Типы и особенности желтой прессы. Желтая пресса как регулятор массовым сознанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ социальной сущности «желтой прессы» и изучение психологических механизмов воздействия на аудиторию.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. ознакомиться с происхождением понятия «желтая» пресса, выделить ее основные черты;
2. проанализировать социальную сущность «желтой прессы»;
3. рассмотреть психологические механизмы воздействия на аудиторию.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Социальная сущность «желтой прессы»…………………….……………..4
1.1 Происхождение понятия «желтая пресса»…….…………………….4
1.2 Типологические черты « желтой прессы»…………………….…….8
2 «Желтая пресса» как регулятор воздействия массовым сознанием……………………………………………….……..………..15
2.1 Психологические механизмы воздействия на аудиторию «желтой прессы»…………………………………………..15
2.2 Методы воздействия российских изданий «желтой прессы»…...19
Заключение…………………………………………………………………….….23
Список использованных источников……………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 61.97 Кб (Скачать документ)

2. Сочетание несочетаемого. В одном номере, на одних страницах сходятся юмористические и криминальные материалы и, более того, в одном материале – трагические и комические черты. Отсюда отличительная черта практически всех «желтых» публикаций – легкомысленное или даже циничное отношение к трагедии.

3. Непременная сенсационность. Она проявляется в предварительной установке на существование из ряда вон выходящего события, нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, так и отрицательных эмоций. «Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к размышлению, но всегда – к сопереживанию. Особенность обращения данного вида печати к сенсационной информации заключается в том, что «желтые» издания в основном освещают реальные сенсации, вызывающие (или стремящиеся вызвать) у аудитории в значительной степени тревожные и гневные эмоции и в гораздо меньшей степени – позитивные.

Сенсационность «желтой» прессы часто представляется ложной. В процессе поиска решения данной проблемы «желтая» пресса пришла к практике обращения не только и не столько к реальным, сколько к ложным, которые обладают дезинформационной основой, неправомерно высокой степенью субъективности. Характерно и обращение к квазисенсациям (сообщениям о сенсациях, полученных в ходе определенной обработки фактов реальной действительности), характерными чертами которых являются субъективность, мономерность, смещение смыслового акцента на второстепенную деталь (детали), неадекватность значимости события и его эмоциональной подачи. На основании этого можно сделать вывод, что «желтая» журналистика не отражает действительность, а реагирует на нее, и даже допускает инсценировку.

Искусственные сенсации –  своеобразный журналистский аналог массовой литературы. В «желтой» прессе отсутствует баланс информационных интересов, наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда парадоксальное следствие – недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность – с другой. Недостаточность заключается в обращении к однотипным материалам и игнорировании довольно широкого спектра экономических, политических и иных проблем. Из-за этого человек не получает полного, завершенного знания. Благодаря приписываемой сенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практически все внимание публики, которого не остается на действительно важные события. Избыточность – усиленное обращение к подобным темам, чем журналист просто засоряет информационное пространство, создает дополнительные потоки информационного шума.

4. Тематический эклектизм. В отличие от «желтых», в качественных газетах соблюдается иерархия тем, которая определяет порядок их освещения в зависимости от ценности информации. В «желтой» же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из-за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика «нулевой» информации, либо адская смесь самых разнообразных тем. Одной из причин эклектизма, по-моему мнению, является чрезмерное стремление «желтых» СМИ к эксклюзивности материалов.

Содержание массовой печати также затронула тенденция к специализации. Но данная специализация приняла особый вид. Ее можно обозначить как «специализацию на нестандартном». Не существует какой-либо конкретной сферы, к освещению которой постоянно обращается «желтая пресса». Ее интересует самый широкий спектр событий разных уровней при одном условии – нестандартности информации.

Выделено два способа проявления эклектизма в «желтых» СМИ:

а) нивелирование. Его смысл заключается в достижении равнозначности между важными и незначительными событиями. Рассеяние потока сообщений носит в действительности лишь видимый характер, отбор событий, о которых решают дать информацию, производится определенной социальной структурой. Фактически средства массовой коммуникации сами и определяют значительность фактов.

б) превышение. В этом способе проявления тематической эклектичности наблюдается более жесткое столкновение серьезных и развлекательных материалов. Это приводит к возникновению особой ситуации, когда материалы с низким уровнем общественной значимости вытесняют информационно важные материалы на второй и даже третий план.

5. Превалирование нехудожественной визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы.

В «желтой прессе» наблюдается экспансия ярких оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку «желтые» издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли. Кроме стандартных черных и белых (на выворотке) заголовков в основном встречаются желтые, оранжевые, красные и голубые. Среди цветов окраски полос – оранжевые, желтые и голубые подложки. Эта цветовая гамма характерна практически для всех рассмотренных нами изданий. Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра.

Что касается иллюстраций, то в «желтых» изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи – привлечение внимания аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации – эмоционального и эстетического. Но особенность «желтой» прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит на первый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества.

Во главу угла массовой прессы поставлена «пресс-фотография», иными словами репортажная иллюстрация, тесно связанная с конкретным фактом, не превышающая уровня частного события, а потому исключающая вариативное истолкование.

«Желтая» фотография имеет прикладное значение, так же как и вторая по популярности визуальная составляющая – информационная графика. Основная причина активного использования диаграмм, таблиц, карт кроется в стремлении «желтой прессы» к максимальному упрощению материала. «Желтые» газеты стараются заменить текст информационной графикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной для потребления. И здесь массовая пресса эволюционирует в сторону идеально простого и наглядного газетного материала – комикса.

Именно «желтая пресса» сделала заголовочные комплексы еще в конце XIX века особым оформительским элементом. Также она первой обратилась к эксплуатации такой особенности заголовочных комплексов, как функция сигнала значимости материала. Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в «желтой», и в качественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет их информативные заголовки имеют определенные отличия. Самое заметное – оформительское. В «желтой»  прессе заголовки уже давно используются как полноценная разновидность иллюстраций. Заголовки «желтой  прессы» постоянно балансируют на грани правды и лжи. Стремление к привлекательности для читателя достигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовой составляющей.

Итак, если качественная пресса позиционирует себя по отношению  к своему читателю как издание, побуждающее  к соразмышлению, а массовая пресса ориентируется на описание максимально актуальных социально-бытовых проблем, доступных для понимания, то «желтая» пресса направлена исключительно на то, чтобы развлекать.

В «желтом» тексте ярко видны черты товара широкого потребления: продукт ориентирован на удовлетворение непритязательных запросов как можно более обширной аудитории. Следствием такого положения дел становится стремление продаваться максимальным тиражом и по низкой цене, вне зависимости от реальной ценности. На первый план выходит «упаковка» товара – его сенсационность, его легкая доступность и быстрая усвояемость – в общем, своеобразный журналистский фаст-фуд (тоже, кстати, родом из США). У «желтых» журналистов нет желания приготовить изысканное блюдо для гурмана – голодный проглотит и такое.

У «желтого» СМИ, как сказал Александр Куприянов, есть три главных особенности – эксклюзив, сенсация и скандал.

В результате сделанного анализа  изданий «желтой прессы» К.В.Баранова выделяет две группы черт, определяющие типологическую модель «желтой прессы»: позитивные и негативные. Позитивные служат факторами притяжения, негативные – факторами отторжения аудитории.

К негативным чертам К.В.Баранова относит: сенсационность, скандальность  информации, освещение табуированных  тем, жесткое столкновение серьезных  и развлекательных материалов, большой  объем иллюстраций, почти полностью  заменяющих текст, присутствие черт товарности (ориентация на эмоциональное  возбуждение аудитории, стремление к эксклюзивности, широкий спектр событий, крупный заголовочный комплекс, вводящий читателя в заблуждение) и  др. Все эти негативные факторы, по наблюдениям Барановой, можно обнаружить в современном еженедельнике «Комсомольской правды», что свидетельствует об изменении типа этого издания в сторону «желтой» прессы.

 

2 «Желтая пресса» как регулятор воздействия массовым сознанием

2.1 Психологические  механизмы воздействия на аудиторию  «желтой прессы»

 

Существуют всесторонне  разработанные и изученные способы  воздействия на сознание и поведение индивида в процессе общения. Это - подражание, внушение, заражение, убеждение.

Механизмы их осуществления  сложны и взаимосвязаны. Они действуют  комплексно и широко применяются  в массовой коммуникации. Здесь достаточно глубоко и полно изучено влияние  внушения, формы его проявления. Однако в полной мере используются все способы.

Подражание – это копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности. С подражанием связаны такие понятия как установки, нормы, ценности, если в их основе лежит влияние лидера, авторитета. Распространенной формой является конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Заражение – это такой эмоционально-психологический настрой, при котором происходит бессознательное коллективное или индивидуальное воздействие на аудиторию. Он основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.).

Наиболее распространенным в СМИ способом является внушение. Это такое воздействие на личность, которое приводит либо к появлению  у человека помимо его воли и сознания определенного чувства, состояния, отношения, либо к совершению человеком  поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов  деятельности.

Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т. е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент.

Широко используются такие  приемы и эффекты, как манипулирование, мифологизация, имиджмейкерство, стереотипизация.

Убеждение - это воздействие, ориентирующееся на развитое мышление, на развернутую систему знаний индивида, на твердо сформировавшиеся идеи и  социальные установки. В отличие  от других способов это сознательное, интеллектуальное воздействие. Оно  требует широкого использования  разнообразных логических приемов  аргументации, доказательства своих  позиций. Особенно сложно вести убеждение  в условиях, когда с помощью  внушения, заражения или подражания в аудиторию внесены неправильные, чуждые принципы и позиции. Умелое владение приемами убеждения - признак высокого профессионализма журналиста.

Достижению поставленной цели по воздействию на массовую аудиторию  подчинены все звенья коммуникативного акта (первоначальное описание которого было сделано Г. Лассуэллом), включающего в себя коммуникатора, само сообщение, каналы передачи («желтую» прессу) и аудиторию как носителя эффекта воздействия.

Коммуникатор представляет собой то звено, которое осуществляет опосредствованный СМК контакт с массовой аудиторией. Коммуникатор может быть безличным (издание, канал или передача) и персонифицированным, выступающим как конкретный журналист, ведущий, комментатор и т.д. Безличный коммуникатор оказывает влияние на аудиторию в рамках того имиджа, который по его поводу сложился у читателей, зрителей или радиослушателей. В силу этого обстоятельства одной газете читатели доверяют, другой - нет; информацию, поступившую по одному каналу, сразу принимают, по другому - подвергают сомнению, и т.д.

Роль персонифицированного коммуникатора в процессе коммуникативного воздействия определяется тем, что  аудитория часто воспринимает его  не как выразителя позиции канала, а как выразителя собственного мнения. В силу этого он может нравиться  или не нравиться аудитории вне  зависимости от ее отношения к  каналу. В деятельности персонифицированного коммуникатора реализуется несколько  типов воздействия на аудиторию. Наиболее подходящими можно выделить следующие типы:

• Вторжение – тип активного воздействия на читательскую аудиторию без учета того, насколько он готов к восприятию информации. Данный тип воздействия характерен для ситуации отсутствия информации о характере и установках аудитории.

• Уход – тип воздействия, характеризующийся взаимной отчужденностью коммуникатора и аудитории: читатель не пытается понять автора, который в свою очередь не спешит проникнуть в душу читателя.

• Самораскрытие – тип воздействия, характеризующийся активным самовыражением коммуникатора, чья позиция адресуется читателю, но не как другому, а скорее как самому себе. В результате такого авторского монолога читатель отстранен.

Информация о работе Типы и особенности желтой прессы. Желтая пресса как регулятор массовым сознанием