Судебно-почерковедческая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 08:13, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования является анализ , научных работ по этой тематике и практики их применения в следственной деятельности при использовании технических, тактических и методических достижений в криминалистическом исследований почерка.
Для достижения указанной цели необходимо:
-раскрыть общее понятие криминалистического исследования почерка;
-выявить признаки, характеризующие данное понятие и
определить его значение;
-произвести классификацию всей совокупности идентификационных
признаков почерка;
-изучить практику применения различных методов исследования
почерка;

Содержание

Вступление стр.2
Глава 1. Понятие и научные основы исследования почерка. стр.6
1.1 Понятие криминалистического исследования почерка. стр.6
1.2.Научные основы исследования почерка. стр.8
Глава 2. Техника исследования почерка. стр.16
2.1. Идентификационные признаки почерка. стр.16
2.2. Предварительное исследование почерка. стр.24
Глава 3. Судебно-почерковедческая экспертиза. стр.30
3.1 Назначение судебно-почерковедческой
экспертизы. стр.30
3.2. Основные методики почерковедческой
экспертизы. стр.38
Глава 4. Особенности отдельных видов исследования почерка. стр.49
4.1.Исследование подписей, выполненных в
необычных условиях. стр.49
4.2.Распознование по почерку психологических
характеристик исполнителя (графология). стр.55
Заключение. стр.60
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

исследование почерка.doc

— 274.00 Кб (Скачать документ)

1)общенаучные  закономерности, изучаемые в физиологии 

(закономерности  формирования динамического стереотипа  вообще);

2) частные  закономерности, конкретизирующие  нейрофизиологический механизм  формирования и функционирования  письменно-двигательных навыков, лежащих в основе почерка;

3) собственно  почерковые закономерности, объясняющие  природу и свойства почерка.

 Для обозначения закономерностей второго  уровня в судебном почерковедении было введено понятие «функционально-динамический комплекс (ФДК) письменно-двигательных навыков». Именно это понятие как производное от понятия «динамический стереотип», но конкретизированное, включившее специфику формирования письменно-двигательных навыков, используют сейчас в судебном почерковедении для обозначения нейро-физиологических особенностей формирования почерковых навыков.

Таким образом, объектом изучения судебного  почерковедения является почерк, определяемый в работах по судебному почерковедению последних лег следующим образом: «Почерк это основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе (ФДК) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений»*.

 Можно предложить и такое определение: «Почерк - это динамическая саморегулирующаяся система, основанная на письменно-двигательных навыках и отражающаяся в графической технике письма».*

 Умение  писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработка навыков. Ключом к раскрытию сущности письма и закономерностей его развития является учение И.П. Павлова о высшей  нервной деятельности, и прежде всего разработанное им учение об условных рефлексах, динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Слово для человека есть такой же условный раздражитель, как и все остальные. Наше воспитание и обучение представляет длинные ряды условных рефлексов, к числу которых относится и процесс письма. Обучение письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий:

-технической;

-графической;

-орфографической.

  Выполнение  письменных знаков на начальной стадии обучения представляет процесс вырисовывания элементов букв довольно медленными движениями в соответствии с каким-либо эталоном. По мере запоминания форм знаков обучающийся начинает выполнять их более быстрыми и определенными движениями, добиваясь большей скорости и наименьшей затраты нервного и физического труда. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма. К субъективным факторам относятся:

-состояние  органов зрения;

-строение  костно-мышечного аппарата руки;

-степень  его подвижности;

-особенности  нервной системы;

-прилежность;

-навык  держать пишущий прибор и др. Объективными являются:

-система  обучения;

-продолжительность  тренировки;

-условия в которых приходится писать;

-пишущие  средства и т.д.

Все это  в конечном итоге обусловливает  формирование индивидуального почерка, ведет к возникновению индивидуальных признаков, не могущих в своей совокупности повториться в почерке другого лица.

  Обучаясь письму, пишущий вырабатывает навыки, которые, закрепляясь в процессе письменной практики, связываются между собой в определенную устойчивую систему условно-рефлекторных связей, называемую динамическим стереотипом.

  В связи с возникновением чувства  автоматизма, пишущий получает возможность все внимание сосредоточить не на процессе начертания форм знаков, а на содержании, изложении мыслей, т.е. возникает устойчивость признаков, которые уже трудно изменить, не нарушив сложившейся системы, не затратив определенных усилий. Автоматизм навыков письма, связь его с высшей нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости почерка и письма в целом.

  Главной задачей исследования почерка в  практической деятельности является идентификация конкретного исполнителя рукописи (подписи). Возможность реализации этой задачи обусловлена двумя свойствами почерка: индивидуальностью и устойчивостью. Эти свойства закладываются в почерк самим механизмом его формирования уже в период обучения письму и выработки письменно-двигательных навыков,

 Индивидуальность  почерка определяют как его своеобразие, обусловленное совокупностью особенностей, присущей только почерку одного лица и неповторимой у другого. В процессе обучения и последующей практики формируется привычная, удобная для каждого пишущего система движений. То положение, что каждый человек вырабатывает навык выполнять письменные знаки     именно  так,  а не иначе,  обусловлено воздействием на процесс      формирования      навыка      большого      комплекса      внутренних (субъективных) и внешних (объективных) факторов. К первым относятся:

• анатомические;

• биомеханические:

• физиологические;

• психические  особенности личности;

•  типологические особенности нервной системы (прежде всего подвижность, уравновешенность), ее состояние;

•   состояние органов зрения;

• особенности  зрительного восприятия и памяти;

• волевые  качества;

• целевая  установка на обучение и т. д.

Ко второй труппе, т.е. к внешним факторам относятся:

• методика обучения письму;

• обстановка, в которой проходит обучение;

  • дальнейшая практика.

  Набор  внутренних и внешних факторов  строго индивидуален для каждого  человека и неповторим у другого (даже в случае близнецов). Взаимодействующие между собой при формировании почерка, внутренние и внешние факторы выступают в качестве системы, а не изолированно. Обучение письму начинается с усвоения прописей по образцам. Постепенно в процессе тренировки выявляется, что отдельные движения при выполнении тех или иных элементов прописных букв не удобны, не свойственны обучающемуся, в таком случае происходит приспособление движений к его особенностям биомеханики, типологическим особенностям нервной системы и т. д., «нащупывается» более оптимальная система движений, отвечающая особенностям именно данной личности. Это ведет к отклонениям в выполнении тех или иных элементов прописей. Подобные отклонения и есть начало формирования индивидуального почерка. Данный процесс становится еще более интенсивным на стадии перехода от письма, контролируемого сознанием, что имеет место на первой стадии обучения, к автоматизированному письму, где внимание сосредоточено не на движениях руки при выполнении тех или иных элементов букв, а только на смысловом содержании рукописи. Период становления индивидуального почерка также индивидуален, так как он обусловлен теми же внутренними и внешними факторами: у одних индивидуальный почерк может сложиться уже в школе, у других - захватит и несколько лет практической деятельности. Следует полагать, что в связи с расширением компьютерных и так называемых безбумажных технологий составления и обращения документов процесс формирования индивидуального почерка замедлится.

  Как указывалось выше, идентификация  конкретного исполнителя по почерку  возможна только в случае, если сложившаяся индивидуальная система движений устойчива. Под устойчивостью почерка понимается повторение (воспроизведение) его особенностей при выполнении рукописей в течение достаточно длительного возрастного периода, а также их сохранение при выполнении рукописей в разных условиях. Свойство устойчивости почерка обусловлено особенностями формирования письменно-двигательных навыков, которые, формируются по общим нейрофизиологическим законам. Повторение одних и тех же движений при выполнении соответствующих букв в  процессе обучения и тренировки приводит к формированию устойчивого ФДК письменно-двигательных навыков. Это в свою очередь приводит к тому, что процесс письма выходит из-под контроля сознания и становится автоматизированным, что ведет к устойчивости движений. Слаженная система движений является отражением слаженности системы внутренних процессов. Устойчивость почерка объясняют и тем, что одним из механизмов ФДК является формирование в нервных центрах зрительно-двигательного образа письма, который программирует пишущего на выполнение определенной системы движений.

 Однако  сложившаяся система динамична, т. е. относительно устойчива: она реагирует  на изменения внешних и внутренних факторов. Так, с изменением условий, целевой установки, состояния нервной  системы и т. д. возникают изменения и в почерке. Такие изменения могут быть значительными при глубоких изменениях в состоянии нервной системы, психики, например, при перенесенных серьезных заболеваниях головного мозга, органа зрения, двигательных функций руки, преклонном возрасте и др. Но для идентификации важно то положение, что уже сформировавшийся ФДК письменно-двигательных навыков не разрушается под действием новых факторов, а происходит лишь наслоение новых связей, через которые проявляются и связи прежде сформировавшегося ФДК. Это делает возможным идентификацию лица по рукописям, выполненным с большим разрывом во времени, а также выполненным в один и тот же временной промежуток, но в разных условиях.

 Если  действие нового фактора кратковременно, то и изменения в почерке кратковременны, при отсутствии повторения действия нового фактора данное изменение быстро исчезает.

 Период  стабилизации ФДК письменно-двигательных навыков и. следовательно, устойчивости почерка строго индивидуален у каждого лица и зависит от тех же внутренних и внешних факторов, которые были рассмотрены выше. При небольшой письменной практике в современных условиях компьютерных технологий он может не полностью сформироваться, закрепиться, в этом случае почерк будет характеризоваться неустойчивостью, что, конечно, затруднит идентификацию конкретного лица.

 Динамичность  устойчивости взаимосвязана с таким  свойством почерка, как вариационность. Вариационностъ является формой проявления динамичности. Это свойство формируется в тех случаях, когда лицу приходится постоянно (а не эпизодически) выполнять рукописи в разных условиях с разными целевыми установками и т. д. Например, данная ситуация имеет место у студентов, постоянно записывающих лекции в быстром темпе и выполняющих рукописно работы в более медленном темпе, может быть, и в более удобных условиях дома или в читальных залах библиотек. Постоянное действие разных условий письма (или других отдельных факторов) формирует вариационность почерка, под которой понимают наличие в почерке одного и того же лица нескольких устойчивых способов написания одноименных букв, буквосочетаний или общей картины письма. Такое положение объясняется необходимостью движений приспосабливаться к нескольким условиям, разной обстановке. Поскольку они действуют постоянно, формируются соответствующие варианты письменно-двигательных навыков и в ФДК одинаково прочно закрепляются как одни, так и другие связи. Возможность существования нескольких вариантов почерка у одного и того же лица обязательно анализируется и учитывается при проведении идентификационного исследования.

    Сходство, в известных пределах, комплекса внешних и внутренних  факторов у разных лиц может привести к формированию сходных почерков у этих лиц. Сходные почерки нередко встречающиеся на практике, вносят свои трудности в проблемы идентификации, но не делают эту задачу нерешаемой, так как сходство никогда не касается всей совокупности особенностей и чаще ограничивается лишь общим строением почерка. Наибольшие трудности возникают, когда почерки не только сходны, но и вариационны. Эта задача решается путем определения величины разброса в пределах вариантов. Параметры разброса, ограничены определенными пределами, характерными для пишущего лица, что высчитывается с помощью измерительно-статистических методов.

 «В  судебном почерковедение выделяют и такое свойство почерка, как избирательная изменчивость. Это свойство проявляется при действии на ФДК письменно-двигательных навыков сбивающих факторов. Если это действие не столь сильно, что не приводит к разрушению ФДК, те в почерке происходят частные изменения, характерные дня того или иного сбивающего фактора, т. е. каждая сбивающая причина действует избирательно. Разные физические или психические состояния будут вносить в почерк разные характерные для каждого из них изменения».* 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Судебно-почерковедческая экспертиза