Чайная церемония японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:52, реферат

Описание

Японская чайная церемония - что это? Традиция, искусство, блажь или что-то другое, непостижимое для понимания обывателя? Для чего существует маленький домик с соломенной крышей, спрятанный от суеты под тенью вековой сосны? Ты входишь, оставляя на пороге сандалии, покрытые пылью шумных мостовых, зависть, разъедающую сердце еще сильнее, чем время, оставляешь все, что может помешать тебе слиться с природой и ощутить удивительную внутреннюю гармонию.

Содержание

 Введение.

 Глава 1 - Немного истории.

 Глава 2 –Вкус чая» и «вкус дзэна.

 Глава 3 – Принципы чайной церемонии.

 Глава 4 – Чайный домик.

 Глава 5 - Чайное действо.

 Глава 6 – Как готовить чай.

 Выводы.

 Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Чайная церемония.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

К чайной комнате примыкает помещение, в котором хранится различная утварь, используемая в церемонии, чай, пищевые продукты. Здесь же проводится и предварительная подготовка к чайному действу. Это помещение называют водной комнатой.

Нет необходимости говорить, какую роль в чайной церемонии играет используемая в ней утварь. Утварь бывает далекая и близкая. В «Списке  вещей, используемых для чайной церемонии» составленном в 1572 г. дается такая классификация утвари:

Чайницы и чайные чашки-тэммоку – первое близкое.

Кувшин с водой и чаша для сливания воды – второе близкое.

Чайная ложка, подставка для черпака, подставка для крышки – третье близкое.

Ваза для цветов – далекое.

Свитки-какэмоно – более далекое

Курильница для благовоний, банка с благовониями – самое далекое. Критерием далекости или близости  тех или иных предметов утвари являлась роль соответствующего предмета в чайном действе.

Во время церемонии  все предметы чайной утвари  используются в определенной последовательности, вписываясь в интерьер помещения, они функционируют следуя установленному ритму, а ритм задает ритуал чайного действа.

 

 

ГЛАВА 5

Чайное действо.

 

Чайная церемония- сложное и достаточно многоплановое действие, реализуемое прежде всего через ритуал. В свою очередь следование ритуалу требует соответствующего душевного настроя и так сказать материального обеспечения. Только в таких условиях  возможно достижение цели чайной церемонии – постижение ее участниками «вкуса дзена « и вкуса чая».

Организация чайного действа начинается с приглашения гостей. Основополагающим принципом этого первого акта, а за ним и всех остальных, является удовлетворение желаний других, подлаживание под настроение других и даже за счет собственных чувств и симпатий. Это правило базируется в первую очередь на почитании. Устроитель чайной церемонии , хозяин, должен тщательно обдумать список приглашаемых гостей, количество которых в стандартной церемонии составляет пять человек. Особое внимание уделяется выбору главного гостя (секаку). Это должен быть уважаемый человек, хорошо знающий ритуал, поскольку именно главный гость начинает все ритуальные действия, которые надлежит выполнить гостям. Лицо, которое хозяин решил пригласить в качестве главного гостя, извещается за неделю и даже еще раньше.

После переговоров с главным гостем и согласованием списка остальных участников церемонии хозяин направляет письменные приглашения другим потенциальным участникам действа. В письмах указывается время и место проведения чаепития, его вид, перечисляются все приглашенные лица. Получив письмо, данное лицо должно как можно скорее дать ответ хозяину.

Для церемонии гости подготавливают соответствующую одежду. Гости приносят с собой сложенные листы бумаги, своего рода салфетки, которые кладут за отворот кимоно; два шелковых платка- большой и маленький а также заостренную палочку ( куромодзи). Куромодзи берут некоторые виды сластей, которые подают после закусок.

За многовековую историю чайной церемонии устоялось и обрело канонические формы семь типов чаепитий:

1)    «Чайное действо на рассвете» (анацуки-но тядзи).

2)    «Чайное действо утром» (аса-но тядзи).

3)    «Чайное действо в полдень» (сего-но тядзи).

4)    «Чайное действо ночью»  (ебанаси-но тядзи).

5)    «Чайное действо со сластями» ( каси-но тядзи).

6)    «Чайное действо вне (определенного) времени» (фудзи-но тядзи).

7)    «Чайное действо ( устраиваемое для тех, кто) пришел  после (основного чаепития)» (атоми-но тядзи).

Эталонной считается чайная церемония, устраиваемая в середине дня, что совпадает со временем обеда.

Чайное действо представляет собой долгое по продолжительности ( около четырех  часов) и сложное по ритуалу мероприятие, состоящее из трех видов: приема пищи, питие «густого чая» и питие «жидкого чая». Хотя центр тяжести попадает на  питие «густого чая», не менее важным является строгое выполнение всех без исключения ритуальных действий.

Каждый жест, движение мысли, последовательность выполняемых действий, всеми участниками церемонии, наполнены глубоким смыслом.  Ни одного лишнего жеста, ни одной лишней фразы. Каждое движение строго расписано и имеет свой глубинный смысл, понятный только  тем, кто знаком с чайной церемоний. Для западного человека, чайная церемония не больше, чем затянутое чаепитие с непонятным ритуалом. Но чайный обряд – это тоже путь к познанию национальной психологии, не менее важный чем бусидо – моральный кодекс самурая.

Чайное действо начинается со сбора гостей в специальном помещении, которое называется матиаи – ожидание. Тогда же вступает  в силу комплекс правил, четко регламентирующий поведение гостей. В чайной церемонии роли распределяются между двумя сторонами – хозяином и гостями. Формально хозяин – устроитель, организатор, дирижер чаепития. Гости – ведомые, подчиняющиеся указаниям хозяина. Однако на всем протяжении чайного действа хозяин выполняет по существу роль слуги: он приветствует гостей в начале  церемонии, выносит в чайную комнату утварь, готовит напиток, подносит его гостям, по окончании церемонии уносит утварь, провожает гостей. Наконец сам хозяин не пьет чай, а только готовит и предлагает его гостям.

 

Чайное действо в полдень.

Приглашенные лица приходят на церемонию по отдельности или группой не менее чем за 15-20 минут до начала церемонии. Дорожка от входных дверей на внешнюю росистую землю до домика, в котором собираются гости, незадолго до прибытия поливается водой, что вызывает у проходящих по ней ощущение свежести. Кроме того, окропление водой несет и сакральную функцию – очищение пути, следовательно самих участников чаепития.

Входные ворота и дверь домика для сбора гостей должны быть приоткрыты примерно на 3 см., что символизирует приглашение войти. Из прихожей гэкан  гость проходит в комнату-ерицуке, где отряхивает пыль с одежды, снимает обувь, в которой пришел и надевает специальные сандалии.

Из комнаты –ерицуке гость переходит в помещение доя ожидания, где осматривает висящий в нише токонома свиток, цветы в вазе, а также предметы, выполняющие чисто декоративную функцию. Участники чаепития выбирают из числа присутствующих «последнего гостя». Это лицо, хорошо разбирающееся в чайном ритуале, так как последнему гостю приходится выполнять в ходе церемонии ряд важных действий.

Наконец в помещение для ожидания приходит главный слуга хозяина во время чаепития. Он приносит поднос с чашками, наполненными горячей водой и передает его последнему гостю. Тот в свою очередь предлагает ее каждому гостю. Подношение воды и ее питие символизирует начало акта очищения. После этого гости надевают приготовленные для них сандалии из соломы и  идут к скамейке, где садятся на приготовленные заранее подушечки. Наступает момент  встречи гостей. Хозяин подходит к скамейке и приветствует гостей поклоном. Гости встают и в молчании отдают ответный поклон, причем кланяться хозяину начинает главный гость. Хозяин делает еще один поклон, и это означает, что приготовление к чайному действу закончены и наступает время следовать в помещение, где проводится церемония.

Сначала главный гость подходит к месту ритуального омовения рук и рта. После него следуют все остальные.  В то время как остальные гости омывают руки и рот, главный гость подходит к входу-лазу нидзиригути и встает на камень для снимания обуви, осторожно открывает створку лаза и заглядывает  в чайную комнату. Потом, опираясь на обе руки, пролезает внутрь. Данный ритуал должен помочь участнику чаепития уменьшить зависимость от собственного «я», так сказать смирить гордыню. Находясь в чайной комнате гости сидят поджав под себя ноги, передвигаются на коленях. Наконец главный гость делает легкий поклон, и держа у колен складной веер, приближается к нише-токонома и осматривает висящий в ней свиток. Написанные на нем слова должны намекать гостям тональность предстоящего чаепития и задавать настрой всему действу. Если видят в нише только свиток, это значит устраивается чаепитие со строгим соблюдением ритуала, похожее на официальный прием. Наличие в нише цветка указывает на неформальный характер встречи: гостям будут подавать только жидкий чай.

Затем главный гость передвигается к месту приготовления чая, где осматривает очаг-фуро и котел для кипячения воды. Аналогичную процедуру осмотра совершают и другие участники чаепития. После этого гости рассаживаются на предназначенные для них места.

Во время сбора гостей в чайной комнате хозяин находится в примыкающей к ней водной комнате. Когда он чувствует, что гости окончили осмотр ниши и утвари, открывается дверь «входа на Путь чая», соединяющего два помещения и обменивается с гостями поклонами. После церемонии приветствия хозяин возвращается к входу на Путь чая и закрывает дверь, что означает начало поднесения гостям закусок. Еда должна создавать у участников чайного действа определенное настроение.

После окончания еды гости вытирают салфетками использованную обеденную утварь и ставят ее на поднос-осики. Удар палочек, которые гости бросают на поднос, означает завершение трапезы. Услышав этот звук, хозяин выходит из водной комнаты, собирает и уносит подносы.

Вернувшись из водной комнаты в чайную комнату хозяин начинает церемонию «первого угля», в которой участвуют гости. Гости внимательно  наблюдают за действиями хозяина. Главный гость может задавать хозяину вопросы об утвари, которая используется при проведении церемонии «первого угля». Заключительным  аккордом первого этапа чайного действа является поднесение гостям сладостей. Сласти, подаваемые во время чайной церемонии, представляют собой засахаренные фрукты, поэтому их выбор зависит от времени года.

После трапезы устраивается перерыв –накадати, который гости проводят вне чайного домика, на «росистой земле». Гости разминают ноги, потом садятся на скамейку для ожидания и  любуются пейзажем сада.

Первый удар гонга настраивает гостей на возвращение в чайный домик. Услышав последний удар, участники церемонии друг за другом повторяют ритуал омовения рук и рта и вхождения в чайную комнату. Возвращение гостей в комнату знаменует начало второго этапа чайного действа- питие «густого чая».  По консистенции «густой чай» напоминает свежие сливки. Такой чай пили в монастырях дзэнские монахи, пытаясь преодолеть сонливость во время медитации. «Густой чай» участники церемонии пьют по кругу, начиная  с главного гостя, из одной чашки.

После окончания церемонии «густого чая» следует церемония «последнего угля», аналогичная по функциям церемонии «первого угля».

Наконец начинается следующий этап чайного действа: приготовление и питие «жидкого чая». «Жидкий чай» имеет  меньшую концентрацию. Ритуал пития «жидкого чая» несколько иной. Атмосфера в комнате неформальная. Гости чувствуют себя свободнее и поведение их более непринужденно.

После завершения чаепития гости друг за другом покидают чайную комнату и собираются на внутренней росистой земле Хозяин открывает из чайной комнаты створку лаза  и все делают поклон. Хозяин смотрит как все гости покидают росистую землю и закрывает створку ниди-зиригути, когда они исчезают из вида. На следующий день главный гость приходит к хозяину и от имени всех участников  благодарит за чаепитие.

          

«Чайное действо на рассвете»

«Чаепитие на рассвете проводят в феврале и марте, т.е. в холодное время года Такие церемонии называют также чаепитиями при оставшихся (зажженных) фонарях, « при оставшейся луне», на исходе ночи».

Гости собираются в помещении для ожидания в промежутке между четырьмя и четырьмя тридцатью утра.

После того, как гости войдут в чайную комнату, хозяин выносит им рисовые лепешки с фасолевой пастой и имбирную настойку на рисовой водке саке. Затем не спеша приготавливает жидкий чай. Участники церемонии ведет между собой неторопливую беседу. На этом заканчивается первый этап церемонии, который называется «ранним чаем».

Затем гостям подается угощение кайсэки, причем ко времени когда в комнату вносится поднос с блюдами уже начинает светать В заключение гостям подают сласти. Далее устраивается перерыв-накадати.

После первого перерыва действо развертывается по стандартным правилам: питие «густого чая», церемония « последнего угля», питие «жидкого чая».

Необходимым условием проведения чайного действа на рассвете считается высокое мастерство хозяина и наличие известного опыта участия в такого рода чаепитиях у приглашаемых гостей.

 

«Чайное действо утром»

Утренние чаепития устраиваются летом и ранней весной ( с середины июля до середины сентября). Главная задача хозяина – дать гостям ощутить вкус чайного напитка до наступления жары.

Гости вступают на росистую землю в шесть или шесть тридцать утра. Церемония проводится в том же порядке, что и в каноническом варианте, однако пропускается ритуал «последнего угля»: после «густого чая», сразу же приготавливается «жидкий чай».

 

«Чайное действо ночью»

Чаепитие такого рода устраивается в холодное время года ( с середины ноября до середины февраля). Чаепитие начинается обычно в шесть часов вечера, когда уже темнеет Вечернее время и холод накладывают отпечаток на ритуал приема гостей.

Гости собираются в помещении для ожидания и вместе с горячей водой им подается имбирная настойка из сакэ, питие которой должно согреть участников церемонии.

Информация о работе Чайная церемония японии