Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 08:07, реферат

Описание

1. Предмет и объекты экспертизы следов транспортных средств.


Вопросы разрешаемые криминалистической экспертизой транспортных средств.

2. Экспертиза следов колес.

Методика производства экспертизы и оформление материалов.


3. Идентификация транспортных средств по отделившимся деталям и частям.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

     Криминалистическая  экспертиза следов транспортных средств 

     1. Предмет и объекты экспертизы  следов транспортных средств.  

     Вопросы разрешаемые криминалистической экспертизой  транспортных средств.

     2. Экспертиза следов колес. 

     Методика  производства экспертизы и оформление материалов.  

     3. Идентификация транспортных средств  по отделившимся деталям и  частям.  

     Экспертиза  осколков рассеивателей фар и  указателей поворотов.  

     Методика  производства экспертизы и оформление материалов.  

     Трасологическая экспертиза представляет собой один из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз. Ее содержание отличается своими особенностями, которые заключаются в том, что для трасологической экспертизы характерно исследование следов-отражений для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов.

     Предметом трасологической экспертизы, как  вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить из поставленных перед экспертом  вопросов и имеющихся объектов экспертизы.  

     Объектами трасологической экспертизы являются следы-отражения, то есть материально-фиксированные отражения единичных объектов - предметов, людей, животных.  

     Объектами экспертизы транспортных средств являются:  

     - слепки с объемных и оттиски  с поверхностных следов;  

     - фотоснимки следов, изготовленные  по правилам масштабной измерительной  фотографии;  

     - предметы со следами (одежда, обувь) ;  

     - части или детали транспортного  средства (шина или шины автомобиля, осколки фарных рассеивателей,  указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасочного покрытия;  

     - человек или труп, если на теле  обнаружены следы шин в виде  ссадин и кровоподтеков (назначается  комиссионная экспертиза с участием  судебно-медицинского эксперта) .  

     Перед экспертом-трасологом ставятся вопросы в зависимости от объектов и предмета исследования, целей и задач исследования необходимых для разрешения трасологической экспертизой.  

     Рассмотрим  три основные группы вопросов, которые  могут быть поставлены эксперту трасологу.  

     Вопросы, относящиеся к установлению групповой принадлежности транспортных средств:  

     - каким видом транспорта оставлены  следы?  

     - соответствуют ли форма, размеры  и взаимное расположение следов  соударению автомобилей (транспортных  средств) определенных типов,  видов, марок?  

     - какова модель шины, оставившей  следы на месте происшествия?  

     - мог ли данный вид транспорта  оставить эти следы?  

     Вопросы, относящиеся к установлению конкретного  транспортного средства: - не данным ли транспортным средством оставлены  следы?  

     - одним и тем же или несколькими транспортными средствами оставлены следы?  

     - не данной ли шиной оставлены  следы на месте происшествия?  

     Вопросы, относящиеся к установлению целого по частям: - не принадлежат ли обнаруженные на месте дорожного происшествия части деталей поломанным деталям данного транспортного средства?  

     - не составляли ли ранее единое  целое осколки стекла, частицы  краски, обнаруженные на месте  происшествия и на транспортных  средствах?  

     2. Методика производства трасологической  экспертизы транспортных средств как и всякой другой криминалистической экспертизы состоит из следующих стадий:  

     - предварительное исследование;  

     - детальное исследование;  

     - оценка результатов исследования;  

     - оформление материалов экспертизы;  

     На  стадии предварительного исследования эксперт знакомится с поступившими материалами, изучает состояние упаковки и объектов, соответствие объектов указанных в постановлении о назначении экспертизы, при необходимости фотографирует упаковку, знакомится с материалами дела, запрашивает дополнительные материалы.  

     Рассмотрим  более подробно три последующие  стадии исследования диагностической  экспертизы, выясним их особенности.  

     Детальное исследование - это стадия более  глубокого изучения объектов экспертизы.  

     Исследование  вещественных доказательств, как правило, начинаются с осмотра и изучения следов или гипсовых слепков, изъятых с места происшествия.  

     При осмотре объектов экспертизы нужно  придавать значение характеру следов, принимать во внимание, каким веществом  образованы следы наслоения и на каком материале.  

     Во  время осмотра следов выясняется, позитивные они или негативные, какая  часть протектора, в каком объеме и с какой степенью четкости в  них отражена, достаточно ли имеющегося отражения, чтобы решить поставленный вопрос. Если исследуемый слепок с объемного следа, важно выяснить, на каком материале образован след, состояние материала, глубину следа, когда и каким способом изготовлен исследуемый слепок.  

     Когда след поступил на исследование вместе с объектом, на котором он находится, необходимо определить, где и в каком положении данный объект был на месте происшествия. В результате эксперту удается более объективно представить себе условия, в которых образовался след шины и факторы, которые могли вызвать деформацию в отражении протектора.  

     Возможность определения модели шины по ее следу  обуславливается тем, что каждой модели свойственны свои специфические  признаки, которые отражаются в следах, поддаются фиксации и изучению. Это, прежде всего, размеры шины в целом, ширина беговой дорожки, рисунок протектора и размер отдельных его элементов.  

     В следе, исследуемом в натуре и  по фотоснимку, в первую очередь  предстоит выявить конструктивные признаки образовавшей его модели шины для последующего их сравнения со специальными справочными материалами.  

     Самой благоприятной ситуацией является, когда в следе достаточно четко  отражена полная по ширине часть беговой  дорожки. В этом случае исследование сводится к измерению ширины отражения  беговой дорожки и анализу  рисунка протектора, конфигурации его элементов. При этом необходимо учитывать, что ширина беговой дорожки, измеренная по следу, может быть несколько меньше фактической, в случае неполного или нечеткого отражения ее краев в поверхностном следе.  

     Названных двух параметров - ширины беговой дорожки и рисунка протектора чаще всего уже достаточно для того, чтобы определить модель шины, выделить ее из числа всех других, особенно когда рисунок своеобразен и не копирует другие хотя бы некоторыми своими элементами.  

     При неполном отражении ширины беговой дорожки, но отчетливом различении части рисунка протектора модель шины устанавливается по рисунку и размерам отдельных его элементов. Сначала сравнивается со справочными материалами та часть рисунка протектора, которая отражена в следе. Если рисунок оригинален и совпадает только с одной моделью шины, этого достаточно для вывода о модели. Если же отраженный в следе фрагмент рисунка встречается у шин нескольких моделей, для окончательного вывода необходимо сравнивать размеры тех элементов рисунка, которые отражены в следе.  

     Подлежащие  измерению параметры выбираются с учетом характера фигур, составляющих исследуемый рисунок. Ромбовидные  выступы, например, измеряются по их продольным и поперечным диагоналям, зигзагообразные  по их ширине и расстоянию между вершинами смежных углов. В фигурах, имеющих четко выраженные углы, нужно измерить их угловые величины. Те же измерения делаются и на масштабных изображениях, приведенных в справочных материалах.  

     В процессе сравнения и при оценке результатов необходимо учитывать, что отдельные размеры могут не совпадать.  

     Это объясняется: - нечеткостью отражения  протектора в следе и неизбежными  при этом ошибками измерений; - деформацией  протектора, его выступающий частей под действием нагрузки на шину; - износом протектора.  

     Выступы на беговой дорожке имеют в  сечении форму трапеции, с меньшим  основанием вверху, поэтому по мере износа протектора площадь выступов, соприкасающаяся с дорогой постепенно увеличивается, в зависимости от степени износа разница в длине  и ширине может достигать 2-3 мм. При значительном износе протектора наиболее ценную информацию будут нести угловые величины фигур.  

     Общий вывод по результатам исследования может быть либо определенным, когда  установлена одна конкретная модель шины, либо альтернативным с указанием двух или более равновероятных моделей и объяснением причин этого.  

     Далее рассмотрим стадию оформления материалов, исследовательская часть заключения начинается краткой характеристикой  поступивших на исследование объектов, в частности предмета, на котором находится след, или объекта содержащего результаты фиксации следа.  
 

     Затем идет описание следа вместе с данными  о его виде, размерах, качестве отражения  протектора. При описании рисунка  протектора сосредотачивается внимание на той части, которая отражена в следе: общий вид, форма и размеры основных элементов, степень выраженности.  

     После выполнения сравнительного исследования требуется изложить его результаты, приводятся источники, из которых использованы справочные материалы. Перечисляются обнаружившиеся в следе признаки, которые совпадают с особенностями той или иной модели шины, дается их криминалистическая оценка. Если модель шины почему-либо не установлена или эксперт не смог прийти к категорическому выводу об одной модели, надо указать причины, обусловившие такой результат, либо назвать вероятные модели.  

     Вывод по экспертизе фиксируется в виде ответа на поставленный вопрос. Если при  исследовании следов выявлены броские  особенности шины, эксперт указывает  о них в своем выводе, такие данные важны для организации розыска шины.  

     В качестве иллюстрации к заключению об установлении модели шины прилагаются  фотоснимок общего вида объекта экспертизы и отдельно более крупным планом фото снимок следа. Помещать фотоснимок рисунка протектора из справочных материалов не всегда целесообразно, однако в отдельных случаях использование таких снимков необходимо, когда след нечетко отражает небольшую часть протектора или когда использовались другие справочные материалы.  

     Другой  вид экспертизы по следам транспортных средств - это идентификационная экспертиза, то есть установление конкретной шины, оставившей след на месте происшествия. Как и в других идентификационных экспертизах, исследованию подвергаются разные виды объектов: следы, если они изъяты вместе с предметом, или результаты их фиксации (слепки, оттиски, фотоснимки) , а так же шина или несколько шин.  

     Направление на экспертизу вместо проверяемой шины ее экспериментальных следов нельзя считать правильным. Не изучив непосредственно  шину и используя только экспериментальные следы, невозможно определить идентификационную значимость деталей строения протектора, отличить групповые признаки от единичных, определить устойчивость их отображения.  

     При осмотре следов особое внимание уделяется  физическим свойствам поверхности, на которой образован след, поскольку от них зависят полнота и качество отражения протектора в следе.  

Информация о работе Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств