Средства массовой информации в идеологических процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:44, доклад

Описание

Средства массовой информации (СМИ) – социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидения и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой аудитории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления, опосредованным, в известной степени стереотипным характером. Распространение массовой информации является неотъемлемой частью массового духовного общения людей, возникшем на определенной стадии развития человечества в дополнение к личностному общению.

Содержание

Введение
Общественные функции СМИ
Задачи СМИ с точки зрения государства
Вывод
Литература

Работа состоит из  1 файл

Средства массовой информации.docx

— 36.36 Кб (Скачать документ)

Белорусский национальный технический  университет

 

Факультет технологий управлений и гуманитаризации

 

 

Средства массовой информации в идеологических процессах

 

Выполнил студент группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

Содержание:

  1. Введение
  2. Общественные функции СМИ
  3. Задачи СМИ с точки зрения государства
  4. Вывод
  5. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства массовой информации (СМИ) – социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидения и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой аудитории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления, опосредованным, в известной степени стереотипным характером. Распространение  массовой информации является неотъемлемой частью массового духовного общения людей, возникшем на определенной стадии развития человечества в дополнение к личностному общению.

Адресатом массовой информации является большая аудитория (от лат. audiforium – место для слушания) – устоявшаяся совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. Завоевание все более широкой аудитории для источников информации представляет один из важнейших практических результатов информационно-пропагандистской и идеологической деятельности государства, различных общественных организаций и объединений граждан.

Белорусская социально-экономическая  модель предполагает эффективное использование  государственных институтов во всех сферах нашей жизнедеятельности, и  информационный сегмент здесь не является исключением.

Современный политический процесс  во многом зависит от СМИ. Речь идет о формировании действительно свободных  и ответственных СМИ, предоставляющих  достоверную информацию населению. Свободные и ответственные СМИ, несущие правдивую информацию обществу, - это кровеносная система государства  для народа.

Анализируя функции СМИ  в информационной политике и политической жизни, следует выделить, прежде всего, учредительную функцию, связанную с тем, что СМИ не только отражают происходящие в стране политические процессы, но и воссоздают их, принимая на себя роль активных участников политических сценариев.

Регулятивная  функция СМИ при этом связана с их возможностями  воздействовать на принятие в обществе стандарты и нормы поведения, хотя сами СМИ и не имеют в политической иерархии юридически закрепленной позиции, в силу чего она постоянно колеблется, являясь производной от оценки, задаваемой общественным мнением, и динамикой отношений между центрами политического влияния. СМИ, как показывает опыт, способны интегрироваться в экономические, политические, социальные структуры, выступая не автономным образованием, используемым различными силами в политической игре, а составной частью структуры власти, одним из её компонентов.

Охранительная функция СМИ заключается в целенаправленном распространении господствующей идеологии, удержании социальных конфликтов в политически приемлемых рамках.

Нормативно-ценностная функция СМИ связана с задачей не только распространения, но и создания соответствующих норм поведения, социальных ценностей и целей.

Растущая роль средств  массовой информации в социальной жизни, действительность СМИ в идеологических процессах объясняется не только тем, что основными источниками, из которых респонденты получают общественно-политическую информацию, являются, по результатам социологических  опросов, телевидение (93,9%), радио (69,3%), пресса (65,8%), но и выполнением СМИ фундаментального предназначения по оправданию социального порядка и обеспечению воспроизводства существующих социальных отношений.

Основные задачи СМИ в  современных условиях – не насаждать  одномерное видение мира, а организовать полноценный диалог населения и  власти, служить индикатором политических настроений в обществе, формировать  общественно-политическое мнение, препятствовать распространению деструктивных идей. Помимо этого, создание через СМИ положительного имиджа страны, первых лиц государства, представляющих белорусское государство на международной арене и даже обычных граждан; формирование общественного мнения относительно собственного государства, его внутренней и внешней политики. С этой целью необходимо: развертывание собственной сети внешнеполитических коммуникаций, обеспечивающих национальные интересы; предотвращение выхода противоречивой информации из внешнеэкономических ведомств, от должностных лиц и представителей СМИ, представляющих страну на международных уровнях; обеспечения общественного мнения относительно деятельности государства, о его приоритетах и стратегии; создание эффективной информационной политики на международной арене; привлечение информационного и культурного потенциала белорусов за границей;  использование методов межкультурной коммуникации.

Решение столь масштабных задач требует: эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, элементами информационной инфраструктуры; государственной поддержки отечественного производства, рынка информационных технологий, средств, продуктов и  услуг; регулирования деятельности государственных электронных и  печатных СМИ. Такое многообразие в сфере СМИ является гарантией конституционного права граждан нашей страны на свободу слова, получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

В полной мере право на информацию реализуется исходя из того, что  деятельность государственных органов, общественных объединений должна протекать  публично. Они обязаны в соответствии с их компетенцией давать полную, достоверную  и своевременную информацию о  политической, экономической и международной  жизни. В этих целях и в Конституции, и в других актах предусматриваются  различные права и обязанности  субъектов власти. В частности, ст. 84 (п.13) предусматривает, что Глава  государства «обращается с посланием  к народу РБ о положении в государстве  и об основных направлениях внутренней и внешней политики».

Вместе с тем число  задач государственной информационной политики входит и контроль за информационными процессами и потоками, их правовое регулирование, а также обеспечение защиты информации и информационных ресурсов. При этом государство сохраняет за собой право формирования информационного фона и создания таких информационных полей и поводов, которые отвечают национальным интересам, способствующих сохранению социальной и политической стабильности в обществе, развитию науки и культуры, а также отвечают социально значимым задачам развития страны, то есть соответствуют основным принципам государственной политики в целом.

Основным связующим звеном между журналистикой и идеологическими процессами является государственная политика в сфере СМИ, регулирующая:

  • внутрижурналистские отношения (учредитель, издатель – главный редактор – журналисты);
  • отношения между СМИ и источниками информации;
  • права журналистов на распространение информации;
  • отношения между СМИ и аудиторией;
  • объем и характер участия органов государственной власти и управления в массово-информационной деятельности;
  • осуществление контроля за деятельностью СМИ в целях соблюдения ими действующего законодательства.

Следует четко представлять, что, с одной стороны, у СМИ  и государства с его политикой  и идеологией противоположные интересы. Но, с другой стороны, они стремятся  всегда к вполне естественному союзу. Так, журналисты, СМИ черпают свои сюжеты в политической сфере, а представители  государственной власти имеют возможность  через СМИ убедить многомиллионную  аудиторию в правильности проводимой ими политики и принимаемых решений. Образно говоря, СМИ рекламируют  политику,  а политика дает «пищу» для журналистов. Здесь нет, и не будет исключений – в любом обществе и на Западе, и на Востоке политическая иллюзия поддерживает и обеспечивает власть. Хотя на практике это нередко ведет к тому, что СМИ, участвуя в распространении основных положений национальной идеологии государства на широкую аудиторию, неизбежно приходят к использованию методов и приемов формирования «нужного» общественного мнения. Определенная опасность подобной ситуации заключается в том, что человек перестает рассматривать свою повседневную жизнь в качестве политической реальности. Для него последняя существует только на экране или на газетной полосе. По замечанию Жака Эллюля, «человек сегодняшнего дня не доверяет собственному опыту, собственным выводам и наблюдениям… Любой факт становится в его глазах истинным, только когда он прочтет о нем в газетах; важность же факта он оценивает по размеру газетных заголовков».

В итоге, со временем конкретный человек может окончательно перестать  воспринимать политическую действительность в ее целостности. Хороша ли идеология  государства или плоха, к каким  результатам она ведет – это  начинает приобретать все меньшее  значение. Важно лишь то мгновенное чувство, которое вызывает очередной  телевизионный кадр. Связь времени  нарушается: в понедельник телевидение  сообщает одно, и большинство может этому поверит; на следующий день выясняется, что все как раз наоборот, но предыдущего сообщения массовая аудитория уже не помнит. Через неделю все повторяется, и этот процесс буквально гипнотизирует аудиторию. Кадр налезает на кадр, сообщение одной радиостанции на информацию другой, и так день за днем, доводя, образно говоря, до полного бесчувствия, заставляя аудиторию ощущать свое полное бессилие в отличие от той силы, что заключена в порожденных телеэкраном образах и мифах. Как результат – легкой добычей различных неоидеологических конструкций.

Глубочайшим заблуждением является убежденность в том, что СМИ –  это якобы проблема номер один для власти. Лишь слабая власть боится прессы. Для сильной власти бойкая пресса, живые СМИ и неравнодушные  журналисты – это помощь, источник знания болевых точек общества, проблем  людей. Сегодня свободе слова  не столько мешают власть и госаппарат, сколько угрожают деньги и переизбыток  информации.

Правовое обеспечение  информационной политики – важнейшее  направление деятельности органов  власти, общественных организаций, журналистов. С 8 февраля 2009 г. вместо Закона «О печати» 1995 года действует Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации», который регулирует правоотношения в информационной сфере. Он разрабатывался с учетом законодательства и опыта стран СНГ, а также Германии, США, Великобритании, Австрии, Нидерландов, Швеции, Франции и, конечно же, богатой правоприменительной практики в данной области в нашей республике. Новый закон не допускает цензуры, обеспечивает конституционное право граждан на получение и распространение информации. При этом он впервые законодательно закрепляет принципы деятельности СМИ в Республике Беларусь, а именно: достоверность информации, законность, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, развитие национальной культуры, соблюдение профессиональной этики журналиста и общепринятых норм морали. Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» не регулирует порядок регистрации и деятельности СМИ, которые распространяются через Интернет.

Указом Президента Республики Беларусь № 65 «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» определен порядок предоставления государственными органами информации журналистам. Во всех государственных организациях введены должности пресс-секретарей или ответственных за работу со СМИ.

Президент Республики Беларусь 1 февраля 2010 г. подписал Указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».

Документ направлен на защиту интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, повышение качества и удешевление  интернет-услуг, обеспечение дальнейшего  развития национального сегмента сети Интернет. Впервые в законодательном  акте содержится ряд требований, призванных сделать информацию о государственных  органах и иных государственных  организациях более доступной. В  этих целях Указом предусмотрена  обязанность госорганов, иных государственных  организаций и хозяйственных  обществ с преобладающей долей государства в их уставных фондах размещать информацию о своей деятельности на официальных сайтах этих органов и организаций, обеспечивать их эффективное функционирование и систематическое обновление. Пользователи сети Интернет смогут свободно и безвозмездно получать информацию о режиме работы государственного органа (иной организации), почтовом адресе, номерах телефонов его справочных служб, порядке работы с обращениями граждан и юридических лиц, об осуществляемых административных процедурах и др.

Информация о работе Средства массовой информации в идеологических процессах