Журналистский образ как средство организации журналистского произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Журналистский образ как средство организации журналистского произведения. Гносеологические корни публицистического образа. Образ автора в журналистском произведении. Средства выявления образа автора журналистского произведения. Выявление журналистского образа на примере творчества Нины Гечевари (журнал «COSMOPOLITAN», Россия).

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Журналистский образ как средство организации журналистского произведения.......................................................................................................
1.1 Гносеологические корни публицистического образа......................5
1.2 Образ автора в журналистском произведении...................................................................... 18
1.3 Средства выявления образа автора журналистского произведения...................................................................................................25
2. Выявление журналистского образа на примере творчества Нины Гечевари (журнал «COSMOPOLITAN», Россия)..............................................................33
2.1 Круг тем, интересующих Нину Гечевари...............................................33
2.2 Доминанта творчества автора – ирония................................................34
2.3 Средства создания иронии и воздействующей функции.....................35
Заключение..........................................................................................................38
Список использованной литературы и источников ................................40

Работа состоит из  1 файл

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

В современной журналистике эти два подхода используются в различных модификациях. Репрезентативный подход может быть совмещен с интроспективным и наоборот. Репортажное «я» может присутствовать не только в путевых, но и в расследовательских, проблемных и даже портретных журналистских произведениях. Авторское «я», выраженное в таких словосочетаниях, как «я вижу», «я чувствую», «я ощущаю» и т.д., создает эффект физического присутствия автора на месте события. Но авторское «я» очеркового произведения, в отличие от репортажного «я», используется не только для концентрации внимания читателя на внешних приметах события, но в большей степени – для углубления и постижения внутреннего смысла разворачивающегося на глазах журналиста действия. Если в репортаже автор, пытаясь запечатлеть сиюминутность события, ведет повествование в настоящем времени, то очеркист не ограничен подобного рода временными рамками. Поэтому в очерке очень часто авторское «я» используется в качестве вставных конструкций, связанных с личностными воспоминаниями журналиста.

Подобного рода конструкции вводятся автором с определенной целью. Во-первых, чтобы соотнести реальные события с прошлыми; во-вторых, чтобы реконструировать прошлые контакты с героями произведения, которые были у автора раньше; в-третьих, для того, чтобы в ходе своих рассуждений подготовить читателя к определенным выводам. Значение этих вставных конструкций заключается и в том, что они выполняют в тексте определенную композиционно-смысловую роль.

Образ размышляющего автора может быть раскрыт не только через его познание внешнего мира, но и через самопознание и самоанализ. Введение в журналистское произведение авторского «я» всегда имеет мотивированный характер. В одном случае журналист объясняет читателю, чем определен выбор темы выступления или предпринятой им поездки, в другом – сразу выражает суть понимания стоящей перед ним проблемы, в третьем – выдвигает исходный тезис своего выступления и т.д.

Используя такое выразительное средство, как авторское «я», журналист стремится привлечь читательское внимание. Это достигается, с одной стороны, за счет проявления личностного отношения к описываемым событиям, а с другой – за счет интимизации авторского стиля повествования. Исповедальная тональность письма может сразу настроить читателей на чувственное восприятие произведения.

Следующим приемом создания авторского «я» можно назвать объективацию движения публицистической мысли. Суть данного приема заключается в том, что в ходе рассмотрения той или иной проблемы автор выражает свои мысли в форме различных понятий, суждений и умозаключений. В логике данные термины трактуются следующим образом: понятие – мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними. Существенную роль в формировании понятий играют процессы обобщения и абстракции; суждение – «мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной; умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием»[8].

Понятия играют важную роль в процессе осмысления явлений действительности. «Мыслить – это значит прежде всего отражать мир через понятия, посредством понятий, в форме понятий; это значит уметь оперировать понятиями»[9]. Мыслительная работа журналиста всегда ориентирована на выделение существенных признаков предмета, на установление определенных связей между фактами или совокупностью понятий. В очерковом произведении можно встретить единичные, общие, конкретные, абстрактные понятия. При этом наиболее ценится способность автора объединять ранее воспринятые факты и впечатления с новыми, находя при этом определенные взаимосвязи между ними, что помогает не только углубить понимание того или иного описываемого журналистом явления, но и открыть новые грани изучаемого объекта. В этом смысле понятия могут стать смысловой составляющей авторского «я».

Собственные суждения автор может строить, исходя из поставленных вопросов. Вопрос, представляя определенную форму мышления, ориентирует автора на получение ответа в виде некоторого суждения или группы суждений. Задавая те или иные вопросы и отвечая на них, автор тем самым стимулирует ход своих размышлений.

«Произведения журналиста отличаются динамичностью. Журналист, работающий с различными фактами, документами, идеями, может по своему усмотрению их группировать, интерпретировать, описывать события с конца — от следствия к причине, останавливать время, делить его на интервалы, прерывать. В произведении журналиста события оцениваются, рождаются и умирают. Журналист сам задает динамику событию»[10].

Движение журналисткой мысли, как правило, завершается умозаключением. В умозаключении роль авторского «я» не снижается. На основе тех или иных выдвинутых суждений автор приходит к неким обобщенным выводам, тем самым, подводя определенные итоги своей познавательной деятельности. При этом выводы представляют не формализованные по содержанию умозаключения, а своего рода образные обобщения. Все эти мыслительные операции предпринимаются автором не только для того, чтобы убедить читателей в правоте собственной позиции, но и для налаживания коммуникативного контакта со своей аудиторией.

«В наше время важность «сквозного» стилистического единства образа публициста возрастает в связи с тем, что печатный текст с газетной полосы или журнальной страницы, подписанный, например, неким «Иксом», теперь, благодаря развитию электронных средств массовой информации, для всё более широкого круга читателей стал соотноситься не только с определенным кругом уже известных текстов того автора, но и с совершенно определенным человеческим образом: по телевизионным выступлениям мы представляем голос и особенности устной речи, манеру одеваться, жестикуляцию и мимику и т.д. и т.п.

Это создает несоизмеримо более высокие требования к единству образа публициста. В частности, не только его письменная речь должна соответствовать теме и авторской позиции, но и манера устных выступлений и скандальные слухи о нем (нередко редактируемые им же самим) должны работать на завершение профессионального образа, созданного его собственными печатными публикациями или теле- и радиорепортажами.

С одной стороны, современные возможности помогают всесторонне познакомить широкую аудиторию с образом публициста, однако, с другой стороны, не следует упускать из виду тот факт, что слишком большой поток информации воспитывает в аудитории пресыщенность и привычку к поверхностному восприятию сообщений. Новые условия требуют от публициста не только более тщательных прогнозов касательно реакции предполагаемой аудитории, но и известного «спрямления» образа. Этому служат и стандартные заставки в программах ТВ, и привычные из номера в номер рубрики в газете»[11].

Уже была отмечена духовно-практическая природа журналистского творчества, прямая обусловленность его результатов поведением журналиста. Оригинальность замысла обусловлена стилем мышления и, соответственно, набором органичных для данного журналиста методов поиска и обработки информации.

Истоки индивидуального стиля деятельности кроются во взаимодействии мировоззрения и нравственных норм, знаний и умений, интеллекта и чувств, темперамента и характера журналиста. А поскольку комбинаций таких связей великое множество, то и разнообразие творческих индивидуальностей в журналистике потенциально велико.

Обусловленность приемов и методов деятельности личными качествами журналиста двойственна. С одной стороны, она вытекает из природных задатков личности. С другой стороны, эта обусловленность — итог профессиональных навыков и умений, знаний и убеждений, нравственных норм и социально-психологических установок.

Овладение журналистской профессией индивидуализировано. Современный человек с детства погружен в стихию журналистики как читатель, зритель, слушатель. В отличие от какой-либо другой профессии, отгороженной от большинства людей особым категориальным аппаратом, особым типом мышления, журналистская деятельность является «открытой» системой, ориентированной на всеобщее понимание, на активный контакт со всеми людьми.

Печать, радио, телевидение — в ряду основных результатов своей работы — производят и побочный эффект: они пропагандируют приемы и методы самой журналистской деятельности. И если у читателя, зрителя и слушателя существуют природные задатки для журналистского творчества, если присутствует гражданская позиция, стремление вмешаться в ход развития современной истории, то оказывается: опыт чтения газет, слушания радио, просмотра радиопередач может стать школой профессионализма, основанием для выработки самостоятельного, индивидуального стиля деятельности.

Коллективный опыт хранит испытанный, многократно проверенный арсенал средств, к помощи которых прибегает любой журналист. Вместе с тем этот опыт существует как «почва», которую журналисту предстоит обработать самому.

Индивидуальный стиль деятельности характеризуется значимостью тематики, глубиной разработки темы, оригинальностью творческих приемов, совершенством формы произведений.

Воздействие журналистского слова на формирование мировоззрения читателя было и остается главной целью всех средств массовой информации, независимо от того, идет ли речь об идеологических, эстетических или потребительских представлениях той или иной социальной группы читателей или, шире, адресатов средств массовой информации.

Однако все эти соображения основаны на целостном и в общем поверхностном восприятии личности автора публицистических текстов. И они еще требуют поверки методами стилистического анализа. Можно предположить заранее, что в явном виде (т.е. по пунктам и аргументировано) ни один автор свой творческий образ, журналистский образ ни в одном тексте, ни во всех своих текстах не раскрывает. То есть отдельные черты образа публициста приходится вычитывать из текста или даже угадывать за текстом.  

В современной журналистике образ автора соотносится и с особенностями индивидуального стиля журналиста, и со всем строем его сугубо личностного мировосприятия. Если в очерках 60-х и 70-х годов автор выступал «закадровой» силой или в качестве беспристрастного повествователя, то в произведениях последующих десятилетий он становится не только идейным рупором своих героев, но и выразителем собственных мнений, оценок, суждений, позиций и т.д. В современном очерке автор открыто проявляет особенности своего авторского самосознания, смело выступает от собственного «я», наконец, более свободен в проявлении творческой индивидуальности. Из взаимодействия этих и других авторских проявлений и возникает образ автора, являющийся, по мнению теоретиков, основной жанрообразующей категорией.

До недавнего времени не существовало четкого терминологического аппарата по определению данного понятия. Очень часто образ автора соотносили с неким художественным образом, хотя существует большая разница между функцией автора в литературном и журналистском произведениях. Чтобы показать эти различия, следует рассмотреть вопрос о соотношении образа автора с реальной личностью в литературе и в публицистике.

Образ автора в литературном произведении, как правило, не совпадает с реальной личностью писателя. Здесь он выступает в качестве художественного образа, созданного по законам типизации. При этом автор в литературном произведении, с одной стороны, наделен широкими возможностями в изображении героев, а с другой – обладает богатым спектром самовыявления. Именно отсюда и проистекают многообразные разновидности и формы авторства: писатель может выступить и как непосредственный участник события, и как сторонний наблюдатель, и как рассказчик, от лица которого читателю будет поведана история, и как человек, «организующий формально-содержательный центр художественного видения»[12]. Автор является центром того «замкнутого бытия», в границах которого возникает своеобразный художественный мир, существующий по своим законам. Создавая характеры своих вымышленных героев, он в принципе должен знать о них практически все, или почти все, чтобы в итоге воссоздать полнокровные художественные образы людей. Именно это позволило M.M. Бахтину заявить, что «автор не только видит и знает все то, что видит и знает каждый герой в отдельности и все герои вместе, но и больше их, причем он видит и знает нечто такое, что им принципиально недоступно, и в этом всегда определенном и устойчивом избытке видения и знания автора по отношению к каждому герою и находятся все моменты завершения целого – как героев, так и совместного события их жизни, т.е. целого произведения»[13].

Участником этих событий, как уже было отмечено, может быть и сам автор, наделенный, как и его герои, определенными чертами и характеристиками. Автор может вступать в многообразные отношения со своими героями, общаться с ними, но при этом он всегда находится на границе создаваемого им мира как активный творец его, ибо вторжение его в этот мир разрушает его эстетическую устойчивость[14].

Иные функциональные задачи стоят перед автором журналистского произведения. Здесь, как правило, можно встретиться не с вымышленным образом, а с вполне реальным лицом, т.е. с личностью журналиста. Именно это обстоятельство ко многому обязывает при создании образа автора в журналистике. Среди задач, стоящих перед автором журналистского произведения, можно назвать следующие: во-первых, журналист как носитель идейного замысла произведения должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию в отношении описываемых событий и, во-вторых, постараться проявить свою творческую индивидуальность.

В создании авторского образа определяющими элементами являются не только мировоззренческая позиция автора, его жизненные установки и ценностные ориентации, идеи и пристрастия, но и авторская речь. Из всех этих составляющих и рождается образ автора в сознании читателей. От того, насколько он будет положительным или отрицательным, будет зависеть и степень доверительности аудитории к словам и мыслям публициста.

В мировоззренческой позиции автора проявляется совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности журналиста и его отношение к действительности. Мировоззрение личности «складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания: большую роль в нем играют научные, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат цели непосредственной практической ориентации человека в окружающей и природной реальности; кроме того, наука рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Нравственные принципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам»[15]. Автор журналистского произведения, выражая свои мировоззренческие взгляды, тем самым проявляет особенности своего самосознания. Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберет. Можно выделить следующие из них: роль автора как «зеркала» героя, роль автора как лирического героя произведения, роль автора как инстанции анализирующей и оценивающей»[16]. Феномен «зеркального отражения» способствует раскрытию внутреннего мира автора. Реагируя определенным образом на мысли и чувства людей, журналист тем самым выявляет и свои эмоциональные реакции на происходящее.

Информация о работе Журналистский образ как средство организации журналистского произведения