Шпаргалка по "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:23, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Прокурорский надзор".

Работа состоит из  1 файл

прокурорский надзор шпоры.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)
  1.   Предмет и система  курса Прокурор  надзор в РБ

 Предмет прокурор надзора составляют общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, с одной стороны, и другими субъектами общественных отношений, вовлеченными в эту деятельность,— министерствами, государственными комитетами, органами исполнительной власти, представительными (распорядительными) органами, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; физическими лицами, — с другой.

 Нормы прокур надзора, имеющие особый предмет  и метод правового регулирования, образуют органическую совокупность, занимая соответственно с этим самостоятельное место в системе права как его отрасль.

 Прокур  надзор разделяется на две основные части — общую и особенную.

 В общей части раскрываются задачи, связанные с укреплением законности и правопорядка, даются понятия законности как социального явления, ее содержание, влияние на совершенствование различных сторон деятельности нашего государства, раскрываются задачи прокуроров, их полномочия в различных отраслях надзора. В одном из разделов курса рассматриваются система, структура органов прокуратуры в различных ее звеньях, порядок формирования органов прокуратуры, требования, предъявляемые к следователям и прокурорам.

 В особенной части курса раскрываются сущность, задачи и полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законов в различных отраслях и основных направлениях деятельности прокуратуры.

  1. История создания и развития органов прокуратуры в РБ.

 История создания органов прокуратуры РБ берет свое начало с конца 1921 года, когда в соответствии с решениями II съезда деятелей юстиции Белоруссии в БССР были созданы органы охраны революционной законности.

 В аппарате Наркомата юстиции БССР был образован  отдел охраны революционной законности в составе заведующего отделом (нарком юстиции) и товарищей прокурора. Такие же отделы были созданы и  на местах.

 Прокуратура учреждалась на правах отдела в составе  Наркомата юстиции. Во главе прокуратуры  в качестве прокурора республики стал Народный комиссар юстиции, который  был ответственен перед Президиумом  ЦИК БССР и подотчетен ему.

 Прокуратура осуществляла надзор за точным исполнением законов путем проверки законности действий служащих государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан, опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения против виновных уголовного преследования, непосредственного надзора за деятельностью органов дознания и следствия, а также органов Госполитуправления. В компетенцию прокуратуры входило также осуществление надзора за законностью и обоснованностью судебных решений и правильностью содержания заключенных под стражей.

 Прокурору Верховного Суда СССР были даны широкие  права: право законодательной инициативы, право совещательного голоса в заседаниях Президиума ЦИК СССР, коллегий наркоматов и другие.

 Конституция СССР 1936 года закрепила сложившуюся  систему органов прокуратуры, определила задачи и основные начала организации и осуществления прокурорского надзора в СССР.

 С распадом Союза ССР Прокуратура СССР перестала  существовать как самостоятельный  государственный орган. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете и на основании Конституции БССР, Верховный Совет БССР образовал на базе действующих на территории республики органов прокуратуры единую систему органов - Прокуратуру Республики Беларусь, возглавляемую Генеральным прокурором Республики Беларусь.

 После образования Республики Беларусь как  суверенного государства Закон  о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года действовал на территории республики лишь в той части, в которой  он не противоречил ее законодательству.29 января 1993 года был принят Закон Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь” (далее закон “О прокуратуре”), который действует в настоящее время с внесенными в него изменениями и дополнениями.

  1. Сущность прокурорского надзора.

 Прокур надзор — специфическая деятельность органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства и состоит в проверке точности исполнения законов, действующих на его территории. Прокур надзор — самостоятельный, специфический вид гос деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять никакие другие гос, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физич лица.

 Прокурор, осуществляющий надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов представительной, исполнительной или судебной власти, а в их совокупности, объединяемых общей системой государства, приводя интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных и физич лиц в соответствие с интересами гос-ва в целом.

 Самостоятельность прокурорского надзора определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РБ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных нарушений.

 Органы  прокуратуры занимают особое место  в гос системе РБ. Имея функциональное отношение к каждой ветви власти, они, тем не менее, не относятся ни к одной из них.

 Прокур  надзор как особый вид гос деятельности, направленной на исполнение законов в РБ, предполагает недопустимость вмешательства в его осуществление.

 Под термином прокур надзор следует понимать:

 а) специфический вид гос деятельности;

 б) самостоятельную  отрасль юрид науки;

 в) учебную  дисциплину.

 Прокурор — это действующие в пределах своей компетенции Ген прокурор РБ и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры.

 Прокурорские работники — прокурор, следователь прокуратуры, стажер прокуратуры. 

 
  1. Прокурорская  власть и ее особенности.

 прок-кий  надзор-это особая форма осущ-ния  гос.деят-ти направленная на обеспечение  законности и укреплению правопорядка.Единому  по своему содержанию прокур-кий надзор  присуще политическая,правовая,социальная и правовая природа, которые можно выделить лишь условно,так как они  тесно взаимосвязаны между собой.Политич.природа института ПН состоит в том,что он способствует укреплению режима законности,тем самым повышает роль и авторитет законов в гос-ве,это отражается на общем состоянии законности в целом.Соц.природа ПН обусловлена хар-ом прокурорских влыстных полномочий,их существенных отличиями от осуществления законодательной и суд.власти.Правовая природа ПН обусловлена:местом органов прок-ры в системе органов гос-ва;специфичность функцион. обязанности органов прокуратуры, пределами осуществления надзора.Прокуратура выступает как носитель гос.властных полномочий в обеспечении законности.Гос-во наделно органами прок-ры опр.объемом власти для осуществления надзора.Поэтому прокурорская власть-это реализуемая воля гос-ва,направляемая на соблюдение законов и способы реализации.Эта власть специфична: общие признаки гос.власти;цель власти.Властные полномочия, прокурора имеют ряд особых полномочий:осуществление их от имени гос-ва;независимость власти прокурора; обусловленность, применение властных полномочий к правонарушению;многообразие правовых средств реализации властных полномочий,применение их обусловлено широкой компитенцией органов прокурорского надзора органов и конкретными направлениями прокурорской деят-ти; зависимость объема властных полномочий от степени соц.опасности правонарушений; приминение властных полномочий прокурора без вмешательства в производственную деят-ть предприятий, учреждений, организаций. Прокур.надзор-деят-ть органов прокуратур направленная на обеспечение верховенства закона,в целях охраны прав и свобод граждан,законных интересов гос-ва,субъектов хозяйствования, предприятий,учреждений,общественных объединений на всей территории республики при эта деят-ть направленная на:выявить нарушение закона;добиться его устранения;привлечь виновное лицо к ответственности.Деят-ть прокуратуры выполняет возложенные на ее функции д.б. независима от органов власти и управления, СМИ, объединений,предприятий.Профессиональные особенности деятельности прокуроров определяются содержанием прокурорской деятельности в целом и складывающимся разделением труда внутри прокуратуры. Существует серьёзная разница между прокурорами-руководителями и прокурорами-исполнителями (прокуроры отделов, помощники) по объёму компетенции. Прокурор руководитель принимает все решения в рамках компетенции органа; прокурор-исполнитель только готовит их. Прокурорская деятельность осуществляется в строго процедурно-нормативном порядке, которые определяет содержание работы отдельных прокуроров и означает, что основные виды действий осуществляются ими на основе предоставленных им полномочий, в форме, предусмотренной законом, и при наличии существующих оснований. Это влечёт различную степень самостоятельности и ответственности прокуроров, порождая, во всяком случае, необходимость основательного овладения материально-правовыми и процессуальными нормами и, главное, постоянного уважения к ним. Конечно, деятельность прокуратуры, хотя и распространяется на все сферы жизни общества, не только направляется, но и ограничивается законом. Как известно, прокурор не вмешивается в оперативно-хозяйственную или социально-культурную деятельность: ограничивая себя, он реагирует только на нарушения закона. Реальное содержание различных направлений прокурорского надзора, разумеется, может и должно меняться в зависимости от реального социального развития и потребностей правоохраны. Но работа прокурора в этой области инициируется на основе закона, осуществляется в рамках закона и прямо указанными в законе методами (предупреждение, беседа, протест и пр.) В отличие от судьи и в значительной мере от следователей отдельные прокуроры обладают значительно меньшей должностной самостоятельностью. Практически все важнейшие решения принимаются от имени прокурора, возглавляющего орган прокуратуры, а соответственно и должны быть им утверждены или санкционированы. В сфере прокурорской деятельности невозможно автоматическое применение закона, а, следовательно, усмотрение прокурора играет самую серьёзную роль. Как профессионалов это обязывает прокуроров к самостоятельному мышлению, к овладению соответствующими приёмами правореализационной техники. Самостоятельность прокурорской деятельности должна быть подкреплена определёнными гарантиями. 
 
 

 
  1. Форма правоотношений реализации прокурорской власти.

 Среди форм реализации правовых норм особое место занимает применение права  как комплексная властная деятельность прокуратуры по защите прав и свобод граждан, сочетающая в себе разные правоприменительные акты. анализируются стадии правоприменительной деятельности прокуратуры как определенной последовательности действий, выполняемых в ходе применения прокуратурой норм права. При этом полномочия прокуратуры обладают существенными особенностями, что предопределяет необходимость конституционного уровня их нормативно-правового закрепления. С этим связано и то обстоятельство, что прокурорский надзор в части, касающейся контроля за законностью правовых актов, содержит признаки конституционного надзора, так как прокуратура наделена правомочиями по опротестованию неконституционных правовых актов поднадзорных субъектов. Функции прокуратуры на стадии реализации отраслевого статуса граждан в процессе надзора за соблюдением личных, политических и социально-экономических прав и свобод весьма обширны, что представляется вполне оправданным с точки зрения защиты прокуратурой частных интересов. Сужение же сферы прокурорского надзора до надзора за исполнением ряда законов было бы неверным, искажающим саму суть законодательного определения места и роли прокуратуры, целей ее деятельности по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности. Приказы Генерального прокурора, определяющие направления деятельности прокуратуры, должны в полной мере учитывать и исходить из конституционно значимых целей прокурорского надзора в соответствующей сфере общественных отношений.

  1. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

 Деятельность  прокуратуры строится на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы единства и централизации, независимости и гласности.Органы прокуратуры: Составляют единую и централизованную систему - прокуратуру РБ с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген прокурору РБ; Осуществляют свою деятельность на основе законности, в соответствии с Конституцией РБ и законами РБ; Осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов гос власти и управления, должностных лиц, СМИ, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами РБ;Принимают меры по пресечению нарушений закона;Взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка; Действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности и равно государственной и иной охраняемой законом тайны.

 Принцип единства означает, что все территориальные  и специализированные прокуратуры, действующие на территории Республики Беларусь, составляют единую систему.Принцип  централизации означает, что подчиненность прокуратуры идет только по вертикали: нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему, а все прокуроры - Генеральному прокурору Республики Беларусь.Централизация органов прокуратуры предусматривает такую форму образования этих органов, как назначаемость. Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором Республики Беларусь.Принцип законности в деятельности органов прокуратуры означает, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с Конституцией РБ и законами РБ. Органы прокуратуры принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения. Этот принцип организации и деятельности прокуратуры обеспечивает:1. равенство всех и каждого перед законом;2. обязанность прокуроров не только выявлять нарушения, но и своевременно устранять эти нарушения;3. обязанность прокуроров принимать меры к восстановлению прав и законных интересов граждан;4. обязанность прокуроров принимать меры к привлечению лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, к установленной законом ответственности.Органы прокуратуры взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка. Формы взаимодействия складываются в зависимости от задач, стоящих перед тем или иным органом. Наиболее распространенные:1. организация и проведение межведомственных совещаний;2. организация и проведение совместных проверок исполнения законов;3. совместная разработка плана мероприятий по борьбе с нарушениями законов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  1. Система и структура органов  прокуратуры.

 Конституция РБ определяет, что прокуратура составляет единую и централизованную систему  с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген прокурору  РБ. Закон «О прокуратуре» определяет основные принципы организации и деятельности прокуратуры: органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением НПА на территории РБ, а также исполняющими иные функции, определенные законодательными актами.Действуют органы прокуратуры на принципах законности, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.Система органов прокуратуры:

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорский надзор"