Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:23, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы: анализ понятия, состава и видов административных правонарушений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• определить понятие и признаки административных правонарушений;
• сравнить административные правонарушения с преступлениями и налоговыми правонарушениями;
• установить существующие виды административных правонарушений;
• исследовать общие положения о составе административного правонарушения;
• проанализировать объективные элементы состава административных правонарушений;
• рассмотреть субъективные элементы состава административных правонарушений.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Административное правонарушение: понятие, сущность и признаки 6
1.1 Понятие и сущность административного правонарушения 6
1.2. Признаки административного правонарушения 9
Глава 2. Состав административного правонарушения 11
2.1Объект административного правонарушения 11
2.2Объективная сторона административного правонарушения 12
2.3Субъект административного правонарушения 14
2.4Субъективная сторона административного правонарушения 16
Глава 3. Виды административных правонарушений 19
3.1. Виды административных правонарушений 19
Заключение 22
Библиографический список 24

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ1.docx

— 289.73 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение3

Глава 1.Административное правонарушение: понятие, сущность и признаки6

   1.1 Понятие и сущность административного правонарушения6

   1.2. Признаки административного правонарушения9

Глава 2. Состав административного правонарушения11

           2.1Объект административного правонарушения11

           2.2Объективная сторона административного правонарушения12

           2.3Субъект административного правонарушения14

           2.4Субъективная сторона административного правонарушения16

Глава 3. Виды административных правонарушений19

    3.1. Виды административных правонарушений19

  Заключение22

  Библиографический список24

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В юридической литературе правонарушения в зависимости от степени вреда, наносимого личности, обществу и государству, и характера  отношений, на которые они посягают, принято подразделять на преступления и проступки. К последним относят  административные правонарушения, гражданские  и дисциплинарные проступки. Традиционно наиболее общественно опасными из последних считаются административные правонарушения .

Наряду с этим следует  отметить и такую характеристику административных правонарушений, как  их множественность, порожденная обширностью  среды правового регулирования  административных правил и обусловливающая  отвлечение значительных сил и средств  правоохранительных органов на борьбу с ними. Административные правонарушения весьма разнообразны, совершаются в различных сферах (права человека, экономика, общественный порядок, информатизация и др.). Эта особенность обусловливает и специфику формирования государственного механизма противодействия данным деструктивным явлениям. Рассмотрение большинства дел об административных правонарушениях закон возлагает на многочисленные органы исполнительной власти (более 40 субъектов административной юрисдикции). Как отмечают исследователи, многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. XX в. эта тенденция стала проявляться еще более заметно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Ответственность стала более суровой, увеличилось число санкций за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции. Одновременно значительно усовершенствована процедура привлечения к ответственности.

Административная ответственность (как и уголовная, дисциплинарная) является ответственностью карательной  и преследует цели частной и общей  превенции правонарушений. Но поскольку  многие административные правонарушения являются длящимися (например, неисполнение обязанности прописаться, встать на учет, выполнить предписание и  т.п.), важная цель административной ответственности - стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.

В июле 2002 г. вступил в  силу новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП). Главной  и единственной задачей КоАП является регулирование отношений, возникающих  в сфере административной ответственности, как, впрочем, основной задачей УК является регулирование отношений, возникающих  в сфере уголовной ответственности. Таким образом, УК и КоАП занимают особое место в системе кодексов России и, стало быть, в отечественном  законодательстве вообще, поскольку  они специально предназначены для  регулирования на федеральном уровне наиболее острых форм государственного принуждения. Понятие административной науки является весьма важным и существенным не только для юридической науки, но и для социальной практики. Особую значимость оно приобретает в современных условиях России, когда, с одной стороны, - растет число правонарушений, а с другой, - поставлена задача формирования правового государства и гражданского общества. Поэтому сейчас как никогда важно, чтобы ни один правонарушитель не мог уклониться от законной ответственности, и в то же время - ни один невиновный не был необоснованно наказан. Вместе с тем необходимо, чтобы в каждом случае, когда это возможно, были приняты меры к восстановлению нарушенного права как физических лиц, так и организаций. Указанные задачи требуют глубокого познания административного правонарушения. При этом, несмотря на то, что по данной проблематике опубликованы десятки научных работ, монографий, статей, существует масса нерешенных проблем. Сказанное предопределяет значение исследования темы «Административные правонарушения: понятие, состав и виды».

Объект исследования –  общественные отношения, возникающие  в связи с административным правонарушением.

Предмет исследования –  нормы права, регламентирующие административные правонарушения, практика их реализации, а также судебная практика и научные  работы.

Цель настоящей работы: анализ понятия, состава и видов  административных правонарушений.

Для достижения указанной  цели поставлены следующие задачи:

  • определить понятие и признаки административных правонарушений;
  • сравнить административные правонарушения с преступлениями и налоговыми правонарушениями;
  • установить существующие виды административных правонарушений;
  • исследовать общие положения о составе административного правонарушения;
  • проанализировать объективные элементы состава административных правонарушений;
  • рассмотреть субъективные элементы состава административных правонарушений.

Методологическую основу исследования составили следующие  методы научного познания: формально-юридический, логический, исторический, социологический, сравнительно-правовой и др.

 

Глава 1. Административное правонарушение: понятие, сущность и  признаки

1.1 Понятие и сущность  административного правонарушения

        Новый КоАП РФ даёт следующее определение административного правонарушения. «Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»1. Итак, в КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательств, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношения административной и уголовной ответственности. Понятие административного правонарушения включает следующие признаки: антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния. Дадим краткую расшифровку этих признаков.

Исходным в характеристике административного правонарушения является понятие деяние. Это акт  волевого поведения. Он заключает в  себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного  требования, а также нарушение  запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке  транспортного средства). Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учёту). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных объектов)10. По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчёркивают задачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности такого рода правонарушений. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Рис. 1.1

Противоправность заключается  в совершении деяния, нарушающего  нормы права. Принципиально то, что  соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут  быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном  проезде не исполняется договор  перевозки, при уклонении от уплаты налог – нормы финансового  права. «Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного  правонарушения и повлечь административную ответственность». Виновность деяния юридического лица означает, что оно  совершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению2. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признаётся только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

С одной стороны, административное правонарушение – основание административной ответственности, с другой, такая  ответственность – признак административного  правонарушения, определяющий его юридическую  природу. В установленных законодательством  случаях для признания деяния административным правонарушением  необходимо наличие причинной связи  между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями  в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. д.

1.2. Признаки административного  правонарушения

Признаки административного  правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание  этого вопроса имеет не столько  теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаком  может отсутствовать состав административного  правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение  правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного  правонарушения, так как субъектом  его признаются лица, достигшие к  моменту совершения административного  правонарушения 16-летнего возраста.

Определение административного  правонарушения, данное в статье 2.1 нового КоАП РФ, существенно отличается от дефиниции ст. 10 КоАП 1984 г. В этом определении сохранены основные элементы, характеризующие действие (бездействие) как административное правонарушение: противоправность, виновность и наказуемость. Однако в новом  КоАП содержится ряд новелл.

Новый Кодекс более чётко  определил содержание основных признаков  административного правонарушения. Во-первых, Кодекс исходит из того, что соблюдение административно-правовых норм, правил, стандартов является обязанностей не только физических, но и юридических лиц. Понятие последних КоАП РФ не содержит, поэтому логично предположить, что законодатель оперирует в данном случае понятием юридического лица, признаки которого закреплены в гражданском законодательстве. Во-вторых, впервые в законодательство об административной ответственности вводится понятие вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Виновным оно может быть признано в том случае, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм административного законодательства. В-третьих, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, если это предусмотрено в статьях Особой части КоАП РФ или в законах субъектов Российской федерации об административных правонарушениях3.

Помимо вышесказанного среди  новых элементов и подходов, отличающих понятие «административное правонарушение», следует акцентировать внимание на включении в него (понятие) законов  субъектов РФ об административных правонарушениях, за которые установлена административная ответственность. В-четвёртых, в соответствии с Кодексом соблюдение административно-правовых норм и правил становится обязанностью не только физических, но и юридических лиц. В-пятых, ещё одна новелла – введение соотношения административной ответственности физических лиц и юридических лиц.

Прежде всего привлечение  к административной или уголовной  ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. И наоборот: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Таким образом, новый Кодекс РФ об административных правонарушениях  в трактовке понятия «административное  правонарушение» отразил новые  социально-правовые явления, происходившие  в российском обществе в 90-е годы.

 

 

Глава 2. Состав административного  правонарушения

Понимание состава административного  правонарушения необходимо для отграничения его от смежных (частично совпадающих) с ним преступлений. В законодательстве отграничение их производится именно по юридическим критериям элементов  их состава.

В законодательстве отсутствует  понятие состава административного  правонарушения, но его содержанием  обосновываются правомерность и  сущность такого понятия. Состав административного  правонарушения – совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может  повлечь административную ответственность4.

Признаками (элементами) состава  административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

 

2.1.Объект административного  правонарушения

Объект административного  правонарушения представляет собой  подлежащие юридической защите общественно-правовые отношения. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения  конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит  в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых  дан в формулировке понятия «мелкое  хулиганство», изложенной в законе. Причём закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путём установления за это административной ответственности.

Информация о работе Административное правонарушение