Женская периодика от 1960-х годов до наших дней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 00:03, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть особенности женских периодических изданий в России.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Определить типологию, структуру и проблематику женских журналов в СССР;
2) Изучить типологию, трансформацию и создание новой системы женской периодики в России на рубеже 1991-1999гг.;
3) Охарактеризовать современные женские периодические издания.

Содержание

Введение
1. Типология, структура и проблематика женских журналов в СССР
2.Женская периодика в России в 1991-1999гг. Типология, трансформация и создание новой системы.
3.Характеристика современной российской женской периодики
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

женская периодика.doc

— 404.50 Кб (Скачать документ)

                            В связи с особенностями женской аудитории, ее психологического склада женским изданиям присуща своя характерная стилистика, которую возможно отнести к системообразующим признакам прессы для женщин. Характер женской прессы требует особой мягкой тональности, доброжелательного душевного настроя.

                            При выборе манеры общения с читателем предпочтение отдается задушевной беседе, контактным приемам, которые находят отклик в душе, ведут к взаимопониманию, ориентируют на совместные размышления. Социологические исследования показывают, что женская аудитория выберет скорее публикацию, написанную в доверительном тоне, чем деловую, предпочтет материал, адресованный к эмоциональной сфере, а не к рациональной.

                            Обобщая информацию о характере женских изданий, можно выделить следующие особенности: с одной стороны, душевность, положительный настрой, эмоциональность, близость к своей аудитории, доверительный диалог с нею, ориентированность на совместные размышления о жизни, на просветительские, духовные устремления женщин, а с другой — удовлетворение практических, прикладных интересов женской аудитории[8].

                            Изданиям для женщин не противопоказаны никакие жанры. Но предпочтителен выбор таких, которые позволяют наилучшим образом учесть особенности женской аудитории. Поэтому активно используются диалог, интервью, беседа, острая публицистическая или проблемная статья, портретный очерк. К числу весьма распространенных форм относятся информационная смесь, малые формы прозы и поэзии.

                            Следует отметить популярность эпистолярных жанров, переписки с читателями. У большинства женских изданий имеется богатая почта. Письма читателей публикуются на страницах журналов и газет. Но, даже не будучи опубликованными, они служат источником, поводом для актуальных выступлений, журналистских командировок, конструктивным основанием в разработке той или иной темы. Весьма распространена в женской прессе справочная информация (советы, консультации). Встречаются очерки и зарисовки, хотя они практически исчезли из изданий общего направления. Популярны различные тесты, анкеты, игровые формы и юмор.

                            Есть отличия и в оформлении изданий. Они ориентируются на привлекательный, но спокойный и сдержанный дизайн, избегая излишней яркости и крикливости.

                            Живой, красочный стиль женской прессы во многом определяют иллюстрации. В некоторых изданиях они занимают иногда до 60% общего объема материалов, особенно в журналах. Порой иллюстрации несут большую функциональную нагрузку: расширяют знания читателей о заинтересовавшем их предмете, воспитывают эстетически.

                            Своеобразно преподносится и реклама. Она ненавязчива, часто оформляется с большим изяществом, эстетически привлекательно и тактично. Рекламируются, прежде всего, товары, которые могут найти наибольший спрос у женщин, предназначенные для использования в семье, личном хозяйстве.

                            Ценностные ориентиры, концептуальные особенности, место и роль в обществе, направленность в воздействии на читателя и структурно-содержательные аспекты отображения действительности, которые отбирает для себя современная женская пресса, и образуют ту нишу, которую она заняла как подсистема российских СМИ.

                            Цель современных журналов для женщин, по мнению исследователя Тимура Нуманова, – формирование гендерных стереотипов и создание лейбл-культуры, то есть пропаганда образа жизни, когда вещи престижного бренда становятся явными, наглядными и однозначно интерпретируемыми символами истинной мужественности или женственности[9].

                            Социальное расслоение затронуло и эту сферу: «Наша аудитория – это активные, образованные и успешные читательницы, которые в 2-3 раза чаще могут позволить себе дорогостоящие услуги и товары» – заявляет о себе новый женский журнал.

                            Женщина, смотрящая на нас с журнальной фотографии, проявляет себя через вещи. Она выступает в роли фотомодели, манекена для показа вещей. Портрет женщины является одновременно портретом вещей. Покупка рекламируемой туши или крема, поход в рекомендуемый магазин формируют образ причастности к образу «идеальной женщины».

                            Героиня нашего времени – это целеустремленная светская женщина, ведущая активный образ жизни, посещающая развлекательные центры, ночные клубы, казино. Она стремится быть независимой, самодостаточной и успешной, строит свою судьбу собственными руками. Она против архаичного и унизительного деления мира на мужчин и женщин, раз и навсегда отказалась от сомнительной чести носить титул «слабый пол». При этом, пользуется успехом у мужчин, причем не торопится связать себя какими-либо обязательствами, так как имеет карьерные амбиции или собственный бизнес.

                            Так рисует портрет своей героини один из модных журналов: «Она всегда молода, потому что молодость – не возрастной фактор, а состояние души. Она мобильна, современна, уверена в себе, но при этом постоянно стремится к обновлению. Она умеет радоваться жизни и знает себе цену. Красота, здоровье, секс, любовь и карьера – те области жизни, где она неизменно достигает успеха. Она активна, любит путешествовать, но при этом с увлечением занимается домом и семьей. Быт её не страшит: она живо интересуется новинками, призванными максимально облегчить рутинную домашнюю работу. Всегда в курсе последних достижений в области моды и дизайна»[10].

                            Если говорить о периодичности женской прессы, то больше всего насчитывается ежемесячных журналов и еженедельников, меньше газет и пока совсем нет ежедневных изданий.

              Формат журналов, как правило, А-4 до 80-100 страниц, формат газет А-3 от 4 до 24 страниц. Печать цветная, многие журналы печатаются за границей, тиражи разные — от нескольких тысяч до нескольких сотен экземпляров.

              Перспективы развития женской прессы — вопрос сложный. В значительной мере ее будущее зависит от того, как будет развиваться страна. Однако, руководители женских изданий считают, что в дальнейшем будут создаваться прежде всего специализированные, узконаправленные издания, ориентированные на те аудиторные и тематические ниши, которые еще не закрыты существующими изданиями (разные возрастные, профессиональные, социальные категории читателей, журналы с прикладной тематикой). В регионах, скорее всего, будет развиваться женская пресса общесоциальной направленности, которой пока мало[11].


Заключение

 

В советское время женские СМИ и периодические издания играли роль только проводника коммунистической идеологии, государственные органы власти использовали периодику только для формирования правильного, по их мнению, образа жизни и поведения советской женщины. Цели и задачи журналов и газет были определены в соответствии в генеральной линией партии и правительственными решениями в соответствии с социальными и экономическими потребностями социалистического общества.

В позднем советском и раннем послесоветском  периодах в связи с ослабление жесткого политического режима, в стране начали появляться глянцевые издания для женщин, а образ женственности полностью копироваться с западного.

                            Нестабильная ситуация в экономике девяностых годов тормозит развитие печатных СМИ, появление новых периодических изданий. Некоторые сегменты спроса остаются без продукции, например, перестают печататься политические, религиозные, феминистские издания.                            Перспективы развития современной женской прессы — вопрос сложный. В значительной мере ее будущее зависит от того, как будет развиваться страна. Однако, руководители женских изданий считают, что в дальнейшем будут создаваться прежде всего специализированные, узконаправленные издания, ориентированные на те аудиторные и тематические ниши, которые еще не закрыты существующими изданиями (разные возрастные, профессиональные, социальные категории читателей, журналы с прикладной тематикой).


Список используемой литературы:

1)Боннер-Смеюха В.В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Филологический вестник РГУ. 2000, №2, 233 с.;

2)Гофман И.Ю. Типология итальянских еженедельников и некоторые особенности системы еженедельной печати // Вестник Московского университета. Серия №10 "Журналистика".1998. №4., 146с.;

3) Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности: Дис. канд. филол. наук.- СПб,1999, 150с.;

4)Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества: Дис. канд. филол. наук.- М., 1998, 349с.;

5)Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики (практическая журналистика). М.: Изд. РИП – холдинг, 2001 г., 534с.;

6) Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (учебное пособие). М.: Изд-во МГУ, 1999 г, 96с.;

7)Свитич Л.Г. Профессия: журналист (учебное пособие). М.: АСПЕНТ ПРЕСС, 2003г., 421с.;

8) Ямпольская Р.М. Новое в системе изданий для женщин // Журналистика в 1991 г. - М., 1992., 398с.;

9) Ямпольская Р. Типологические особенности издания для женщин. – ФЕНИКС: М., 1996, 548с.;

10) Тимур Нурманов Кто она - героиня нашего времени глазами глянцевых журналов?, shkolazhizni.ru;

11) «Cosmopolitan», №2/2009, 3 февраля.

3

 



[1] Ямпольская Р. Типологические особенности издания для женщин. – ФЕНИКС: М., 1996, с.123.

[2] Ямпольская Р.М. Новое в системе изданий для женщин // Журналистика в 1991 г. - М., 1992, с.230.

[3]Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества: Дис. канд. филол. наук.- М., 1998, с.123.

[4] Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности: Дис. канд. филол. наук.- СПб,1999, с.120

[5] Боннер-Смеюха В.В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Филологический вестник РГУ. 2000, №2, 96с..

[6] Гофман И.Ю. Типология итальянских еженедельников и некоторые особенности системы еженедельной печати // Вестник Московского университета. Серия №10 "Журналистика".1998. №4. С.98-117.

[7] Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (учебное пособие). М.: Изд-во МГУ, 1999 г, с19.

 

[8] Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики (практическая журналистика). М.: Изд. РИП – холдинг, 2001 г., с.37

 

[9] Тимур Нурманов Кто она - героиня нашего времени глазами глянцевых журналов?, shkolazhizni.ru

[10] "Cosmopolitan", №2/2009, 3 февраля

[11] Свитич Л.Г. Профессия: журналист (учебное пособие). М.: АСПЕНТ ПРЕСС, 2003г., с 147

 


Информация о работе Женская периодика от 1960-х годов до наших дней