Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:20, контрольная работа

Описание

В своей работе я постараюсь раскрыть криминологическую характеристику и особенности личности несовершеннолетних преступников и меры по ее предупреждению.

Содержание

Ведение
1. Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования
2. Основные, криминологические характеристики преступности несовершеннолетних
3. Состояние преступности несовершеннолетних
4. Территориальные различия преступности несовершеннолетних
5. Динамика структурных, мотивационных и иных криминологически значимых характеристик преступлений несовершеннолетних
6. Особенности личностной характеристики несовершеннолетних преступников
7. Статистические данные личностной характеристики несовершеннолетних преступников
8. Особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних
9. Особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних
10. Предупреждение преступности несовершеннолетних
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КРИМИНОЛОГИЯ.docx

— 68.82 Кб (Скачать документ)

   Социально-демографические  особенности. Среди совершивших преступления несовершеннолетних устойчиво преобладают лица старшей возрастной группы. Несмотря на отмеченное омоложение преступности несовершеннолетних, доля 16--17-летних составляет около 2/3 от числа подростков, осужденных за совершение преступлений. Однако этот показатель не должен рассматриваться как ориентирующий сосредоточение предупредительной деятельности именно на старших несовершеннолетних. Недостатки в нравственном, правовом воспитании, профилактике правонарушений детей и младших подростков детерминируют, наряду с другими факторами, повышенную распространенность правонарушений уголовно-правовых норм в юношеской группе несовершеннолетних.

   Доля  лиц женского пола среди совершивших  преступления несовершеннолетних сравнительно невысока: по данным МВД РФ, она составляет около 8%. Неслучайно поэтому на практике преступность несовершеннолетних традиционно рассматривается как проблема юношеской преступности. Однако выборочные исследования обнаруживают в последние годы увеличение доли девушек, совершивших преступления; в ряде регионов она достигает показателей, близких к доле женской преступности (до 15 - 20%). Причем несовершеннолетние женского пола ныне совершают не только такие «традиционные» для них преступления, как кражи, мошенничество, но и все чаще становятся участницами хулиганства, тяжких преступлений против личности, грабежей и разбоев, в том числе и в группах, состоящих исключительно из лиц женского пола.

   Особенности преступности несовершеннолетних женского пола пока не нашли достаточного отражения в организации профилактики. Между тем личностные характеристики правонарушительниц имеют существенную специфику. По сравнению с совершившими преступления юношами, они, как правило, более скрытны, замкнуты, серьезно травмированы предшествующими жизненными обстоятельствами, при этом чаще изобретательно лживы, эгоистичны.

   Принципиально различается распространенность преступлений в группах несовершеннолетних, выделенных по роду занятий: среди учащихся школ она ниже примерно в 3,5 - 4 раза, чем  среди обучающихся в ПТУ; примерно в 10 раз -- чем среди работающих несовершеннолетних. Наивысшей преступной активностью характеризуется группа неработающих и неучащихся, где преступления совершаются примерно каждым пятым. «Вклад» этой группы в преступность несовершеннолетних в настоящее время уже превысил соответствующий показатель не занятых общественно полезной деятельностью в преступности в целом.

   Исследования  показывают, что именно неработающие и неучащиеся подростки обычно связаны с криминальной средой. Ими совершается значительная часть тяжких, предумышленных преступлений несовершеннолетних; признанные до достижения 18 лет хроническими алкоголиками и наркоманами лица, как правило, нигде не работали и не учились. Вероятно, именно криминологический аспект проблемы незанятости несовершеннолетних способен привлечь к ней в ближайшее время серьезное внимание общества. Сегодня же можно отметить чрезвычайно высокую латентность, практическое отсутствие взаимного обмена информацией по этому вопросу между субъектами воспитания и профилактики, низкую эффективность мер социальной помощи, контроля и предупреждения правонарушений среди неучащихся и неработающих подростков.

   Совершившие преступления несовершеннолетние проживают, как правило, в родительской семье. Сузившаяся в последние годы практика переезда подростков в крупные населенные пункты для учебы в ПТУ и  работы в профилактическом отношении  положительна. Индивидуальная миграция несовершеннолетних снижает возможности  воспитательного воздействия, социальный контроль, повышает риск негативных влияний  на личность и поведение. Соответственно знание субъектами профилактики особенностей семейной ситуации подростков-правонарушителей, воспитатель-ных возможностей семьи, оказание помощи родителям (как и применение к ним в необходимых случаях предусмотренных зако-ном мер воздействия) значения никак не утрачивают.

   В последние годы доля воспитывающихся  в неполных семьях среди совершивших  преступления сокращается, приближаясь  к общестатистическим показателям. Типичной становится не структурная неполнота, а так называемое «семейное неблагополучие» -- недостатки воспитания, обусловленные личностными характеристиками и отношением к воспитательным обязанностям со стороны родителей или заменяющих их лиц.

   Особенности семейной ситуации, условий жизни и воспита-ния несовершеннолетних, находящихся в детских домах, интернатах, у родственников-опекунов, весьма специфичны. Профилактические достижения практики в отношении этих групп более чем скромны, в то время как распространенность преступности намного превышает общую среди несовершеннолетних. Так, по данным Прокуратуры РФ, в течение первого года после выхода из детского дома преступления совершают около 20% их воспитанников. В теоретическом плане проблема предупреждения преступности несовершеннолетних, проживающих вне родительской семьи, также пока ожидает своих исследователей.

   Особенности нравственно-психологической характеристики позволяют определить типовые направления коррекции личности, содержание мер профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. Несовершеннолетние, совершившие преступления, как правило, характеризуются низкой успеваемостью, отсутствием интереса к учебе или работе, недобросовестным отношением к ним. Для значительной части учащихся-правонарушителей характерны прогулы. По выборочным данным, хорошо успевали около 10% из них, примерно четверть были неуспевающими. Однако исследования показывают, что причина обычно не в ограниченных возможностях усвоения учебного материала, а в отсутствии заинтересованности в получении образования или профессиональной подготовки. Для подростков правонарушающего поведения они не являются значимыми субъективно: отсутствуют, как правило, и планы на будущее, обусловливающие стремление получить образование и специальность их законопослушными сверстниками.

   Субъективно более значимой сферой для несовершеннолетних правонарушителей является досуговая, соответственно связанная с ней деятельность оказывает более существенное формирующее воздействие на личность, чем в нормотипе. При этом содержательная характеристика свободного времени отличает подростков, совершивших впоследствии преступления, от других сверстников: предпочтение отдается праздности. Характерной является неразвитость интересов, реализуемых в сфере досуга. Чтению, например, уделяют часть свободного времени около 2/3 законопослушных и менее 10% правонарушителей; техническому творчеству, музыке, спорту -- соответственно около 70% и 15 - 20%. Типична и неустойчивость интересов: даже занятие спортом, наиболее популярная из социально одобряемых форм досуговой деятельности среди несовершеннолетних правонарушителей, имеет для них лишь кратковременную привлекательность. Видимо, и экономические проблемы последних лет сократили объем посещения несовершеннолетними кино, дискотек, спортивных секций. Выборочные данные показывают, что бесцельное времяпрепровождение в кругу сверстников, часто связанное с потреблением спиртных напитков, не только сохраняет приоритет, но поглощает почти все свободное время. «Тусуемся» -- так определили наиболее популярный вид досуга опрошенные несовершеннолетние рассматриваемой группы. Предшествующий совершению преступления опыт правонарушающего поведения обычно связан с бессодержательностью досуга, праздностью. Исследования указывают на их высокую распространенность (до 70-80% совершивших впоследствии преступления). Таким образом, механизм развития социально-негативной ориентации личности формируется у несовершеннолетних обычно не от внутренней потребности к определенным формам деятельности, а в обратном порядке: фактическое времяпрепровождение закрепляется в привычку, что формирует соответствующие потребности.

   Исследования  отмечают у несовершеннолетних правонарушителей развитость таких негативных свойств, как грубость, озлобленность, агрессивность, лживость, безответственность, отсутствие сострадания к другим. При этом характерным является не проявление одного из них, а наличие комплекса, свидетельствующее о нравственной деформации личности в целом.

   Полное  представление о личности требует  выявления и ее положительных сторон. Максимальное использование положительного личностного потенциала необходимо и для достижения целей перевоспитания. К нравственно-положительным качествам, отмечаемым исследованиями у несовершеннолетних правонарушителей, относятся дружелюбие, отзывчивость, заботливость, проявляемые в отношениях с товарищами и некоторыми членами семьи. Однако при этом характерна избирательность их проявления, существенно сниженная распространенность по сравнению с обычными сверстниками.

   Отклонения  от нормы в психическом  развитии отмечаются среди правонарушителей в несколько раз чаще, чем в возрастной группе в целом. Среди подростков правонарушающего поведения преобладают лица с психопатическими чертами личности, задержкой в умственном развитии, страдающие неврозами, а не с тяжелыми и стойкими заболеваниями нервной системы. Значительная часть заболеваний связана с неблагоприятными условиями жизни и воспитания либо существенно усугублена ими. Согласно данным медицинских и криминологических исследова-ний, в целом психические аномалии не предопределяют расположенность к правонарушающему поведению конкретных видов, они скорее являются основой для социально-психологической деформации личности. Хотя на индивидуальном уровне конфликтность, импульсивность поведения, связанные с заболеванием, могут иметь и решающее значение в совершении преступления.

   Для профилактики существенным является следующее  обстоятельство: отклонение от нормы  в психическом развитии в пределах вменяемости у несовершеннолетних правонарушителей часто остается латентным  и устанавливается лишь экспертной оценкой после привлечения к  уголовной ответственности. Соответственно до этого к подросткам применяются  обычные меры воспитания и предупреждения, которые в связи с заболеванием в принципе не могут быть достаточно эффективны без соответствующего медико-психологического дополнения. Отклонения от нормы в психическом развитии, в том числе и не исключающие вменяемости, становятся в настоящее время более распространенными, поэтому в индивидуально-предупредительной деятельности как минимум необходимо учитывать их повышенную вероятность, что требует наряду с общими и специальных мер. На уровне регионов отмеченное актуализирует не только проблемы развития психолого-психиатрических служб, но и взаимодействие с ними субъектов профилактики.

   В силу специфики условий формирования личности и собственной социальной практики дефекты правового сознания у совершивших преступления несовершеннолетних более распространены и глубоки, чем у законопослушных сверстников. Наиболее характерным является расхождение между известными им право-выми установлениями и собственным отношением к требованиям закона, к практике правового поведения. Так, большинство совершивших преступления подростков полагают допустимым нарушение норм уголовного закона, оправдывая его объективными обстоятельствами, распространенностью правонарушающего поведения в обществе, а также низкой вероятностью наказания.

   Неодобряемые  обществом образцы поведения, негативные качества личности выражены у совершивших преступления в различной степени и достаточно многообразны. Информация о распространенности отдельных типов правонарушителей имеет важное значение для организации и проведения профилактической деятельности различных уровней.

   Традиционная  для учебной литературы по криминологии типология  несовершеннолетних преступников выделяет 4 различных по глубине  деформации личности типа:

   -- совершившие преступления в результате  случайного стечения обстоятельств,  легкомыслия, вопреки общей положительной  направленности личности;

   -- совершившие преступление в результате  попадания в соответствующую  ситуацию, что обусловлено неустойчивостью  общей направленности личности;

   -- совершившие преступление в результате  преобладающей отрицательной личностной  направленности, не достигшей уровня  устойчивой общей антисоциальной направленности личности (ранее совершавшие проступки, правонарушения);

   -- совершившие преступления в результате  относительно устойчивой антиобщественной  направленности личности (ранее  совершавшие преступления).

   Сопоставление данных последних лет с ранее  приводившимися указывает на увеличение доли лиц, относимых к двум последним  типам, и сокращение среди несовершеннолетних «случайных» преступников. Это свидетельствует об углублении криминогенной деформации личности несовершеннолетних преступников, а также подтверждает возрастающее значение профилактической деятельности, направленной на коррекцию личности несовершеннолетних.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования