Средства массовой информации в идеологических процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:44, доклад

Описание

Средства массовой информации (СМИ) – социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидения и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой аудитории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления, опосредованным, в известной степени стереотипным характером. Распространение массовой информации является неотъемлемой частью массового духовного общения людей, возникшем на определенной стадии развития человечества в дополнение к личностному общению.

Содержание

Введение
Общественные функции СМИ
Задачи СМИ с точки зрения государства
Вывод
Литература

Работа состоит из  1 файл

Средства массовой информации.docx

— 36.36 Кб (Скачать документ)

Указом закрепляется обязанность  субъектов хозяйствования, реализующих  на территории Республики Беларусь товары (работы, услуги) с применением сети Интернет, с 1 июля 2010 г. осуществлять данную деятельность с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь.

В целях обеспечения безопасности граждан и государства с 1 июля 2010 г. поставщики интернет-услуг должны осуществлять идентификацию абонентских устройств пользователей интернет-услуг, вести учет и хранить сведения о таких устройствах и оказанных интернет-услугах.

Указ впервые регламентирует механизм ограничения доступа к  информации по требованию пользователя интернет-услуг. Например, по запросу  пользователя интернет-услуг поставщик  обязан ограничить доступ принадлежащего этому пользователю абонентского устройства к информации, содержание которой  направлено на распространение порнографических материалов, пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством. Указ вступил в силу с 1 июля 2010 г.

Таким образом, в современных  условиях складывается новая белорусская  журналистика. Она обладает следующими основными особенностями.

Во-первых, речь идет о коммерциализации СМИ. Сформировавшийся рекламно-информационный рынок – лишь частично «производное бюджета», во многом он «встроен» и  успешно функционирует в рамках общего товарного рынка. Безусловно, формирование данного – информационного  – сегмента рынка проходило непросто, даже болезненно. Были попытки решить экономические задачи путем снижения требований к качеству информационного  продукта, имело место желание  добиться самоокупаемости за счет популяризации, использования материалов «ниже  пояса», сомнительной, непроверенной  информации. Сегодня информационные компании являются коммерческими предприятиями  и действуют в соответствии с  законами рынка, что может рассматриваться  как угроза свободным и ответственным  СМИ, поскольку для коммерческих предприятий в сфере информации важна прибыль, а не истина. Не надо забывать, что деятельность СМИ в  условиях глобализации может откровенно подчиняться задаче достижения определенных коммерческих и политических целей, что приводит к компрометации  основ профессиональной этики, предусматривающей  распространение объективной и  достоверной информации. Для белорусских  СМИ важно избежать этих негативных моментов в своей деятельности.

Во-вторых, новое качество медийного рынка связано с появлением новых собственников, развитием политической структуры общества, рождением политических партий и движений, развитием институтов гражданского общества в целом. Раз появляются новые интересы – всегда появляется необходимость аргументации их целесообразности, лоббирования социальных, экономических, политических проектов. Благодаря либерализации, приватизации и приходу новых технологий, СМИ выходят из-под контроля правительств и оказываются в руках частных структур.

Средства массовой информации по своему определению и назначению являются массовыми (общественными), и  важно, чтобы отечественные СМИ  активно формировали свое общественное предназначение.

В-третьих, возникла конкуренция  между различными изданиями, свобода  слова, заявленная открыто, вызвала  к жизни жесткое идеологическое противоборство, не всегда цивилизованное, особенно в первые годы существования  суверенного белорусского государства. Пришло понимание того простого факта, что стабильность, согласие, необходимость  действовать исключительно в  правовом поле появились со временем, что подтверждает и нынешняя практика деятельности СМИ. К тому же в условиях глобализации усилилась тенденция  к слиянию секторов информации и  развлечений, именуемая состоящим  из двух английских слов новым термином «инфотейнмент», что рассматривается специалистами и многими людьми как еще одна угроза СМИ, поскольку информация зачастую сводится к так называемой «развлекаловке». Анализируя данные эмпирических обследований, социологи констатируют устойчивую тенденцию роста негативного влияния средств массовой информации как института социализации на современную молодежь. Подобные СМИ формируют в сознании молодых людей хаотичное представление о реальности, вызывают раздвоение их сознания, что, в конечном счете, через подражание отрицательным героям порождает рост молодежного насилия и иные девиантные и делинквентные явления в обществе.

В-четвертых, со временем пришло понимание правоты слов Президента страны, который не раз заявлял, что  «журналистика – профессия государственная». Об этом он говорил и во время  открытия нового учебного корпуса факультета журналистики БГУ, преобразованного в  Институт журналистики. Речь шла о  том, что журналист активно влияет на процессы, происходящие в государстве, формирует общественное мнение. Но раз так, то многократно повышается ответственность и печатного  слова, и его автора.

Вообще, понятие «ответственность»  должно быть ключевым в работе современных  журналистских кадров. Несложно взять  негативный факт и «тащить» его по страницам издания, снабжая красочными комментариями. Гораздо важнее, соответствующим  образом оценив негативный факт, предложить решение проблемы, показать возможности  иной – альтернативной – позиции, сформировать позитивное отношение  к происходящей динамике общественной жизни. Хотя, конечно, «позитив» сам  по себе – это тоже не самоцель. В  основе любых оценочных комментариев должны лежать проблема и способы  ее решения. По большому счету, современный  журналист тогда исполняет свой профессиональный долг соответствующим  образом, когда не только предлагает информацию, но и осмысливает ее, использует иной опыт и иные подходы (точнее, систему подходов), когда  выводы не страдают безапелляционностью  и читатель имеет возможность  активно включиться в разговор. Важнейшим  принципом в работе белорусской  журналистики должна быть убежденность в том, что свобода и ответственность  СМИ зависят не только от финансовых и организационных механизмов.

Свобода и ответственность  СМИ начинаются с совести каждого  журналиста и должны базироваться на принятых обществом нормах и стандартах честности и порядочности. Этические  проблемы необходимо включать в учебные  программы, предназначенные для  подготовки журналистов.

В-пятых, в журналистику пришли новые технологии, которые существенно  изменили как способ подачи материала, его поиск, так и оформление, «подачу», презентацию  читателю. Достаточно обратиться к любой из популярных газет республики, как сразу же бросаются в глаза те отличия, которые не позволяют охарактеризовать ее в привычных категориях. Это и оперативность, и высокая информативность, и собственная точка зрения, как авторов, так и редакции, и постоянный диалог с читателем, в том числе с помощью интернет-ресурсов печатного издания, появление авторских колонок, привлечение широкого круга общественных корреспондентов и т. д. Далеко не случайно аудитория белорусских СМИ сегодня приближается к 100%-ному охвату граждан, которые готовы и в состоянии воспринимать массовую информацию.

В последние годы заметным фактором информационного рынка  страны стали региональные издания. Достаточно сказать, что общий тираж  областных, городских и районных газет почти равен тиражу изданий  республиканских.

Можно констатировать, что  белорусские СМИ выдержали испытание  перестройкой, постперестроечным периодом. Сегодня  СМИ Беларуси – это  основанная на принципиально новых  подходах информационной деятельности эффективная система формирования общественного мнения,  обращенная к человеку, гражданину.

Об этом свидетельствует  и то, что Беларусь стала площадкой  для проведения авторитетных медиафорумов, собирающих журналистов со всех уголков страны и из других государств для обсуждения наиболее актуальных вопросов развития СМИ.

Так, с 8 по 11 июня 2010 г. в Минске прошел V Международный медиафорум «Партнерство во имя будущего». В его работе участвовали около 100 иностранных журналистов  
из 18 стран.

Существенно изменилось за последнее время и аудиовизуальное  пространство страны. Основные цифры  развития названы, важно охарактеризовать некоторые специфические тенденции, связанные с совершенствованием белорусской тележурналистики, радиовещания. Очевидно, что на первом месте –  успешные организационные, кадровые усилия, приведшие к тому, что стало  эффективно функционировать и развиваться  национальное телевидение и радиовещание. И дело здесь не столько в переходе от идеологии одной партии к новым  политико-экономическим реалиям, сколько  в качественных изменениях статуса  государственных и негосударственных  телеслужб, модификации их функций, наполнении их деятельности новым содержанием. Стали привычными творческие поиски новой верстки программ, попытки качественно нового их оформления. Начали создаваться творческие бригады, сформированные из молодых, недавно пришедших в профессию специалистов, умножились усилия по техническому перевооружению студий.

Главным информационным источником в Республике Беларусь является в настоящее время Национальная государственная телерадиокомпания, в состав которой входят три телевизионных  канала: Первый, «ЛАД», международный  спутниковый «Беларусь-ТВ», а также  пять областных телерадиокомпаний.

Уже несколько лет новости  «подаются» в формате ежечасного вещания, что позволяет без промедления  выдавать в эфир самые актуальные новости. Однако определяющий фактор состоит  в том, что новостные передачи приобрели новое качество: расширилось  информационное пространство, появилась  реальная внутренняя конкуренция, родились отечественные аналитические программы, сформировался кадровый корпус журналистов-аналитиков, существенно обновились тематика, подбор новостного материала. Что важно, так  это появление областных информационных программ, которые не просто «дополняли»  сказанное на региональном уровне, но и «выдавали» оригинальные передачи, для которых были характерны и  стилистическое разнообразие, и актуальность, и интерес, стремление к разнообразию в подаче материала, нетривиальные  сюжетные построения. Сегодня очевидно, что для многих жителей глубинки обращение к новостным сюжетам  местного  
телевидения – сформировавшаяся потребность.

Региональное телевидение  сталкивается с рядом объективных  трудностей, прежде всего с необходимостью технического переоснащения, кадрового  пополнения. Однако ясно и иное: региональное телевидение тогда добьется существенного  повышения своего рейтинга, когда  сюжеты приобретут высокое профессиональное качество, когда будет достигнута необходимая оперативность, когда  телевидение будет «опережать»  события, предугадывая в какой-то мере логику социального, экономического развития и откликаясь на нее. При всей важности освещения, комментирования региональных проблем, актуальных местных тем  телевидение в областях не должно уходить и от острых общеполитических, общеэкономических  вопросов, волнующих  жителей столицы, области, района.

Для участия в телепередачах  важно привлекать непрофессиональных журналистов, а также непрофессиональных, но авторитетных в той или иной сфере деятельности авторов. В стране сформировалась управленческая, культурная, бизнес-элита, которая готова публично поделиться мнением по тому или иному  поводу, высказать свою точку зрения по волнующим общество проблемам, привести, может, неожиданную, но оригинальную аргументацию в пользу того или иного тезиса. В полной мере сказанное относится и к системе радиовещания. Иногда можно услышать ошибочную точку зрения, согласно которой радио ушло на периферию общественного интереса. Радио как информационный инструмент является мощным средством формирования общественного мнения. Существенно изменились аудитория радиовещательной сети, ее формы – это да. В частности, радио «пришло» в автомашины. И в автомобильных пробках информационные, культурные радиопрограммы бьют все возможные рейтинги популярности. Стали популярными FM-станции, и молодежь вовлечена в активное освоение радиопространства с помощью именно таких форм.

Появление FM-вещания не снизило интереса к работе, деятельности ведущих белорусских радиостанций. Было осуществлено структурно-творческое преобразование радио, появились Первый национальный канал Белорусского радио, канал «Культура», стали заметными новые творческие проекты, связанные, главным образом, с такими направлениями деятельности как пропаганда и сохранение духовного наследия, музыкальное вещание, спортивные передачи. Приоритетными для радиовещания являются новостные, информационные блоки. Оперативное освещение важнейших событий в стране и за рубежом – несомненный приоритет, в частности, Первого национального канала Белорусского радио. Выпуски «Навiн» часто выходят в режиме реального времени, появились такие интересные аналитические проекты как «Тэма дня», «Тэма тыдня», «Дыялог», «Палiтыка». В эфир выходят публицистические программы «Беларусь – Расiя», «Час i моладзь» и др.

Обращают на себя внимание культурно-просветительские проекты, социальные и музыкально-информационные передачи. Некоторые структуры белорусского радио успешно работают на зарубежную аудиторию.

Таким образом, вполне правомерным и обоснованным является вывод о том, что отечественные средства массовой информации играют важнейшую роль в социальных, экономических, политических процессах и существенно влияют как на общественное здоровье, так и общественное мнение. Все это стало естественным продолжением политики дебюрократизации, повышения качества жизни белорусов, построения государства для народа.

Список литературы:

«Основы идеологии белорусского государства» учебное пособие для вузов под общей редакцией С.Н. Князева и С.В. Решетникова. Минск 2004

Учебное издание Яскевич Я.С. «Основы  идеологии белорусского государства», Минск 2007

Администрация президента РБ, Минск 2010


Информация о работе Средства массовой информации в идеологических процессах