Криминальные учеты как средство информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:02, реферат

Описание

Учеты органов внутренних дел[118], в которые входят криминалистический, криминологический, оперативный, оперативно-справочный, розыскной, профилактический и административный, являются одним из средств ОРД. Каждый из них имеет свой характер, свои объекты и обеспечивает необходимыми сведениями правоохранительные функции различных подразделений и служб органов внутренних дел. Однако наиболее полно удовлетворяют информационные потребности ОРД оперативно-справочные, розыскные, криминалистические и оперативные учеты, их можно интегрировать под общим названием “криминальные учеты”.

Работа состоит из  1 файл

Криминальные учёты в ОРД.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

§ 1. Криминальные учеты  как средство информационного обеспечения  оперативно-розыскной деятельности

 

 Учеты органов внутренних дел[118], в которые  входят криминалистический, криминологический, оперативный, оперативно-справочный, розыскной, профилактический и административный, являются одним из средств ОРД. Каждый из них имеет свой характер, свои объекты и обеспечивает необходимыми сведениями правоохранительные функции различных подразделений и служб органов внутренних дел. Однако наиболее полно удовлетворяют информационные потребности ОРД оперативно-справочные, розыскные, криминалистические и оперативные учеты, их можно интегрировать под общим названием “криминальные учеты”.

Таким образом, криминальные учеты - это систематизированные особым образом информационные массивы данных (сведений) о лицах, фактах (событиях), предметах по их признакам, предназначенные для эффективного информационного обеспечения задач оперативно-розыскной деятельности; они формируются в виде картотек (в т.ч. фото-, кино-, видеотек), коллекций, дел, автоматизированных банков данных (АБД).

Положения ч.3 ст.6, ч.1 ст.10 и др. Закона об ОРД конкретизируют конституционное положение о  том, что хранение определенных сведений о личной жизни граждан без  их согласия возможно только на основании  федерального закона[119]. Порядок формирования и пользования информационными системами определяется ведомственными нормативными актами МВД России[120].

Назначение криминальных учетов принято рассматривать в  трех направлениях:

- управленческое, обеспечивающее руководителей всех уровней информацией о структуре и динамике преступности, результатах борьбы с ней, силах и средствах ОВД, участвующих в этой деятельности;

- оперативно-розыскное, необходимое для повышения эффективности работы по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, проведению профилактических мероприятий, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников и похищенного имущества;

- оперативно-служебное, обеспечивающее сбор, обработку, хранение и выдачу справочной информации.

К ведению  учетов предъявляются такие требования, как:

- точность - каждый объект должен быть подробно описан по всем присущим ему одному признакам;

- своевременность - необходимо своевременно выявлять и регистрировать объекты, подлежащие учету;

- полнота - должны быть учтены все объекты, подлежащие учету;

- простота и удобство - наличие унифицированных, несложных для заполнения, но охватывающих все признаки объекта учета документов, карточек; широкое применение автоматизированно-поисковых систем;

- целенаправленность - четкое разграничение сведений в зависимости от информационной потребности субъектов ОРД и выбор оптимального управленческого уровня системы МВД для организации учета.

К объектам криминального учета относится информация:

- о лицах (в т.ч.  неопознанных трупах);

- событиях (фактах, явлениях);

- предметах (вещах  и имуществе).

Наибольший массив учета  занимают лица, совершившие правонарушения и представляющие в связи с этим оперативный интерес; психически больные, представляющие опасность для окружающих (состоящие на специальном учете органов здравоохранения); без вести пропавшие, преступники, объявленные в розыск, больные и дети, которые в силу болезненного состояния или возраста не могут сообщить о себе сведений; неопознанные трупы граждан; лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (в т.ч. на конфиденциальной основе).

События как объекты учета - это факты зарегистрированных (в любом виде) правонарушений (в т.ч. преступлений), факты блокирования объектов оперативного обслуживания (установки специальных средств, расстановки специальных сил) и др.

Предметы - вещи и иное имущество, похищенное, изъятое, выявленное в ходе следственных, оперативно-поисковых и иных мероприятий (утраченные документы, оружие, предметы антиквариата, орудия преступления, автомототранспорт, грузы, домашние животные, имеющие индивидуальные номера или отличительные особенности).

Система организации  криминальных учетов соответствует  трехуровневой системе построения ОВД.

1. На уровне горрайлинорганов - местные учеты, ведущиеся аналитической группой или специально выделенным сотрудником и экспертом-криминалистом (экспертно-криминалистические учеты).

2. На уровне МВД,  ГУВД, УВД субъектов федерации,  УВДТ (ОВДТ) - региональные учеты, которые ведутся, соответственно, в информационном центре (ИЦ) и экспертно-криминалистическом подразделении (ЭКП) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ).

3. На уровне МВД  России - федеральные учеты, ведущиеся в Главном информационном центре (ГИЦ) и Экспертно-криминалистическом центре (ЭКЦ) МВД России (см. схему 3). Два “верхних” уровня учетов называются централизованными.

Схема 3 Система организации криминальных учетов

Практика регистрации информации выработала следующие основные формы ведения учетов:

  • картотеки;
  • фото(видео)теки (видеобанки);
  • дела;
  • коллекции и следотеки;
  • автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС), АБД (или банк криминальной информации - БКИ).

Особенности некоторых видов учета обусловливают использование на местном уровне устаревшей формы учетов - журналов.

Структура местных учетов представлена следующими объектами и формами.

1. Картотека лиц, представляющих оперативный интерес (формируется из алфавитно-справочных карточек - АСК):

а) взятых на учет по розыскным  делам;

б) разыскиваемых по ориентировкам  других органов;

в) взятых на учет по делам  предварительной оперативной проверки;

г) требующих оперативного контроля, наблюдения и предупредительных  мер:

  • привлекаемых к уголовной ответственности, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу;
  • осужденных к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора;
  • осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
  • освобожденных от уголовной ответственности по амнистии;
  • освобожденных из мест лишения свободы;
  • находящихся под административным надзором;
  • сбывающих наркотические вещества;
  • психически больных, представляющих опасность для окружающих (состоящих на учете в органах здравоохранения);
  • несовершеннолетних, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН);
  • иных лиц, учет которых предусмотрен нормативными актами МВД России.

Алфавитно-справочные карточки заполняют сотрудники, принявшие  решение о постановке указанных лиц на учет. Одновременно они же составляют информационно-поисковую карточку (ИПК), а на особо опасных рецидивистов и квалифицированных преступников - идентификационную карту (ИК) для направления в ИЦ МВД, ГУВД, УВД (постановка на централизованный учет), а также материальный носитель в фотовидеотеку горрайлиноргана.

Фототека (видеотека) используется для опознания преступников и установления лиц, представляющих оперативный интерес.

В целях обеспечения  быстрого поиска необходимой информации, по усмотрению руководителя горрайлиноргана, из дубликатов АСК могут формироваться дополнительные массивы по признакам: “Кличка (прозвище)”, “Способ совершения преступления”, “Особые приметы” и др.

2. Картотека нераскрытых преступлений позволяет выявлять преступления, совершенные аналогичным способом, а также проверять причастность к преступлениям лиц, проходящих по оперативным и иным материалам, доставленных в ОВД, задержанных и арестованных.

Картотека формируется  из справочных карточек на нераскрытое  преступление (СК-НП в ОВД и ИПК-ПР в автоматизированный банк данных ИЦ).

3. Картотека похищенных, бесхозных, изъятых, выявленных вещей и имущества (оружия, автомототранспортных средств, скота и др.) дает возможность устанавливать их принадлежность, что способствует раскрытию преступлений.

Картотека формируется  из карточек “на вещь” (СК-В в  ОВД и ИПК-В в ИЦ).

4. Картотека огнестрельного (в т.ч. охотничьего) оружия, находящегося в организациях (предприятиях, учреждениях), а также у граждан на законном основании, позволяет целенаправленно проводить предупредительные мероприятия, устанавливать принадлежность изъятого и выявленного оружия; ведется в ОВД инспекторами разрешительной системы и состоит из карточек на зарегистрированное оружие. Для постановки на учет в АБД МВД, ГУВД, УВД направляется ИПК-Р (для формирования АИПС “Оружие”).

Экспертно-криминалистические учеты на местном уровне представлены в двух формах:

  • дактилокарты лиц, представляющих оперативный интерес (картотека)[121];
  • фотоснимки следов рук (пальцев, ладоней) с мест нераскрытых преступлений (следотека).

Региональные  учеты

Структура региональных учетов представлена оперативно-справочными, криминалистическими и розыскными учетами.

Оперативно-справочные учеты

1. Учет лиц (пофамильный и дактилоскопический):

  • совершивших преступления, материалы на которых без возбуждения уголовных дел направлены для применения мер общественного воздействия;
  • совершивших общественно опасные деяния, помещенных по решению суда в психиатрические больницы для принудительного лечения;
  • проходящих по делам оперативного учета (в соответствии с Законом об ОРД и нормативными актами МВД России);
  • иностранцев, проживающих за границей, находящихся под следствием; арестованных и отбывающих наказание в России (АИС “Криминал И Наказание”).

Объектами учета являются граждане России, иностранцы и лица без гражданства (ЛБГ), обвиняемые в совершении преступлений и осужденные за их совершение.

2. Учет преступлений и правонарушений:

  • преступлений с участием иностранцев и ЛБГ (АИС “Криминал И Преступление”);
  • административных правонарушений иностранцев и ЛБГ (АИС “Криминал И АДМпрактика”);
  • дорожно-транспортных происшествий с их участием (АИС “Криминал И ДТП”).

Учеты ведутся в виде картотек, составляющих региональный банк криминальной информации (РБКИ), а  также информации, введенной в АБД “Республика”, “Область”.

Формами учетных документов для  АБД являются алфавитная и дактилоскопическая карточки на осужденного (арестованного).  

Криминалистические учеты

1. Учет лиц (антропофизиологические, социально-психологические и криминальные портреты):

  • особо опасных и квалифицированных преступников;
  • без вести пропавших, неизвестных больных и детей;
  • неопознанных трупов граждан.

2. Учет преступлений (обстоятельства и способ совершения) с окраской:

  • межрегиональная и международная направленность;
  • особая жестокость и серийность; 
  • в отношении детей.

В рамках РБКИ ведутся следующие подсистемы криминалистического учета преступников и преступлений:

а) подсистема “Досье” - концентрирует сведения на особо опасных и квалифицированных преступников. В подсистеме “Досье” могут создаваться более мелкие системы учета обозначенных категорий преступников. Так, Федеральный банк криминальной информации приступил к формированию ИС “Досье-Мошенник”[122]:

  • на лиц, совершивших на территории России хищения путем мошенничества;
  • юридических лиц, подозреваемых в заключении заведомо невыполнимых договоров на поставку товаров.

Данные подсистемы “Досье”  интегрированы с централизованной фотовидеотекой ГИЦ МВД России.

б) подсистема “Насилие” - содержит сведения о нераскрытых и раскрытых особо опасных (квалифицированных) насильственных преступлениях, если есть основания ожидать повторения их теми же лицами или обученными ими другими правонарушителями.

По согласованию со службами криминальной милиции следователи могут передавать в подсистему данные о подозреваемых, потерпевших, погибших, свидетелях, связях виновных лиц как дополнительную информацию о событии преступления.

Информация о работе Криминальные учеты как средство информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности