Контрольная по криминологии ТюГУ ИДО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:59, контрольная работа

Описание

На сегодняшний день понятие преступности настолько привычное слово, что данное социальное явление невозможно выбросить на корню из нашей жизни. Понятие преступности, на мой взгляд, можно поставить наряду с вечным словом «война», ведь «война – она никогда не меняется».

Выделив для себя данную проблему предупреждения преступности, мне необходимо осознать , растолковать понятия предупреждения, ведь оно очень противоречиво. Предупреждение само по себе включает несколько синонимичных понятий, так сказать комплексное, но более широкий круг охватывается в понимании значения данного слова. Ведь термин «предупреждение преступности» не является бесспорным хотя бы потому, что нельзя предупредить уже имеющиеся.1

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
1 Понятие, цели и принципы предупреждения преступности 6
1.1 Понятие предупреждения преступности 6
1.2 Основные цели предупреждения преступности 7
1.3 Принципы предупреждения преступности 8
2 Классификация мер предупреждения преступности 11
3 Общее предупреждение преступности 16
4 Специальное предупреждение преступности. Индивидуальное предупреждение преступности 20
5 Правовые основы предупреждения преступности 25
Заключение 29
Библиографический список 3

Работа состоит из  1 файл

криминология.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

     Общесоциальное  предупреждение действует и в  правовой сфере. Это, например, совершенствование  законодательства, прямо не нацеленного  на предупреждение преступности, а имеющего предметом правовое регулирование разнообразных общественных отношений иного характера, (трудовых, семейных и т. д.), которые, будучи нормативно неупорядоченными, могут играть криминогенную роль.

     Таким образом, меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности. Многоаспектный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется именно на общесоциальном уровне. При этом сильной стороной общесоциального предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер (экономических, социальных, культурно-воспитательных, правовых и др.), а также способность на основе взаимного дополнения (поддержки, обогащения) не просто суммировать эффект антикриминогенного воздействия, а придавать ему новое, несравненно более высокое в смысле результативности качество.

     Следует подчеркнуть особую роль и значимость своеобразного криминологического сопровождения крупномасштабных социальных явлений и процессов. Этим целям служит, прежде всего, криминологическая экспертиза, которая представляет собой изучение, анализ, оценку ее предмета — экономических, социальных, культурно-воспитательных и иных мероприятий с целью определения их возможного или существующего влияния на преступность, ее причинный комплекс, тенденции, качественно-количественные характеристики, последствия, другие криминологически значимые показатели.

     Нельзя  отрицать возможности и целесообразности экспертизы криминальной ситуации в целом, а также отдельных ее параметров. Если в процессе проведения криминологической экспертизы появится необходимость участия не только криминологов, но и экономистов, политологов, демографов, психологов, педагогов, других специалистов, может быть принято решение о междисциплинарной или комплексной экспертизе.

     Наряду  с криминологическими экспертизами криминологи включаются в общесоциальное предупреждение преступности в иных формах. В частности, они принимают участие в качестве консультантов в планировании социального развития регионов, отраслей, отдельных объектов, в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, участвуют в разработке проектов законов, направленных на борьбу не только с преступностью, но и такими фоновыми явлениями, как пьянство и алкоголизм, проституция, наркомания и др.

 

      4 Специальное предупреждение преступности.

     Индивидуальное  предупреждение преступности

     Специальное предупреждение преступности, в отличие  от общего, имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминантов преступности. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает, предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.

     Специально-криминологические  мероприятия должны разрабатываться  и осуществляться применительно  к различным видам преступлений и типам преступного поведения, к различным сферам общественной жизни, различным социальным группам, отраслям хозяйства, ибо они характеризуются особенностями процессов детерминации.

     Специальное предупреждение органично дополняет  и конкретизирует общее, но меры специального предупреждения принимаются в разрезе отдельных его составляющих и имеют временные границы. Они строго целенаправленны, специализированы и так или иначе локализованы во времени и пространстве применительно к определенным срокам проведения, к различным отраслям хозяйства и т. д.

     В сущности, лишь один этот признак (целенаправленность) имеет в известном смысле абсолютное значение, играет роль качественного  критерия для разграничения рассматриваемых  видов предупреждения преступности. Остальные различия между ними являются не столько сущностными, сколько количественными. Правовые меры могут входить в состав общесоциального предупреждения, но они в несравненно большей степени характерны для специально-криминологического предупреждения. Примеры подобного взаимопроникновения, своеобразного переплетения общих и специально-предупредительных мер можно было бы привести не только исходя из этих оснований (масштаб, содержание), но и других.

     Наряду  с прямыми связями между общими мерами предупреждения и специальными существует и своеобразная обратная связь: последние не только базируются на первых, не только используют предупредительный потенциал общественного развития в целом, но и способствуют ему, устраняя довольно значительные преграды на его пути.

     А. И. Долгова выделяет следующие разновидности мер специального предупреждения преступности:

     1) Раннее предупреждение преступности. Предупредительные меры могут носить упреждающий характер, разрабатываться и вводиться в действие на основании прогнозов, предсказывающих возможное повышение криминогенности отдельных социальных факторов. Так, например, если в государстве планируется ослабление миграционного режима или ожидается вступление в действие других обстоятельств, повышающих приток мигрантов, необходимы меры по созданию достаточного количества рабочих мест для мигрантов, обеспечению их социальной, экономической и бытовой интеграции в общество, предотвращению возможных конфликтов на национальной и расовой почве.

     2) Непосредственное предупреждение преступности направлено на нейтрализацию криминогенных факторов, уже действующих в обществе. Например, недостатки законодательства, регулирующего экономическую и финансовую деятельность могут приводить к формированию «серых» экономических схем, когда ещё не имеется прямых нарушений закона, но товарооборот и финансовые потоки исключаются из сферы контроля государства. Такие схемы легко перерастают в систему экономической преступной деятельности, порождают коррупцию и ведут к возникновению организованных преступных формирований. Поэтому важными являются меры, направленные на возвращение подобных категорий субъектов в правовое поле: совершенствование законодательства, упрощение правовых процедур, связанных с экономической деятельностью, налоговые и финансовые амнистии.

     3) Предупреждение самодетерминации преступности связано с пресечением деятельности организованных преступных формирований и отдельных преступников, направленной на вовлечение в преступность всё новых лиц и общественных групп. Самодетерминация преступности происходит на всех общественных уровнях, начиная с государства и общества в целом (путём лоббирования организованной преступностью законов, облегчающих преступную деятельность, коррумпирования высших должностных лиц государства, пропаганды ценностей, связанных с преступным образом жизни — «блатной романтики») и кончая межличностными связями. Соответственно, меры, направленные на противодействие самодетерминации преступности должны носить комплексный характер: от создания в обществе положительного морального и правового климата, атмосферы нетерпимости к преступности и её проявлениям и до предоставления возможности конкретным лицам, ранее совершавшим преступления, реализовать свой личностный потенциал законными средствами.

     Индивидуальный  уровень включает в себя деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами.

     При самом общем подходе индивидуальное предупреждение преступлений можно  определить как применение общесоциальных и специально-криминологических  мер в отношении отдельного человека с целью предотвратить совершение им преступления2. При этом нужно отметить, что неправильно было бы считать, будто индивидуальный уровень имеет всегда постоянный и единственный объект – самого человека, его сознание. Но в ряде случаев более действенным оказываются мероприятия по оздоровлению микро среды нарушителя или переключение его на позитивные сферы деятельности.

     Индивидуальное  предупреждение преступлений направлено на достижение таких целей, как ликвидация субъективной стороны преступного  поведения, воплощенной в личностных свойствах самого человека, и нейтрализация  криминогенной микросреды его жизнедеятельности. Если рассматривать индивидуальное предупреждение преступности с позиции генезиса криминогенной личности, а такой подход нам представляется предпочтительным, то такая деятельность будет состоять из нескольких этапов: ранее предупреждение, непосредственное предупреждение, пенитенциарное предупреждение, постпенитенциарное предупреждение.

     Пенитенциарное  предупреждение преступлений на индивидуальном уровне осуществляется в отношении  лиц, находящихся в стадии криминальной личности и реализуется в деятельности учреждений, исполняющих уголовное наказание.

     Постпенитенциарное  предупреждение преступлений на индивидуальном уровне касается лиц, находящихся в  посткриминальной стадии. Заключается  в ресоциализации личности с остаточными  элементами негативной направленности.

     Одни  авторы полагают, что основанием применения предупредительных мер является не конкретное антиобщественное действие, а совокупность обстоятельств, определяющих степень вероятности совершения лицом противоправных деяний, или  реальная опасность совершения правонарушений, в том числе и преступлений. Очевидно, что такой подход открывает путь для чрезмерного субъективного усмотрения.

     Другие  авторы основанием для проведения индивидуальной профилактики считают антиобщественную установку личности, причины и  условия совершения конкретных преступлений. Такое мнение также не бесспорно. Ведь об антиобщественной установке, субъективных причинах преступления можно говорить лишь постольку, поскольку совершено преступление, ибо последнее одновременно и объективное воплощение и реальное доказательство наличия и установки и соответствующих причин.

     Меры  индивидуального предупреждения преступлений могут выступать как в форме  мер правовой ответственности за совершенное правонарушение, так  и наряду с ними, в качестве самостоятельных, для закрепления результатов исправления. Тогда они предусмотрены не в санкции за совершенное правонарушение, а в других нормативных актах.

 

       5 Правовые основы  предупреждения преступности

     Право является эффективным регулятором  социального развития всех общественных отношений, включая те, которые складываются в сфере предупреждения преступности. Прежде всего, необходимо отметить, что для данного вида социальной практики огромное значение имеет позитивное регулирование правом нормального хода общественной жизни. Нормами конституционного, гражданского, трудового, семейного и других отраслей права стимулируется социально полезное поведение людей, закрепляются такие общественные отношения, которые по своей сути противостоят преступности, устраняют (нейтрализуют, блокируют) действия ее причин и условий.

     Предупредительный эффект имеет также воспитательная функция права, которая выражается в воздействии юридических средств  на сознание людей, способствует формированию у них уважения к закону, привычки соблюдать его требования. Наконец, служебная роль права применительно к рассматриваемой сфере социальной жизни проявляется в том, что оно нормативно закрепляет оптимальный, соответствующий общественным потребностям и интересам порядок осуществления мер предупреждения преступности на специально-криминологическом уровне: его задачи, виды, систему субъектов, их компетенцию, основные формы и методы работы и т. д.

     Правовая  основа предупреждения преступности имеет  сложную структуру, включает в себя нормы различных отраслей права. Важные положения, определяющие роль и значение предупредительной деятельности, ее содержание и направленность, обязательное соответствие принципам справедливости, гуманности, законности, содержатся в ряде международных правовых актов, признанных Россией: Всеобщей декларации  прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Базисное значение для правового обеспечения мер предупреждения преступности имеет ряд положений Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Контрольная по криминологии ТюГУ ИДО