Шпаргалка по "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:23, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Прокурорский надзор".

Работа состоит из  1 файл

прокурорский надзор шпоры.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)
  1. Соотношение государственного обвинения и правосудия.
 
 
  1. Соотношение государственного обвинения  и правосудия.
 
 
  1. Участие прокурора в исследовании доказательств по уголовным делам
 
 
 
 
 
 
 
  1. Методы  выявления нарушений  законов в местах лишения свободы.

 Одной из основных форм предупреждения нарушении  законности в деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания  является санкционирование прокурором некоторых действии его должностных лиц. Важной формой устранения нарушений законности являются предложения прокурора относительно соблюдения установленных законом Правил отбывания наказания. Согласно действующему законодательству такие предложения прокурора обязательны к исполнению. Другим средством устранения нарушений законности являются постановления прокурора, в их числе предусмотренные Законом “О прокуратуре” права по освобождению каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания, отмене дисциплинарных мер взыскания, наложенных в нарушение закона на осужденных, по немедленному освобождению их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Следующей формой реагирования прокурора на нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Оно вносится прокурором, как правило, по фактам систематически встречающихся нарушений законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Должностные лица этих учреждений и органов либо вышестоящего органа, куда внесено представление, обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении. Самостоятельным средством реагирования прокурора на, нарушение законности является принесение протеста в отношении должностных лиц, из- давших противоречащие закону приказ, распоряжение или постановление. 

 
  1. Реплики прокурора, отказ  от обвинения.

   Реплика представляет собой не  продолжение и не повторение  обвинительной или защитительной  речи, а новое, самостоятельное  выступление по поводу каких-либо  принципиальных положений, касающихся  существа рассматриваемого дела.В  репликах обвинитель или защитник могут привести дополнительные аргументы, подтверждающие их позицию, а также скорректировать свою точку зрения по тому или иному вопросу, изменить ее. реплика прокурора – это его ответ на выступление защитника. Если в судебном заседании принимали участие несколько защитников, то прокурор использует свое право на реплику по отношению к тем защитительным речам, в которых есть для этого фактические основания.Отказ обвинителя от обвинения не является отказом от участия в судебных прениях. Закон обязывает прокурора отказаться от обвинения, если в результате судебного разбирательства он придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения. При этом прокурор обязан изложить суду мотивы отказа. Отказ от обвинения должен основываться на полной, всесторонней и объективной оценке всех собранных по делу доказательств. Перечня мотивов и причин отказа прокурора от обвинения в законе нет.На практике это происходит в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства:  - будут установлены новые обстоятельства, опровергающие обвинение;  - не будет установлено событие преступления; - в деянии подсудимого нет состава преступления;  -не будет доказано участие подсудимого в совершении преступления. Отказ прокурора от обвинения может быть полным или частичным. При частичном отказе от обвинения прокурор произносит обвинительную речь, при этом он исключает из речи эпизоды, не получившие подтверждения в ходе судебного следствия.

  1. Прокурор в кассационной и надзорной инстанциях по уголовным делам

 В стадии кассационного  производства задача прокуроров заключается прежде всего в своевременной и полной проверке материалов уголовного дела и в опротестовании приговоров, определений и постановлений судов, не соответствующих материалам дела и противоречащих уголовному или уголовно-процессуальному законодательству.В стадии надзорного производства задача прокуроров состоит в том, чтобы внимательно проверять жалобы, принесенные на судебные приговоры, вступившие в законную силу и сами уголовные дела, на приговоры по которым жалобы принесены. При отказе в принесении протеста составленное прокурором заключение (постановление) об отказе в принесении надзорного протеста должно быть полным, объективным, убедительным, а ответ лицу, обратившемуся с жалобой, мотивированный и убедительный. В случае принесения протеста в порядке надзора этот процессуальный документ должен быть законным, обоснованным, мотивированным, юридически и стилистически грамотным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  1. Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел в судебных инстанциях.

 Участие прокурора в разбирательстве  гражданского дела обязательно:

 1) в  случаях, когда дело возбуждено  по заявлению прокурора, а также  когда необходимость участия  прокурора в данном деле признана  судом;

 2) в  иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими актами законодательства.

 В случаях, указанных в части первой настоящей  статьи, суд обязан заранее известить  прокурора о времени и месте  рассмотрения дела.

 Прокурор  участвует в гражданском судопроизводстве в двух формах, установленных ст. 81 ГПК. Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела, подведомственного суду, если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также юридических лиц и граждан, причем он вправе вступить в дело на любой его стадии. Заявление о защите чести и достоинства Президента Республики Беларусь подается в суд Генеральным прокурором Республики Беларусь, прокурорами областей, города Минска, приравненными к ним прокурорами с согласия Президента Республики Беларусь*. Вступление в процесс, начавшийся по инициативе других лиц, должно иметь место, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законов и интересов граждан.От формы участия прокурора в деле зависит его правовое положение, объем предоставленных ему процессуальных прав. Так, прокурор, возбудивший дело, обязан составить заявление с копиями по числу ответчиков, он может отказаться от поданного заявления и от иска, первым выступает в судебных прениях. На прокурора, вступившего в начатый процесс, действие этих норм не распространяется. Гражданский процессуальный кодекс ранее устанавливал право прокурора обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела только в случаях, если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, недееспособного, ограниченно дееспособного и иного гражданина, юридического лица негосударственной формы собственности. В отношении указанной категории лиц ГПК определял дополнительные условия: если эти лица лишены возможности самостоятельно защищать свои интерес.

 51. Сущность, предмет и задачи прок-го надзора за соблюдением законов при исполнении приговоров.

 В стадии исполнения приговора задачи прокурорского надзора состоят в следующем: обеспечить законность и обоснованность водворения осужденных в исправительно-трудовую колонию определенного судебным приговором режима содержания, соблюдение закона и требований режима осужденными в период их отбывания наказания, связанного с лишением свободы как в рабочих, так и в жилых помещениях, исполнение законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания осужденных, проверка дисциплинарной практики, соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных, своевременное и обоснованное освобождение осужденных от отбывания наказания, как в связи с полным отбыванием назначенного судом наказания, так и в случаях досрочного освобождения по основаниям, указанным в законе

  1. Полномочия прокурора по осуществлению надзора в местах лишения свободы.

 53. Обвинительная речь  прокурора

 Обвинительная речь — речь прокурора в судебных прениях. Обвинительная речь представляет собой одну из основных разновидностей судебной речи.В обвинительной речи поддерживается государственное обвинение, содержится анализ собранных по делу доказательств, высказываются соображения о квалификации преступления, мере наказания и иным вопросам, имеющим значение для вынесения законного и обоснованного приговора.Назначение: показать суду, участникам судебного разбирательства, публике всю опасность содеянного подсудимым, причины, в силу которых совершено преступление, правильно оценить личность подсудимого.Общие особенности: специфическая правовая направленность (доказывание, обоснование наличия факта преступления и виновности подсудимого);приоритетный характер во вре́менном отношении (Обвинительная речь предваряет речь защитника);категоричность и наступательность; четкое обозначение структуры самой речи; системность;регламентированность уголовно-процессуальным законом.В настоящее время в теории судебной речи существуют два варианта композиционной структуры:В первом выделяются следующие структурные элементы: 1) вступление; 2) изложение состава преступления; 3) анализ и оценка добытых судом доказательств по делу; 4) квалификация преступления; 5) характеристика личности подсудимого, его отношения к содеянному преступлению, характеристика мотивов, причин и условий совершения его; 6) предположения относительно ответственности подсудимого.Во втором: 1) вступительная часть; 2) изложение обстоятельств дела; 3) оценка доказательств, исследованных в ходе судебного следствия; 4) юридическая квалификация преступления; 5) характеристика подсудимого; 6) предложения о виде и размере наказания, об удовлетворении гражданского иска, соображения о возмещении материального ущерба и др.; 7) анализ причин и условий совершения преступления; 8) заключение. 

 
  1. Полномочия  прокурора по надзору  за соответствием  закону судебных актов.
 
 
 
  1. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов по делам несовершеннолетних.

 Этот  надзор явл-ся участком деят-ти прокуратуры  по обеспечению соблюдения законодательства в отношении несовершеннолетних.Органам  прокуратуры необходимо постоянно  совершенствовать надзор за исполнением законод-ва:о профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;о борьбе с пьянством и наркоманией в подростковой среде;об обеспечении гос.молодежной политики;об образовании несовершен-х;о защите жилищных прав детей;о воспитание дитей в семьях и защита их прав;об оздоровлении детей.Правовой основой за исполнением закон-ва о несовершеннолетних явл-ся:Конституция РБ;ГК РБ;КоБС;ТК;УК РБ;ГПК;ПИК;ГПК;закон РБ «»О прокуратуре РБ»от 8 мая 2007г;Закон РБ»О правах ребенка».Объектом этого участка прокурорской деят-ти явл-сяя надзор за исполнением всех НПА,имеющих отношение к несовершеннол-м:регламентирующих различные формы воспитательной работы с детьми и подростками, трудовые,жилищные и другие правовые отношения.Предметом надзора на этом участке прокурорской деят-ти явл-ся: акты, принимаемые органами гос.упр-я,организациями,долж.лицами по вопросам,касающимся несоверш-х;действия или бездействие длджн.лиц и граждан по вопросам.касающимся несов-летних.Задачами прокурорского надзора за исполнением законов,иных НПА о несовершеннолетних явл-ся:повышение уровня и эффективности ПН за исполнением закон-ва о профилактики безнадзорности и правонарушений несоверш-х;совершенствование и оптимизация ПН за исполнением закон-ва о защите прав несовершен-х и молодежи; разработка и осуществление совместно с другими гос.органами и общ-ми объединениями согласованных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежы и охране их прав.Полномочия прокурора по надзору за исполнением законод-ва о несовершеннолетних неимеют своей специфики,так как зависит от той или иной отрасли надзора.Задачи органов прокуратуры состоят в том,чтобы используя положения по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов,обеспечить гарантии прав и законных интересов несоверш-х,улучшить работу по борьбе с преступностью и правонарушениями, выявлять и укреплять причины и условия.им спсобствующие,добиться возвращения к честной,трудовой жизни каждого оступившегося подростка. 

 
  1. Надзор  за законностью применения мер общественного  воздействия комиссией  по делам несовершеннолетних.

 Если  по угол делу о преступлении, не представляющем большой общественной опасности, или  о совершенном впервые менее  тяжком преступлении будет признано, что несовершеннолетний, совершивший это преступление, может быть исправлен без применения мер уголовного наказания, суд вправе постановить обвинительный приговор и назначить ему принудительные меры воспитательного характера.

 Контроль  за исполнением несовершеннолетними осужденными требований, предусмотренных ему принудительной мерой воспитательного характера, возлагается по постановлению судьи на орган, ведающий исполнением принудительных мер воспитательного характера. В случае злостного уклонения  несовершеннолетнего осужденного в течение срока судимости от исполнения принудительной меры воспитательного характера судья, по представлению органа, ведающего его исполнением, отменяет принудительную меру воспитательного характера и заменяет ее на более строгую.  

 
  1. Надзор  за исполнением законов  о труде несовершеннолетнего.

 К учреждениям  образования относятся: дошкольное учреждение; учреждения, обеспечивающие получение начального ,базового. общего среднего, высшего, средне специального, повышение квалификации(учебные заведения);Учреждения внешкольного воспитания и обучения; социально-педагогические учреждения; специальные учебно-воспитательные учреждения .Осуществляя надзора за исполнением законод-ва этими учреждениями, прокуроры должны обращать особое внимание на выполнение учреждениями образования воспитательных функций, а также на обеспечение права несовершеннолетних на получение обязательного базового образования.Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законод-ва о труде в отношении несоверш-х,требований закона о трудоустройстве, охране труда несовершеннолетних, обеспечении их занятости. Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах.

  1. Прокурорский надзор по делам несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
 
 
  1. Надзор  за соблюдением законов  о предупреждении совершений преступлений в местах лишения свободы.
 
 
  1. Участие прокуратуры в  правотворческой  деятельности и правовой пропаганде.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     58.Прокурорский  надзор по делам  несовершеннолетних  в уголовном судопроизводстве. 

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорский надзор"