Криминология, как социолого-правовая наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:27, контрольная работа

Описание

В XX веке криминология доказала свою научную состоятельность и необходимость. Сейчас трудно представить эффективную организацию борьбы с преступностью без использования криминологических знаний. Целью данной работы является уяснение понятия учебной дисциплины - криминология, как социолого-правовой науки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие криминологии…………………………………………………4
История развития криминологии…………………………….………...6
Современные криминологические теории…………………………...16
Заключение…………………………………………………………………..32
Список литературы…………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

криминология.docx

— 86.23 Кб (Скачать документ)

На возрождение отечественной  криминологии повлияли научные дискуссии  о соотношении биологического и  социального.

Актуальность данной проблемы в период попыток построения коммунизма усугублялось марксистско-ленинским  учением, влиявшим на все сферы общественной жизни, и в том числе на науку. Это учение придавало огромное значение постулату о роли социальных факторов в формировании личности и человеческом поведении. Этот постулат был необходим, потому что марксизм исходил из непреложной  предпосылки относительно легкой социальной переделки человека и лепки новой  послушной, усредненной, неприхотливой  и нерассуждающей личности.

Большее внимание в криминологии того периода уделялось внешней  социальной среде и ненадлежащему  воспитанию как основным причинам преступности. Биологическим задаткам человека, его  психике и психологии долгое время  не уделялось должного внимания в  теоретических построениях. Более  того, в середине 1960-х годов начали появляться работы, в которых подвергались резкой критике труды западных криминологов и, в частности, Ч. Ломброзо.

Что касается исследований в области влияния биологического на формирование личности преступника  и его поведения, в Советской  России они попросту не проводились.

С 1964 г. основы криминологии стали преподаваться в вузах  страны. В 1966 г. вышел первый учебник  по криминологии, а в середине 80-х  годов фундаментальный "Курс советской  криминологии" в 2-х томах.

Проблемы криминологии, в  особенности предупреждения преступности, ее отдельных видов интенсивно разрабатывались  в научно-исследовательских учреждениях  и учебных заведениях МВД (работы Аванесова Г.А., Алексеева А.И., Антоняна Ю.М. и др.). Помимо названных ученых значительный вклад в развитие криминологии внесли Алимов С.Б., Боголюбова Т.А., Блувштейн  Ю.Д., Вицин С. Е, Жулев В.И., Забрянский Г.И., Зелинский А.Ф. и многие другие.

В последние годы происходит и интенсивное развитие социально-психологических  исследований в криминологии, направленных на углубленное изучение свойств  и признаков лиц, совершающих  преступления, причин и механизмов индивидуального преступного поведения (М.Ю. Антонян, М.И. Еникеев, Г.Х. Ефремова, М.М. Коченов, В.В. Гульдан, Е.Г. Самовичев, А.Р. Ратинов, А.М. Яковлев и др.)

Благодаря этим исследованиям  в настоящее время имеется  возможность использовать в практике борьбы с преступностью научно обоснованные и достоверные данные о природе, мотивах и причинах совершения преступлений.

Этот период развития криминологии характеризуется освобождением  от идеологических стереотипов, переосмыслением  теоретических постулатов. Выработалось более объективное отношение  к криминологическим и социологическим  исследованиям как советских, так  и западных ученых, а также активное использование всего, что сегодня  продолжает действовать и имеет  положительное значение для развития науки.

Большую роль в координации  криминологических исследований, объединении  усилий ученых страны в разработке теоретических положений и практических рекомендаций для улучшения борьбы с преступностью играет криминологическая  ассоциация (президент - проф. Долгова  А. А). Помимо криминологов, упомянутых выше значительный вклад в развитие криминологии внесли: С.Б. Алимов, С.П. Бузынова, В.Г. Демин, Г.И. Забрянский, Н.П. Косоплечев, И.П. Кондрашков, И.М. Мацкевич, В.В. Панкратов, В.Д. Пахомов, Э.И. Петров, Г.М. Резник, В.А. Серебрякова, А.П. Сыров и другие научные сотрудники криминологических  секторов Института государства  и права РАН, Института проблем  укрепления законности и правопорядка, НИИ МВД Российской Федерации  и др.

Признанием заслуг в области  создания теоретических основ криминологии и организации борьбы с преступностью  явилось присуждение в 1984г. Государственной  премии СССР И.И. Карпецу, В.Н. Кудрявцеву, Н.Ф. Кузнецовой, А.Б. Сахарову, A. M. Яковлеву.

Современный этап развития России, связанный с переходом  на рыночную экономику и общим  реформированием государственного строя в течение нескольких последних  десятилетий, политическими и социальными  конфликтами, и, как следствие, - ростом преступности, с одной стороны, осложняет  изучение преступности, а с другой - стимулирует ученых совместно со специалистами смежных наук начать новый виток ее исследования. Многие теоретические постулаты не выдержали  испытания временем и требуют  переосмысления.

Развитие криминологии в  ретроспективе представляется длительным и сложным процессом. С древнейших времен и до середины XIX века оно представляло собой исключительно набор разрозненных взглядов, некоторые из которых объединялись общими направлениями философской или социологической мысли.

С XIX века криминология оформилась в самостоятельную дисциплину, и началось ее бурное развитие. Параллельно существовали 3 криминологических школы - классическая, антропологическая и социологическая, однако большинство теорий несло в себе характерные черты нескольких направлений.

Российская криминология, зародившаяся также с середины XIX века, развивалась, в основном, за счет трудов исследователей-медиков. И в дореволюционной России, и в начальный период становления Советской власти криминологические исследования развивались довольно бурными темпами, однако после 30-х годов они были свернуты и возобновились только к 50-60 годам XX века.

Дать обобщенную оценку российской криминологии в том виде, в каком  она возродилась и сформировалась начиная с 50-х годов XX столетия, не просто. Долгое время она, в значительной мере восприняв идеи классической и  социологической школ, развивалась  на базе марксистской философии и  социологии. Предпринимались отдельные  попытки расширить сферу криминологических  исследований за счет изучения биологических  факторов преступности, но они не имели  прочной естественно-научной базы и, к тому же, сразу решительно пресекались. В целом советская криминология заметно идеологизирована, она нередко  вынуждена была исходить из партийных  установок о возможности скорого  построения идеального коммунистического  общества, о бесспорных преимуществах  развитого социализма. Все буржуазные теории криминологии расценивались  не иначе как реакционные. Преступность долгое время рассматривалась лишь как остаточное явление, рудимент прошлого. Понадобились годы, чтобы получила, причем не без сопротивления, признание  достаточно очевидная мысль о  том, что преступность является закономерным явлением и для "социалистического  общества", а не только предшествовавших формаций. При разработке путей и  средств противодействия преступности сказывались утопические в сущности представления о возможности  искоренить причины и условия  преступности, а со временем полностью  ликвидировать ее.

Но, несмотря на многочисленные идеологические табу, удалось многое сделать для познания преступности как продукта общества, ее причинного комплекса, личности преступника, а  главное - разработать целостную  концепцию, систему мер предупреждения этого социально негативного  явления, получившую признание в  мировом сообществе.

Современная российская криминология учитывает накопленный научный  опыт. Вместе с тем многое пересматривается, трактуется по-новому с учетом реалий переходного периода. И это позволяет  криминологии вносить свой вклад  в реализацию государственной политики борьбы с преступностью в стране, в противодействие преступности, которая стала одной из острейших  проблем в жизни реформируемого российского общества. [7].

3. Современные криминологические теории

Уголовно-социологические  теории

Теория социальной дезорганизации. Эта школа называется еще Чикагской или экологической. Ее возникновение связывается с началом исследований в 20-30-х годах  города Чикаго и его окрестностей Ученые (социологи)  Роберт Парк, Эрнест Берджест и Родерик Маккензи  рассмотрели город как живой социальный организм. Они исследовали взаимоотношения людей и природы. Начало этих исследований было положено в связи с обострившейся в эти годы обстановкой в крупных городах Америки. Это была “эра великого запрета”, “сухого закона”, когда остро стала проблема преступности, и в т.ч. организованной (В одном из исследований можно прочитать следующую фразу: “Аль Капоне умер во Флориде 25 января 1947 года от пневмонии и кровоизлияния в мозг. Его преступная деятельность и вопиющее попирание закона принесли все же пользу - внимание всей нации было обращено на проблему организованной преступности и беззакония в стране”). Основные положения этой теории заключались в следующем:

- наиболее высокая делинквентность приходится на центральную часть города (торговые и промышленная часть города);

- по мере удаления от центра и промышленных районов делинквентность падает; самая низкая в жилых городских кварталах, но исключением считались бедные районы, перенаселенные, где население составляют преимущественно эмигранты

- мелкие преступления против собственности могут концентрироваться вблизи места жительства преступников, тогда как более серьезные имущественные преступления совершаются на некотором отдалении от него  и т.д.

Эта теория разработала классификацию различных зон и районов, давая им соответствующие номера (например: зона 1- экономический центр города; зона 2 - зона упадка, где ранее находились жилые дома, но постепенно их вытеснили мелкие предприятия, т.е. зона смешения мелких контор, лавочек, многоквартирных домов, дешевых баров, т.е. ни деловая, ни жилая (трущобы, гетто, “малины”); 3 зона - промышленных предприятий и жилых кварталов, в которых живут рабочие; 4 зона - место жительства представителей среднего и высшего класса и 5 зона - окраины большого города, из которых массы трудящихся едут общественным транспортом в центр города, где они работают.  Соответственно этой и другим классификациям выработаны разные направления исследований. Изучен исторический аспект  экологии преступности: в древние и средние века преступность была сельской, т.е. вокруг городов возводились стены. Преступникам было легче грабить караваны, кареты и путников, направлявшихся из одного города в другой. Когда в 17-18 веках возникли города с аналогией современным, преступность в основном превратилась в городскую преступность.  Конечно проведение аналогии преступности в американских и российских городах проводить нельзя, т.к. в последних существует совершенно иная инфраструктура.

- Теория аномии. Социолог Эмиль Дюркгейм (Франция) считает преступность нормальным и даже полезным явлением. Она выполняет две функции:

во-первых, отклонение индивидуального сознания от коллективного представляет собой условие изменений и прогресса. Полное единообразное поведение членов данного общества означает, что оно переживает застой и не развивается;

во-вторых, преступление может быть фактором интеграции общества, укрепления социальных связей. Негативная реакция на преступное деяние усиливает коллективное сознание и делает наглядной границу  между моральными и правовыми нормами.

По мнению Дюркгейма “чем больше человек имеет, тем больше он хочет, поскольку полученные блага лишь стимулируют, а не удовлетворяют потребности”.

Теорию аномии дополнили и развили американские социологи, и, прежде всего, Роберт Мертон. Он определяет состояние аномии как надлом в культуре, возникающий в ситуации резкого расхождения между культурными нормами и целями, с одной стороны, и созданными обществом возможностями поступать в соответствии с ними, с другой стороны. Существуют разные типы адаптации в такой ситуации. Тип первый - конформизм - это поведение, направленное на достижение определенных культурных целей с помощью легальных средств. Второй тип - ритуализм - заключается в отказе от стремления к достижению более высокой позиции либо понижении его уровня до такой степени, что по поводу неосуществленных намерений напряженного состояния не наступает. Эти два типа не порождают девиантных поступков. Третий тип - инновация - это принятие целей, определенных культурой, при одновременном отказе от установленных способов их достижения. То есть люди хотя и реализуют ценности, принятые в данном обществе, но делают это с помощью нелегальных средств. Четвертый тип - ретритизм - заключается в одновременном отказе как от целей, стремление к которым в данном обществе обязательно, так и от средств, которые служат достижению этих целей. И, наконец, пятый тип - мятеж - это также отказ от целей и средств, принятых в обществе, но уже с программой замены их новыми целями и новыми средствами их достижения.

- Теории субкультуры. Культура вообще это комплекс  ценностных представлений, сложившихся в каком-то обществе, в границах известной территории  и в рамках определенного периода истории. Ее синонимом можно считать “цивилизацию”, которая соответственно включает в себя стиль жизни, образ мыслей, чувствование и поведение, выражающееся в характере питания, одежды, в обычаях и нравах, в религии и языке. Культура  усваивается и передается из поколения в поколение. Ее можно также представить как совокупность определенных форм поведения, но постоянно изменяющихся, смешивающимися с другими культурами, с другими формами поведения и ценностными представлениями. Под субкультурой понимают систему общественного поведения и ценностей, существующую отдельно от господствующей системы поведения и ценностей и являющуюся все же частью этой центральной системы. Субкультурные группы делят часть элементов с господствующей культурной традицией (цивилизацией), но при этом сохраняют и собственные нормы поведения, и ценности, отличающиеся от ведущей цивилизации.

В теориях субкультуры предпринимаются попытки объяснить подростковую преступность, и в особенности бандитизм.

Теории Альберта Коэна (1955) и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина (1960), рассматривающие причины этого явления, подчеркивают значение конфликта между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособных придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, - с другой. В тоже время Уолтер Миллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность строится на системе ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей столетия традиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории субкультуры связаны с особенностями определенных общественных слоев. [5].

По мнению Коэна, у делинквентного подростка существующая социальная структура вызывает реакцию отрицания и подростковая противоправность в отличие от преступности взрослых не имеет экономической направленности (кража вещей, которыми они не могут воспользоваться, отсутствие какого либо смысла в актах вандализма, ведение “бандитских воин”, применение насилия в отношении всех и всего). Подростки совершают деликты для того, чтобы добиться определенного статуса, социального положения и престижа. Они создают собственную культуру, свою, отделенную от господствующей цивилизации, независимую субкультуру с целью получить статус среди сверстников. Эта реакция  проявляется уже в школе. Как считают взрослые - хороший ребенок в школе должен быть прилежным, послушным и смышленым. Эти теории называются: “случайных структур”, неравных шансов”, т.е. когда преграждается путь к легальным средствам (достижения своих потребностей) подростки обращаются (при наличии делинквентных задатков) к противоправным методам и средствам достижения этих целей.

Одни субкультуры (их типы) добиваются материального достатка и характеризуются имущественными преступлениями; конфликтные субкультуры ищут способа добиться статуса в обществе с помощью насильственных преступлений; субкультуры “ухода от мира” (отказа) предпочитают обычным ролям и целям уход в наркоманию и алкоголизм. Наиболее типичным “уходом от мира” является “кошачья субкультура”, сутью которой является постоянное стремление к “кику” (вызову), сенсации, удовольствию. “Кик” - это поиск экстатических переживаний, наслаждений, “улетов”, “запредельных эффектов”. Самым трудным делинквентным видом считается тот, в котором представлены подростки, не стремящиеся к статусу среднего слоя, но всеми средствами пытающиеся поправить свое экономическое (материальное) положение. Приведу Вам для наглядности схему, иллюстрирующую теорию субкультуры, предложенную Клоуардом и Олином:

Информация о работе Криминология, как социолого-правовая наука