Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:32, творческая работа

Описание

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Работа состоит из  1 файл

Административное правоТВОРЧЕСКАЯ_РАБОТА.doc

— 318.00 Кб (Скачать документ)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

петрозаводский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Административное право

Тема

Административное правонарушение

Фамилия студента

Крапивин

Имя студента

Андрей

Отчество студента

Васильевич

№ контракта

08002100101034


 

Содержание

 В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику  этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это  не  исключает возможности  использования  правовых санкций в  отношении лиц,  виновных  в совершении   административных   правонарушений. Именно посредством административных  взысканий,  наряду  с   другими   мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

      Разумеется, эти санкции реализуются не  сами по себе, а  в  процессе  особого рода  правовой  деятельности,   получившей   наименование   административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные  органы   рассматривают дела об административных правонарушениях  и  принимают  решения.  Основанием применения взыскания, возбуждения дела  об  административном  правонарушении является  наличие   административного   проступка.   Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без  глубокого  знания  понятия  состава административного  проступка, а также без глубокого  знания  понятия  самого правонарушения. Необходимые знания   помогут   правильно   квалифицировать административные   проступки,   принимать   законные   решения   по   делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.

Основная часть

Административное правонарушение

      Административное  правонарушение  –  противоправное  виновное  действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом  РФ  об административных  правонарушениях  (КоАП  РФ)  или  законами  субъектов   РФ установлена административная ответственность.

      Юридическое  лицо признается виновным  в   совершении  административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась  возможность  для соблюдения правил  и  норм,  за  нарушение которых КоАП  РФ  или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным  лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

      Назначение   административного   наказания   юридическому   лицу    не освобождает от административной  ответственности  за  данное  правонарушение виновное физическое лицо, равно как и  привлечение  к  административной  или уголовной   ответственности   физического    лица    не    освобождает    от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

      Форма  вины указана в статье 2.2 КоАП  РФ.

1. Административное правонарушение  признается совершенным умышленно,  если лицо,  его  совершившее,  сознавало  противоправный  характер   своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления  таких  последствий  или  сознательно  их  допускало  либо относилось к ним безразлично.

2. Административное   правонарушение    признается    совершенным    по     неосторожности, если лицо,  его  совершившее,  предвидело  возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но  без достаточных   к   тому   оснований   самонадеянно   рассчитывало    на  предотвращение  таких последствий либо  не  предвидело   возможность наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

     Административный проступок – деяние в виде действия либо  бездействия, являющееся общественно опасным, противоправным, виновным, наказуемым.

     Деяние – акт волевого поведения, а не мысли или желания человека.

     Действие – активное невыполнение  возложенной  обязанности,  законного требования или нарушение установленного запрета.

    Бездействие – пассивное невыполнение  возложенной   на   гражданина обязанности.

      Таким  образом, административный проступок  является деянием  общественно опасным, так как причиняет вред интересам общества, гражданам, государству.

      Юридическим     выражением     признака     общественной     опасности административного  проступка  является  противоправность,   административным проступком может быть признано только такое  поведение,  которое  закреплено нормами административного права.

      Для  признания деяния правонарушения  надо установить, что оно  являлось явление воли и разума, то есть продуктом психической деятельности человека.

      Не  может   оцениваться  как  административное  правонарушение  деяние, совершенное помимо воли человека, то  есть  лицом  не  способным  руководить своими действиями или отдавать им отчет, в соответствии со ст. 2.8  КоАП  РФ лицо, совершившее правонарушение в таком состояние признается невменяемым  и не подлежит административной ответственности.

      Обязательным   признаком   является   административная   наказуемость, общественно опасное деяние,  запрещенное нормами административного права, признается  административным  проступком  лишь  в  случаях,  когда  за совершение предусмотрена административная ответственность.

      За   совершение   административного   правонарушения    граждан,    не привлекаются к административной ответственности в случаях:

   1. Не достижение 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ);

   2. Совершение правонарушение  в состоянии невменяемости (ст. 2.8 КоАП РФ);

   3. Совершение в  крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП  РФ);

   4.  В  связи   с  малозначительностью  дело  может   быть   прекращено   в       соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

 

      Таким  образом, любое административное  правонарушение  характеризуется совокупностью всех названных признаков, отсутствие любого из  них  означает, что рассматриваемое деяние не является административным проступком, в  таком случае,  оно может быть признано  либо  правомерным  поведением,  либо  другим правонарушением.

 

      Спец. субъекты  административного права:

   1. Должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ);

   2. Военнослужащие  и  иные  лица,  на  которые   распространяется  действие      дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ);

   3. Иностранные  граждане, лица без гражданства  и  иностранные  юридические     лица (ст. 2.6 КоАП РФ).

В современной учебной юридической литературе юридическая ответственность определяется, преимущественно, следующим образом - это «применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке».

 

В новейшей юридической  литературе звучат такие определения: Юридическая ответственность - это  правовое явление, рассматриваемое  в динамике, имеющее своей сутью  взаимосвязь диспозиции и санкции  правовой нормы, позитивной ответственности, мер государственного принуждения, обеспечивающих должное поведение физических лиц и ответственность юридических лиц.

 

В юридической литературе дается и  такое определение: юридическая  ответственность – это юридическая  обязанность соблюдения и исполнения требований, предусмотренных нормой права, реализующаяся в правомерном поведении субъектов, одобряемом или поощряемом государством, а в случае ее нарушения – обязанность правонарушителя претерпеть осуждение, ограничение прав материального, правового или личного характера и их реализация.

До настоящего времени не выработано четкого определения юридической  ответственности и ее признаков. Большинство исследователей останавливаются  на «однобокой» трактовке понятия  юридической ответственности. В  этой связи автор предлагает универсальное определение юридической ответственности, но прежде рассмотрим сущность, цели и принципы юридической ответственности.

 

Сущность юридической ответственности  не сводится к государственному принуждению, а проявляется в процессе его осуществления и возникает после установления факта правонарушения, который является основанием ее возникновения.

 

Задачей юридической ответственности  является не только кара правонарушителей, но также удержание их от совершения новых правонарушений и стимулирование правомерного поведения людей. Этим юридическая ответственность, наряду с иными социально-правовыми институтами, призвана вносить свой вклад в дело формирования социально активной личности - одного из важнейших элементов гражданского общества и условий существования правового государства. Подобная роль юридической ответственности в значительной степени обеспечивается принципом ее индивидуализации, который позволяет избирательно, а следовательно - более эффективно использовать имеющиеся в распоряжении государства средства и методы убеждения и принуждения.

Обобщая все вышесказанное, считаем необходимым, дать следующее  определение юридической ответственности: Во-первых, - это сложно правовое явление, состоящее в применение к лицу (субъекту), совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

В действующем административном законодательстве вопрос о привлечении юридических  лиц решен, и они выступают  субъектами данной ответственности наравне с физическими лицами.

К слову сказать, вопрос об административной ответственности юридических лиц  был раньше решен и реализован в практике, нежели чем в теории. Как отмечали, исследователи, за год  до принятия нового КоАП РФ, «в этом вопросе столкнулись различные интересы, с одной стороны - теории, с другой - практики. Последняя давно уже освоила институт ответственности юридических лиц и довольно успешно использует его, хотя и вне рамок действующего КоАПа. Теория же административного права этот институт принимала, да и сейчас еще принимает с трудом».

Признание юридического лица субъектом административной ответственности  на уровне единого закона означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности  на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как и физическое, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Исключение составляют случаи, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу, например, невменяемость, совершение административного правонарушения группой лиц.

 

Обратимся к современному законодательному регулированию административной ответственности  юридических лиц.

 

В соответствии с п.1 ст.2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Всего в Особенной части содержится более 200 юридических составов, субъектом которых является юридическое лицо: правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, собственность, охрану окружающей природной среды и природопользования, в области промышленности, строительства и энергетики, сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель, дорожного движения, связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, на транспорте, в области таможенного дела; нарушения, посягающие на институты государственной власти и установленный порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность, в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ.

 

Как следует из КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности и за нарушения  законодательства субъектов РФ в  случаях, если правонарушение предусмотрено  законом соответствующего субъекта РФ.

 

Субъекты РФ с учетом п.«к» ч.1 ст.72 Конституции РФ могут устанавливать административную ответственность только в форме законов, но при этом местное законотворчество не должно нарушать норм КоАП РФ.

 

В заключение данного  параграфа подчеркнем, что согласно ст. 1.7 КоАП РФ действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве определяется по следующим правилам:

 

Закон, устанавливающий  или отягчающий административную ответственность  за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение  лица, обратной силы не имеет.

 

Закон, смягчающий или  отменяющий административную ответственность  за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение  лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Информация о работе Административное правонарушение