентов. Вот почему ниже мы изложим общие принципы учета налога при приобретении и списании материально-производственных запасов и более подробно остановимся на вопросах учета налога по стоимости материалов, облагаемых налогом по различным ставкам.

Налог на добавленную стоимость, начисленный при приобретении материалов, учитывается на счете 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям» одновременно с оприходованием поступивших материалов. Налог не включается в фактическую себестоимость материалов и в их учетные цены, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В частности в случаях, когда в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, приходно-кассовых ордерах, актах осуществленных работ и др.), подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), не выделена сумма налога, то и в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, реестров чеков и реестров на получение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не производится. Стоимость приобретенных в таких случаях материальных ресурсов, учитывая предполагаемый по ним налог, учитывается в целом на счетах учета материально-производственных запасов.

Экономисты отмечают, что  списание налога со счета 19 производится в момент оплаты материалов (в случае предварительной оплаты материалов одновременно с их оприходованием) в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» по соответствующим субсчетам.

То есть, в общем случае, схема учета налога будет следующей:

дебет счета 10 «Материалы»  кредит счета 60 -- на сумму стоимости  приобретенных материалов;

дебет счета 19 кредит счета 60 -- на сумму налога по стоимости  приобретенных материалов.

Как свидетельствует экономическая  действительность, обе проводки оформляются  одновременно -- при принятии материалов к учету (дата принятия материалов к учету определяется условиями договора с поставщиком материалов и определяется датой перехода права собственности на них);

дебет счета 50 кредит счета 51 -- на сумму произведенной оплаты приобретенных материалов;

дебет счета 68 кредит счета 19 -- на сумму налогового вычета.

Как можно заключить из пункта 148 Методических указаний, эти  проводки к тому же оформляются одновременно. То есть для выполнения налогового вычета нет необходимости дожидаться момента фактического использования  материалов. в том случае, если какие-либо материалы будут использованы на цели, не связанные с производством, сумма налогового вычета по стоимости таких материалов восстанавливается в учете обратной проводкой. В соответствии с пунктом 149 Методических указаний, налог, уплаченный организацией за приобретенные материалы, в дальнейшем использованные для выпуска продукции освобожденной от обложения налогом, включается в затраты, связанные с выпуском этой продукции. При отпуске этих материалов на указанные задачи суммы налога, ранее списанные на счет «Расчеты с бюджетом», относятся на счета учета затрат. В деятельности ресторанов такой продукцией может быть продукция, изготавливаемая и передаваемая для различного рода благотворительных мероприятий и тому подобное

В данном случае по НДС может  быть оформлена исключительно одна проводка:

дебет счета 20 «Основное  производство» кредит счета 68 -- на сумму  ранее произведенного налогового вычета по сумме стоимости материалов, использованных при производстве продукции, освобожденной  от налогообложения. В соответствии с пунктом 152 налог по материалам, отпущенным на непроизводственные задачи (благотворительная помощь, выдача подарков, и тому подобное), списывается  на внереализационные расходы. В деятельности ресторанов в данном случае речь обязана идти не о материалах, а о товарах. Для целей налогообложения указанные суммы принимаются к учету по налогу на прибыль исключительно в случаях, прямо оговоренных законодательством. Более точно перечень таких случаев можно будет привести исключительно после того, как в главу 25 НК Pоссийской Федеpации будут внесены подготовленные изменения.

Пунктом 153 Методических указаний установлено, что отпуск материалов филиалам и иным обособленным подразделениям организации, выделенным (состоящим) на отдельные балансы, производится без  учета суммы налога, по фактической  себестоимости этих материалов (сумма  стоимости материалов по учетным  ценам и часть отклонений либо транспортно-заготовительных расходов, относящихся к этим материалам).

Указанная ситуация в деятельности ресторанов может возникнуть в то время, когда ресторан имеет обособленные структурные подразделения, независимо выполняющие выпуск готовой продукции.

В соответствии с Планом счетов (Инструкцией по иcпoльзoвaнию Плана счетов), передача материалов (и иного имущества) филиалам и представительствам, выделенным на обособленный баланс отражается через счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты»:

дебет счета 79 кредит счета 10 -- на сумму фактической себестоимости  переданных материалов.

Причем суммы, ранее отнесенные на счет 19, подразделению не передаются. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, как уже говорилось выше, налоговый вычет обязан быть произведен в момент оплаты материально-производственных запасов (материалов и товаров) и, следовательно, к моменту передачи материалов подразделению, суммы НДС по их стоимости на счете 19, как правило, не числятся. Во-вторых, обороты по счету 79 имеют значение исключительно для внутреннего  использования -- при представлении отчетности данные об имуществе и обязательствах головной организации и ее структурных подразделениях построчно суммируются и сальдо по счету 79 просто сворачивается.

В случае, если в дальнейшем эти материалы используются филиалами либо иными обособленными подразделениями организации для выпуска продукции, освобожденной от обложения налогом, то сумма налога включается в стоимость этой продукции.

Информация о работе Учет в местах общественного питания