Административные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 20:19, контрольная работа

Описание

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных наказаний, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....3

Глава 1. Понятие и сущность административного правонарушения ………..5

Глава 2. Порядок рассмотрения правонарушения и документации ………...13

Заключение…………………………………………………………………….....16

Список используемой литературы…………………………………...................17

Работа состоит из  1 файл

Административное правонарушение и административная ответственность.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

      Признаки, образующие состав того или иного правонарушения, представляют собой органическое единство: отсутствие хотя бы одного из необходимых признаков означает отсутствие состава административного правонарушения в целом. Поэтому состав административного правонарушения нередко определяется не просто как совокупность, а как система признаков, чтобы особо подчеркнуть неразрывное единство состава правонарушения.

      Несмотря  на то, что признаки, образующие состав административного правонарушения, представляют собой неделимое целое, при теоретическом анализе они группируются по элементам состава. Под элементом состава административного правонарушения понимается однородная группа юридических признаков, характеризующих правонарушение с какой-то одной стороны. Всего в структуру состава административного правонарушения входят следующие четыре элемента:

      объект  правонарушения;

      объективная сторона правонарушения;

      субъект правонарушения;

      субъективная  сторона правонарушения.

      Объект  правонарушения – это общественные отношения, на которые посягает деяние. Объект административного проступка - необходимый элемент состава каждого проступка. Не может быть признано административным правонарушением деяние, которое не направлено ни на какой объект или направлено на объект, не охраняемый законодательством об административных правонарушениях. По широте круга общественных отношений, на которые происходит посягательство, в науке административной юрисдикции принято различать общий, родовой (специальный) и видовой (непосредственный) объект.

      Общий объект – это вся совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права и охраняемых мерами административной ответственности.

      Под родовым (специальным) объектом понимается круг общественных отношений, на которые посягает значительная группа однотипных правонарушений. Такие правоохраняемые общественные отношения указаны в заголовках гл. 5 - 21 КоАП РФ или в наименовании законов субъектов РФ об административных правонарушениях (соответствующих глав кодифицированного закона субъекта РФ): права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность; собственность; общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования и т.д.

      Видовой (непосредственный) объект – это конкретное охраняемое мерами административной ответственности общественное отношение, на которое посягает одно или несколько сходных правонарушений, образующих узкую группу в рамках одной главы Особенной части КоАП РФ или определенной статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Например, все виды нарушений санитарно-эпидемиологических требований (ст. 6.3-6.7) своим непосредственным объектом имеют здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. При этом в процессе правоприменения важно юридически грамотно определить конкретную норму права (правила, требования, запреты и др.), которая была нарушена и содержит описание видового (непосредственного) объекта посягательства.

      Вторым  элементом состава административного  правонарушения является группа юридических признаков, характеризующих объективную сторону правонарушения, под которой понимается конкретная разновидность противоправного деяния (действий или бездействия), наносящего вред или ущерб правам граждан или общегосударственным (публично - правовым) интересам, охраняемым законодательством об административных правонарушениях (признаки объективной стороны проступка обычно указываются в диспозиции правовой нормы).

      По  своей конструкции с точки  зрения объективной стороны составы  административных правонарушений подразделяются на:

      материальные – выражающиеся в таком формулировании диспозиции правовой нормы административного правонарушения, когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними;

      формальные – когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия.

      Субъект правонарушения – это лицо, совершившее административно-наказуемое деяние и в соответствии с законодательством способное нести за него административную ответственность.

      Субъектом административного правонарушения может быть вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ), а также юридическое лицо.

      Для признания физического лица, совершившего противоправное деяние, субъектом административного проступка необходимо установить, что оно по своему психическому состоянию и возрасту имело возможность правильно ориентироваться в происходящих событиях и явлениях окружающей действительности.

Глава 2. Порядок рассмотрения правонарушения и документации 

   Производство  по делам об административных правонарушениях  строится по следующим принципам:

  • законности;
  • право лица, привлекаемого к ответственности на защиту;
  • презумпция невиновности;
  • равенство граждан перед законом и органом, рассматривающим дело;
  • принцип гласности;
  • принцип оперативности производства;

      Производство  по делам административных правонарушений – как процессуальная деятельность складывается из ряда органов и лиц, в зависимости от выполняемых участниками производства процессуальных функций. Их можно разделить на группы:

  1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать гласные акты, составлять правовые документы, определяющие судьбу дел;
  2. Лица, имеющие личный интерес в деле – лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевшие и их законные представители;
  3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели, эксперты, переводчики, понятые).

    Производство  по делам административного правонарушения делится на стадии:

  1. Расследование дела;
  2. Рассмотрение дела;
  3. Пересмотр постановления;
  4. Исполнение постановления о наложении административного взыскания.

Все стадии кроме (3) являются обязательными, стадия 3 является факультативной.

      Стадия – сравнительно самостоятельная часть производства, которая наряду с общими задачами всего производства имеет свои собственные задачи. Решение задач каждой стадии, как правило, оформляется специальным документом, которое подводит итог деятельности на каждой стадии.

      Стадии  расследования административного  правонарушения включает в себя следующие  этапы:

  1. Возбуждение дела;
  2. Выявление фактических обстоятельств дела и их процессуальное оформление;
  3. Направление дела по подведомственности.

    Расследование может осуществляться в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ в течение 1 месяца, а в исключительных случаях срок расследования продляется на 1 месяц, а по ч.5 ст. 28.7. на 6 месяцев.

      Фактические обстоятельства, которые  должны быть установлены  на стадии расследования, можно разделить на следующие группы:

  1. Обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава;
  2. Обстоятельства, находящиеся за рамкой состава, но имеющие значение для индивидуализации ответственности, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности (смягчающие, отягчающие, особого субъекта и др.).

    Процессуальным  документом является протокол (фиксирует  результат расследования). Он составляется о каждом правонарушении за исключением  случаев, предусмотренных ст. 28.4 ч.1 и ст. 28.6 КоАП РФ. Перечень сведений, которые должны содержаться в протоколе, указан в ст. 28.2 КоАП РФ.

    При совершении правонарушения группой  лиц, протокол составляется на каждого  в отдельности.

    В зависимости от результатов расследования  материалы дела могут быть направлены органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию административных правонарушений. Полный перечень дан в главе 23 КоАП РФ. Также данные материалы могут быть направлены в органы ОВД или прокуратуру, если будут выявлены факты преступления. 

Рассмотрение  дела об административном правонарушении 

Стадии  рассмотрения:

  1. Подготовка дела к рассмотрению;
  2. Разбирательство дела и принятие решения;
  3. Вынесение постановления по делу.

    Процессуальным  основанием для рассмотрения дела могут являться протокол об административном правонарушении либо постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, постановление компетентного органа.

    Для рассмотрения дела по существу проводится необходимая подготовка согласно ст. 21.1 КоАП РФ. Орган или должностное лицо при подготовке дела и рассмотрению разрешает вопросы:

  • относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
  • правильно ли составлен протокол и другие материалы об административном правонарушении;
  • извещены ли лица, участвующие в деле о времени и месте;
  • истребуются дополнительные доказательства;
  • рассмотрение заявлений или ходатайств лиц, участвовавших в деле.

    Как правило, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его  совершения административной комиссией или комиссией по делам несовершеннолетних или по месту жительства правонарушителя.

    Дело  разрешается в присутствии лица, привлекаемого к ответственности; заочное рассмотрение возможно лишь в случаях, когда имеются данные о том, что гражданин извещен о месте и времени рассмотрения, но от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. Несоблюдение этих правил влечет признание постановление по делу не действительным.

    В зависимости от результатов рассмотрения дела могут бать вынесены следующие постановления:

  • о наложении административного взыскания;
  • о прекращении дела;

    Постановление должно надлежащим образом оформляться  и содержать установленным законом  реквизиты ст. 29.10 КоАП РФ.

    Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрении дела, копия постановления в течение 3 дней вручается или высылается лицу, в отношении которого он вынесено, копия постановления вручается под расписку, а если высылается, то делается запись в материале дела ст. 29.11 КоАП РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Административное  принуждение, необходимость которого не должна подвергаться сомнению и  в современных условиях (в цивилизованных странах оно наиболее существенно, хотя его цели нередко не соответствуют нашим условиям), является наиболее реальным правовым средством (методом), обеспечивающим соблюдение законности и государственной дисциплины, должное, т.е. соответствующее правопорядку, поведение разнообразных по своим качествам участников управленческих общественных отношений.

Производство  по делам об административных правонарушениях  является одним их видов административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера и урегулирована нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая представляет собой организационную структуру совокупности конкретных процессуальных стадий, каждая из которых имеет свое процессуальное назначение и обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий.     

Информация о работе Административные правонарушения