Криминология, как социолого-правовая наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:27, контрольная работа

Описание

В XX веке криминология доказала свою научную состоятельность и необходимость. Сейчас трудно представить эффективную организацию борьбы с преступностью без использования криминологических знаний. Целью данной работы является уяснение понятия учебной дисциплины - криминология, как социолого-правовой науки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие криминологии…………………………………………………4
История развития криминологии…………………………….………...6
Современные криминологические теории…………………………...16
Заключение…………………………………………………………………..32
Список литературы…………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

криминология.docx

— 86.23 Кб (Скачать документ)

 

Различные экономические условия существования среднего и низших слоев в западном индустриальном обществе.

Социальное расслоение общества.

Интернализация (усвоение) подростками из низшего слоя ценностей среднего слоя.

Блокирование доступа подросткам из низшего слоя к целям среднего слоя.

Развитие делинквентных альтернатив для достижения компенсирующего статуса.

С выше перечисленными теориями субкультур перекликается теория Уолтера Миллера (1968). Она также основана на расслоении общества, но в основу ее положено следующее положение, что системы ценностей и стиль жизни зависят от экономических факторов. То есть как человеку достаются деньги - получает он их откуда-то или (например, в наследство или по программе социальной помощи) либо зарабатывает их сам. С этим и связаны различные системы ценностей. Его теория представляется следующей схемой:

Собственный стиль жизни и однородная система ценностей низшего слоя, передаваемая из поколения в поколение.

Отсутствие сильной фигуры отца и женское начало в семьях низшего слоя.

Недостаточная возможность усвоения мужской роли в семьях низшего слоя.

усвоение мужской роли в группе сверстников

Получение компенсирующего статуса путем демонстрации своей грубости, мужественности, находчивости, способности обманом добиваться более выгодного для себя положения в конфликтных ситуациях и при совершении деликтов.

Даже на слух, эта схема имеет “сбои” (например, а как преступность несовершеннолетних женского пола?...), а проверка на практике методом самоотчета, показывает, что преступность среди подростков из низшего слоя (как зарегистрированная, так и латентная) не отличается по объему и тяжести от преступности подростков из среднего и верхнего слоев.

В 1980 году Теодор Фердинанд разработал теорию субкультуры, которая не связана ни с расслоением общества, ни с экономикой. Он проводит различие между молодежными субкультурами развитых и развивающихся стран. Например, субкультуру развитых западных стран Фердинанд характеризует следующим образом:

- молодежь отстаивает свои радости в духе нарциссизма и отказывается от традиционного предусмотрительного регулирования своих чувств и эмоций;

- молодые люди не желают брать на себя тяготы обычной профессиональной карьеры, рождения и воспитания детей, исполнения семейных обязанностей. Они бросают вызов авторитету взрослых в семье, школе, общине;

-молодежь вырабатывает свою особую лексику, одежду и музыкальные увлечения;

-возникновение молодежной субкультуры не служит выражением отчуждения и изоляции, скорее она складывается на основе осознания подростками своего собственного статуса в мире взрослых;

-свое взросление молодежь переживает как угрозу и ограничение своих возможностей. Подросток делает то, что ему нравится, и наслаждается досугом. Молодые люди в развитых странах, решившие делать какую-либо профессиональную карьеру, должны потратить на обучение  от 16 и более лет. Это вызывает у многих из них чувство безнадежности. Подросток говорит себе: "Меня не ждет ничего, ради чего можно было бы затратить столько времени и сил”. Учиться скучно и трудно. И в конечном счете серьезная профессиональная карьера - это далеко не все, о чем мечтает человек;

-в конце концов, создание молодежной субкультуры - это реалистическое приспособление к изначально безнадежной ситуации.

И последняя теория субкультуры - насилия, выдвинутая Марвином Фольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие можно постичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре, передаются из поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у людей вырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном на насилие. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием, и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины. Субкультура насилия накладывает на людей особые черты.

- Следующие теории  уголовно-социологической направленности, на которых  мне бы хотелось остановиться - это теории конфликта. Понятие “конфликт” пришло из латинского языка и означает столкновение, борьбу или спор. Проблемами конфликтов занимаются психологи (психоанализ), социологи и юристы. [4].

Первая теория конфликта (1938) была выдвинута Торстеном Селлином, которая называлась “конфликта культур”, где автор проводит различие между внешними и внутренними конфликтами ценностей. Например: противоречия между борющимися нормами поведения, присущими старой и новой культурами; разногласия между нормами поведения в сельской местности и в крупных городах; конфликты между нормами хорошо организованной общины и плохо организованным обществом. Примером конфликта культур является многолетний процесс иммиграции  в Израиле, из-за которого происходит процесс постоянного пересмотра основных принципов и ценностей. Так, евреи - иммигранты из северной Африки имеют привычку решать споры с помощью насилия и в порядке самосуда. Евреи из Йемена не следуют запрету о многоженстве. Бедуины, для кого “городские законы” - это, прежде всего слухи, обращаются, как и прежде, к обычаю кровной мести, а уже о наших, “советских” иммигрантах  и говорить не надо.

В 1958 криминолог Джордж Волд разработал теорию “группового конфликта”. По его мнению, человек живет в какой-то определенной группе, состоящей из трех или более человек, которые чувствуют себя связанными общими нормами и социальные роли которых четко замкнуты друг на друга. Группа обладает целой сетью социальных связей и имеет определенную внутреннюю структуру. Жизнь человека - это элемент и результат взаимодействий внутри группы и между группами. Лица, выступающие против мнения большинства и отказывающиеся следовать предписанным нормам поведения, непременно объявляются преступниками, и с ними поступают соответствующим образом. А уголовные наказания - это феномен, сопровождающий групповые конфликты в обществе:

- они возникают из политических движений протеста (наивысшими формами такого насилия является мятеж и революция). Так, например, если происходит революция, то члены правительства, еще недавно имевшие власть, превращаются в преступников ...;

-выборы в демократических странах иногда сопровождаются правонарушениями (акты подкупа, кражи документов, незаконное применение технических средств для подслушивания и подглядывания за своими оппонентами и пр.);

-много уголовных преступлений совершается в ходе споров между руководителями предприятий и бастующими рабочими;

-очень часто причиной преступности оказываются конфликты между группами, разделенными по расовым, национальным, религиозным признакам (Чечня, ЮАР  и пр.)

Эта теория объясняет преступность как феномен, обязательно сопровождающий социальные и политические конфликты, ведущиеся с целью удержания или улучшения позиций групп в борьбе за власть в обществе. Но она же не объясняет всех форм преступности.

В Европе аналогичная теория была разработана немецким криминологом Карлом Шуманном (1974-1976). Согласно этой теории, правопорядок не сводится к системе неизбежных и необходимых норм, которые постоянно ставятся под сомнение антисоциальными типами, а всегда являет собой недостаточное приближение к порядку в процессе временных и нестабильных решений, в не соединении желаний и интересов. Шуманн дает очень своеобразное понятие преступности - это социальный статус, квалифицируемый сообразно тому, как система уголовной юстиции определяет индивида, официально его классифицирует, выносит ему приговор и расправляется с ним. По этой теории право и закон определяются только волей господствующей элиты. А господство позволяет разрешить все конфликты. Преступление - не акт, совершаемый ненормальным человеком, а нечто, происходящее в процессе взаимодействия между различными лицами, включая законодателя, толкователя законов, их исполнителя и правонарушителя. Политическая организация общественной жизни является следствием явных или скрытых конфликтов между индивидуумами и группами, стремящимися повысить или сохранить свои шансы на существование. Политическая же преступность обусловлена конфликтом между теми, кто хотел бы сохранить данную политическую структуру, и теми, кто хочет ее уничтожить. Притягательными средствами обеспечения властных позиций служат уголовно-правовые нормы, позволяющие морально оправдывать приговоры высоким авторитетом (от имени народа). С точки зрения этой теории вообще невозможно объяснить причины преступности и дать никаких удовлетворительных объяснений относительно неравномерного распределения преступности по разным социальным группам. Эта теория практически не учитывает того, что кроме политической и экономической власти и мощи существуют еще и другие формы отправления власти (моральные, научные, этические аспекты власти) и, что следует различать не только тех, кто наделен властью и тех, кто ее лишен, но также учитывать и то, что существует градация уровней власти.

 

Радикальные теории. Разобраться с этими теориями, на мой взгляд, очень трудно, особенно в настоящее время. Их создание датируется 70-мы годами (США и Западная Европа). Их сторонниками главным вопросом является конфликт между классами, т.е.  господствующий класс криминализирует рабочий класс с помощью “классовой структуры” общества и “классовой юстицией”. Многие представители этих теорий называют себя марксистами, но огораживаясь при этом от криминологии социалистических стран, считая, что СССР и бывшие страны соц. лагеря  не социалистические, а государственно-капиталистические, бюрократически-коллективистические общества, которые вели свое монополистическое государственное хозяйство как капиталистическое предприятие. Эти (радикальные) теории очень сложно классифицировать и мы их рассмотрим все вместе. Едины они в одном - в отрицании традиционной криминологии. По мнению их сторонников:

- преступность - “негативное благо”, которое урезает права и шансы, перераспределяет имеющиеся в обществе ресурсы;

- девиантность - это выражение разноликости, разнообразия людей;

- основной конфликт в капиталистическом обществе имеет место между господствующим и рабочим  классом;

- преступность возникает из противоречий капитализма, которые все время растут;

- традиционная криминология - наука, которая не ставит под вопрос отношения господства, а пытается их оправдать;

- уголовное законодательство и его применение при капитализме расчитаны на обеспечение господства капиталистов и их поддержку, а правопорядок - это система, созданная классом капиталистов для обеспечения своих интересов;

- инстанции социального контроля общества, т.е. полиция, суды, тюрьмы или исправительные учреждения, являются “органами набора рекрутов в каторгу девиантных элементов”;

- применение санкций к разным слоям населения обращено против цветных, бедных, политических и культурных меньшинств.

Своей главной задачей радикалы видят  - ликвидацию капиталистической системы.

Естественно, что радикальные теории подвергаются критике по следующим основаниям:

- основные постулаты радикальных теорий преступности эмпирически недоказуемы;

- общества, называющие  себя социалистическими, ни к коей мере не свободны от преступности и противоправности;

- радикальные теории полны морализаторства, т.е. обвиняют больше тех, кто живет в достатке и имеет власть (поиск “злодеев”);

- эти теории излишне переоценивают экономику;

- существует большая группа преступлений, которая совершенно не затрагивает интересы капиталистов;

- совершенно не затрагивается вопрос жертвы преступления

и так далее.

Одним из примеров несостоятельности этих теорий могут служить эмпирические исследования, в ходе которых установлено, что рабочие больше привязаны к своей собственности, чем средний слой, что они резче обсуждают имущественные преступления, что они больше поддерживают полицию и требуют увеличения ее численности и более жестких мер в отношении преступников.

Социально-психологические теории.

Общепринято, что на поведение  человека влияет его ближайшее и  более широкое социальное окружение. Однако и сам человек своим  поведением влияет на это окружение, формируя его; человек отнюдь не пассивен по отношению к своей среде, к  группе. Самыми мощными по силе связей группами в обществе являются семья, школа, группа сверстников, профессиональный коллектив и группа свободного времени (досуга, ибо большую часть своего времени человек проводит в этих группах и в них соиализируется.

Центральным понятием социально-психологических  теорий преступности является социализация, целью которой служит адаптация  и вживание индивида в принятые в  обществе нормы поведения. Обратимся  теперь к некоторым из криминологических  теорий этого (социально-психологического) направления. [2].

 

Теория обучения. Она объясняет  преступное поведение так: преступником может стать любой человек. Прирожденных преступников не бывает. Унаследовать можно лишь способность к обучению. Эта “предрасположенность” позволяет  усваивать любые мыслимын формы  поведения - как социально преемлимые так и декиантные, делинквентные  и преступные. Первым, кто выдвинул эту теорию был Габриэль Тард. Он предложил три основные закономерности подражательного обучения:

-легче и лучше всего   перенимают поведение друг друга  индивиды, находящиеся в тесном  контакте;

-подражание широко распространено  в обществе, пронизывает его от  самых верхних слоев до самых  низших: молодые люди подражают  взрослым, бедняки богатым и т.д.  Преступность молодежи, пожилых  людей и людей с низким статусом  основана на стремлении стать  вровень со взрослыми, богатыми  и привилигированными соответственно;

- прежнее поведение человека  при этом перекрывается новым,  которое может  либо усилить  старое, либо целиком  заменить  его. Но при этом прежнее  поведение являет собой переход  к новому.

Информация о работе Криминология, как социолого-правовая наука