Журналистский образ как средство организации журналистского произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Журналистский образ как средство организации журналистского произведения. Гносеологические корни публицистического образа. Образ автора в журналистском произведении. Средства выявления образа автора журналистского произведения. Выявление журналистского образа на примере творчества Нины Гечевари (журнал «COSMOPOLITAN», Россия).

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Журналистский образ как средство организации журналистского произведения.......................................................................................................
1.1 Гносеологические корни публицистического образа......................5
1.2 Образ автора в журналистском произведении...................................................................... 18
1.3 Средства выявления образа автора журналистского произведения...................................................................................................25
2. Выявление журналистского образа на примере творчества Нины Гечевари (журнал «COSMOPOLITAN», Россия)..............................................................33
2.1 Круг тем, интересующих Нину Гечевари...............................................33
2.2 Доминанта творчества автора – ирония................................................34
2.3 Средства создания иронии и воздействующей функции.....................35
Заключение..........................................................................................................38
Список использованной литературы и источников ................................40

Работа состоит из  1 файл

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

-явления фонетического уровня и графика;

-явления морфологического уровня и словообразование;

-явления лексического уровня и фразеология.

 

5.2 Фонетические и графические средства

В качестве средства привлечения внимания в современных текстах используются и заглавные буквы: Торты, Пирожные, Дни Рождения!!! Этот прием в известной мере характеризует и автора.

Использование иностранной графики также довольно широко представлено в современной прессе. Этот графический прием настраивает читателя на то, что автор компетентен в зарубежной тематике.

 

5.3 Лексические и фразеологические средства

 

5.4 Элементы жаргонов и сленгов

Следует отметить, что та часть словарного состава русского языка, которая является стилистически нейтральной, лишь в незначительной степени участвует в формировании речевого образа публициста. Наиболее ярко эта функция проявляется у слов, обладающих ярко выраженной коннотацией. Таковы, например, слова из сленга, в общем известные большинству читателей молодого и среднего возраста.

 

5.5 Цитаты и парафразы

Цитатность текстов средств массовой информации в наши дни находит параллели и в словесном художественном творчестве, где в соответствии с постулатами постмодернизма порой создаются произведения, представляющие собой многослойные нагромождения цитат.

 

6. Функции отдельных речевых параметров при формировании образа публициста

 

6.1. Обоснование схемы анализа материала

Строго говоря, перед инициатором коммуникативного акта стоит задача доказать, что он действительно не зря обладает правом инициации речевого взаимодействия, т.е. что он хорошо представляет себе, каким образом соответствующий коммуникативный акт должен развиваться. Уместность и нетривиальность сообщения доказывается читателю на нескольких уровнях. В отличие от тележурналиста газетчик не может написать «Оставайтесь с нами». Если человек не взял газету в руки, то надпись такого рода бесполезна, а если взял, то не нужна. Но перед публицистом стоит еще одна задача: убедить читателя в том, что он как собеседник стоит читательского внимания. При оценке образа автора в данном отношении читатель составляет свои суждения о своем, условно говоря, собеседнике, оценивая его по трем параметрам:

-оценка качеств журналиста как профессионала;

-оценка качеств журналиста как носителя узкоспециальных знаний, связанных с той областью общественной жизни, которой непосредственно занимается журналист;

-оценка качеств публициста как социального близкого читателю собеседника.

 

6.2. Составляющие образа публициста-профессионала

Не вызывает сомнений, что для завоевания доверия читателя публицист должен продемонстрировать свою компетентность в области профессионально-журналистского знания. Существуют элементы текста, которые в явном виде дают читателю информацию о профессиональном уровне журналиста: формулировки «наш специальный корреспондент», «наш обозреватель» на ТВ и в прессе вполне определенно ориентируют аудиторию.

 

6.3. Составляющие образа компетентного рассказчика

Образ публициста включает и демонстрацию узкоспециальных знаний, связанных с той областью общественной жизни, которой непосредственно занимается публицист как узкий специалист.  Одним из средств демонстрации своей компетентности в выбранной сфере является использование профессионализмов, т.е. слов или выражений, присущих только данной профессиональной группе[19].

 

Итак, из всего, описанного выше, можно сделать вывод, что система современного публицистического стиля представляет собой сложное взаимодействие различных лексических и синтетических пластов. Они позволяют журналисту пользоваться всем разнообразием лексики для выражения авторского начала. Рассмотрим на примере творчества публициста Нины Гечевари, автора колонки «Смотри, мужчина!» ежемесячного глянцевого журнала для женщин «Cosmopolitan», какие существуют средства выражения авторского «я», и каково общее влияние образа журналиста на журналистские произведения.

 

2 ВЫЯВЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА НИНЫ ГЕЧЕВАРИ (ЖУРНАЛ  «COSMOPOLITAN», РОССИЯ)

 

Основываясь на том, какие средства выражения авторского «я» использует в своих публикациях Нина Гечевари, можно дать общую характеристику её творчества.

 

2.1 Круг тем, интересующих Нину Гечевари

Нина Гечевари является постоянным автором колонки «Смотри, мужчина!», целью которой ставит информирование мужчин о насущных женских проблемах или просто приглашает к размышлению на затрагиваемые темы. Темы, обсуждаемые автором на страницах журнала -  самые различные, но всегда актуальные и интересные. Каждый материал посвящается проблеме, интересующей любую женщину вне зависимости от ее возраста и временных рамок обсуждаемого. Все проблемы и явления автор описывает на примере происшествий из своей собственной жизни. Приведём примеры.

В номере «Cosmopolitan», появившемся в январе 2009 года (приложение 1), Нина Гечевари пишет статью о том, что в России закончился Год семьи, красной лентой в канву которой вплетает призыв стремиться к взаимопониманию со своей второй половинкой. В февральском «Cosmopolitan» (приложение 2) был опубликован материал Нины Гечевари, посвящённый проблемам, связанным с личностным ростом и психологией мужчины. В номере, вышедшем в июне 2008 года, Нина Гечевари в статье под названием «Ребенок внутри» (приложение 3) писала о детстве сквозь призму своего возраста, о нереализованных мечтаниях и надеждах. Так же в своих материалах, вышедших в период с января 2007 года по апрель 2009 года, Нина Гечевари вспоминала о самых неприятных гастрономических открытиях (приложение 4); писала о «мужском» и «женском» месяцах (в преддверии Дня защитника Отечества и Международного женского дня); о чувстве вины (приложение 5). Таким образом, видно, что Нина Гечевари пишет о бытовых и социальных проблемах. Она никогда не касается политики. Её интересуют вопросы повседневной жизни и возникающих в ней странностей и неудобств. В публикациях данного автора большое значение придаётся описанию персонажей. Говоря о своих друзьях и знакомых, Нина Гечевари не просто рассказывает о каких-либо произошедших с ними событиях, но и подробно описывает своих героев, даёт им характеристики.

 

2.2  Доминанта творчества автора – ирония

Во всех проблемах, о которых пишет автор, она всегда старается найти что-то смешное или забавное. Для данного автора характерно ироничное отношение к современному обществу. Какой бы серьёзной ни считалась проблема, Нина Гечевари иронизирует над ней. Она иронизирует и по поводу денег на банковских карточках, и по поводу покупки недвижимости, и по поводу неотапливаемых зимой квартир, и по поводу высоких цен и низкого качества продукции, поступающей на российский рынок.

Автор относится иронически, прежде всего, к себе. И на примере своей собственной жизни, а также на примерах ситуаций, в которые попадают её друзья, показывает читателю, что проблемы, характерные для России, не встретятся больше ни в одной стране, и связано это со спецификой менталитета русского человека. С одной стороны, все с радостью пользуются всеми новшествами, приходящими к нам с Запада, а с другой – не будучи в состоянии принять их такими, какие они есть, переделывают и трансформируют их, приспосабливая к своему образу жизни. Такова, судя по её публикациям, точка зрения Нины Гечевари.

Ирония является доминантой её творчества не потому, что она стремится развлечь своего читателя, а потому, что она просто не знает, как к тому, что она описывает, можно относиться иначе.

Нина Гечевари часто использует ироническую окраску для выражения своего негативного отношения к описываемым событиям. Но намного чаще ироническая окраска используется автором в воздействующей функции, причём воздействие, как правило, заключается в попытке вызвать у аудитории возмущение определёнными событиями, но вместе с этим автор призывает читателя отнестись к описываемому с иронией.

Воздействующая функция – одна из основных функций публицистического стиля, для индивидуальной манеры журналиста она является ведущей. Но Нина Гечевари в своих публикациях не пытается внушить читателю свои взгляды, не требует, чтобы соглашались с её мнением, не хочет внушить читателю катастрофичность положения, в котором сейчас находится общество. В современной публицистике такая позиция – редкость, т. к. большинство авторов считает, что цель их творчества заключается в убеждении читателя в том, что их слова – непреложная истина. Нина Гечевари пользуется воздействующей функцией публицистического текста совершенно в других целях. Она стремится научить читателя не переживать, а смеяться над проблемами, решение которых всё равно зависит не от него одного. 

 

2.3 Средства создания иронии и воздействующей функции

Воздействие осуществляется с помощью доминирующих в текстах Нины Гечевари экспрессивных элементов: обращений; разговорной лексики на фоне книжной и нейтральной; вводных слов; конструкций, выражающих личностное начало; тропов и стилистических фигур. Экспрессивные элементы, помимо воздействующей функции, выполняют функцию оценочную. В публикациях данного автора преобладает негативная оценочность, которая, соседствуя с общим оптимистическим настроем автора (он чувствуется в контексте описываемых автором событий), придаёт оригинальность текстам Нины Гечевари. Кроме того, можно выделить следующие основные черты исследуемых публикаций: использование разнообразных образных средств, правдоподобность описываемого, меткость изображения.

Ещё одна характерная черта публикаций Нины Гечевари – это часто встречающаяся просторечная, разговорная, жаргонная и специальная лексика. Жаргонные слова иногда лишают текст его художественных достоинств, т. к., какие бы цели ни преследовал автор, употребляя в своих текстах жаргонную лексику, эта лексика груба и не с самой лучшей стороны характеризует использующего её человека. Разговорная и просторечная лексика придаёт тексту образность, используется в речевых характеристиках персонажей (имитация живой разговорной речи), но часто является и контактоустанавливающим средством. Это свидетельствует о том, что автор ориентируется на читателя, чья языковая личность достаточно развита на втором уровне, но практически не развита на третьем. Другими словами, Нина Гечевари пишет такие тексты, которые должны быть понятны и интересны даже самым недалёким читателям журнала, т. к. если бы автор ориентировалась исключительно на интеллектуальную, образованную аудиторию, то у неё не возникла бы необходимость в использовании жаргонной и просторечной лексики.

Около 90% лексики публикаций Нины Гечевари – оценочная, 75% – отрицательнооценочная, но наделённая иронической и, реже, комической окраской.

Из вышеперечисленных фактов (частое использование фразеологизмов, в том числе трансформированных, столкновение различных лексических пластов и др.) можно сделать вывод о том, что в текстах Нины Гечевари ярко выражено авторское, творческое начало. Кроме того, для публикаций этого автора характерно сопровождение выражения чувств выражением мыслей, экспрессивность и языковая образность. Особенно часто встречаются образы восприятия и акустические образы. Образы восприятия передают взгляды автора и воздействуют на читателя, формируя у него схожее с авторским отношение к описываемым событиям и явлениям. Акустические образы позволяют сделать текст более убедительным и увлекательным.

Как уже говорилось ранее, в текстах Нины Гечевари часто встречаются слова, наделённые иронической окраской. Для создания иронии автор использует следующие лексические средства: фразеологизмы, окказионализмы, заимствованная и устаревшая лексика, термины и канцеляризмы.

На основе публикаций Нины Гечевари можно сделать некоторые выводы о мире ценностей данного автора, о её идеалах и устремлениях, о стереотипах поведения, методе мышления, социально-жизненных целях и избираемых путях их достижения. Видно, что метод её мышления – доскональный анализ событий и фактов. Результаты этого анализа и читаются в материалах автора. Основные черты характера Нины Гечевари – критический взгляд на происходящие события, но вместе с тем и оптимистичное, ироничное отношение к окружающей действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной курсовой работы был анализ материалов отдельного публициста, выявление в них характерных черт и особенностей образа. Для достижения этой цели в первой части курсовой работы была рассмотрена различная научная литература, посвящённая особенностям образа автора журналистского произведения, публицистической речи, лексике печатного публицистического стиля и языковой личности. Из рассмотренного теоретического материала можно сделать следующие выводы: при анализе материалов определённого автора необходимо учитывать такое понятие, как «языковая личность», т. е. учитывать то, что каждый пишущий автор обладает своим неповторимым лексиконом, изучив который можно охарактеризовать культурное и интеллектуальное развитие данного автора.

Во второй главе данной курсовой работы была дана общая характеристика творчества Нины Гечевари (журнал  «Cosmopolitan, Россия»), а также был произведён анализ средств выразительности в текстах данного автора. В результате было выявлено, что публицист Нина Гечевари интеллектуальна, прогрессивна, обладает высоким культурным развитием, а в структуре её языковой личности наблюдается ярко выраженное творческое начало.

Из сделанных выводов следует, что цели и задачи данной курсовой работы были выполнены. Учитывая то, что практическая часть курсовой работы основывалась на материалах современного публициста, мы можем выявить определённые черты, характерные для всей сегодняшней публицистики и сформулировать несколько рекомендаций, которые могли бы использоваться на практике.

Образ автора зависит от веяний времени, его мировоззрения и мировосприятия, а также от того, насколько важно для журналиста умение подбирать элементы журналистского мастерства, производящие на читателя наибольшее впечатление. Верно и объективно передать действительность посредством слова – достаточно трудная задача для современных публицистов. В материалах авторов-публицистов часто встречается лексика, наделённая иронической окраской. Эта лексика позволяет сделать текст более интересным для читателей. Но всё же ироническая окраска – это разновидность негативнооценочной лексики, поэтому чрезмерное употребление слов, наделённых такой окраской, может привести к тому, что текст будет перенасыщен отрицательным смыслом и у читателя появится желание прекратить чтение, вызывающее у него негативные эмоции, которых ему достаточно и в повседневной жизни.

Так же публицисту необходимо стараться разнообразить лексический состав своих текстов, т. к. обильное насыщение речи шаблонами, стандартными выражениями и автоматически воспроизводимыми фразами говорит об однолинейности и «однопрограммности» его языковой личности, а косвенно также о слабовыраженном творческом начале в её структуре.

Информация о работе Журналистский образ как средство организации журналистского произведения