СМИ в системе управления общественности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ СМИ и политики в системе общественных отношений.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
1.Проанализировать теоретические основы СМИ.
2. Выявить взаимосвязь и взаимовлияние политики и СМИ.
3. Установить значение СМИ в избирательном процессе.

Работа состоит из  1 файл

Средства массовой информации в системе управления общественными отношениями.docx

— 64.21 Кб (Скачать документ)

      Резким толчком для формирования медиаполитической системы и пробой сил для ее основных игроков стали президентские выборы 1996 года. В начале года, когда опросы общественного мнения фиксировали ничтожно низкий рейтинг Ельцина, помимо всерьез обсуждавшегося сценария отмены выборов возникла идея аккумулировать медийные ресурсы и победить на выборах за счет современных политических технологий. Идеологи кампании Ельцина понимали, что на уровне содержательных сообщений коммуникация с избирателями невозможна - на тот момент существовали огромные задолженности по выплате зарплат и пенсий, в числе постоянных проблемных тем на телевидении - слабое здоровье президента и война в Чечне. В результате возник сценарий избирательной кампании, в котором основной упор делался на внедрение в сознание зрителя легко запоминающихся идеологем, усваиваемых скорее на уровне чувств, нежели смыслов.16  

       Еще из предвыборной кампании 1996 года политиками и владельцами СМИ было вынесено убеждение в том, что политика имеет смысл, а политик - будущее только постольку, поскольку это отражено в информационном поле средств массовой информации. Наконец, сразу после выборов объединившиеся во имя общей цели медиа-магнаты и политики рассорились между собой и у них появились мишени для применения своего информационного оружия».

      Сегодня в ситуации выборов значительную актуальность приобретает вопрос о выявлении позиции и возможностей средств массовой информации, которые играют значительную роль в определении населением России своих политических настроений. В своих публикациях, репортажах и комментариях СМИ не редко проливают свет на скрытые причины политики властей, обращают внимание общественности на наиболее важные стороны их деятельности и тем самым могут способствовать ограничению и оздоровлению власти.

      Согласно проводившимся исследованиям, по степени влияния на избирателей первое место занимают все-таки публикации в прессе (50% опрошенных). Стремление прочесть что-либо о кандидате в газете характеризует почти всех избирателей, за исключением тех, кто принципиально не собирается идти голосовать. Пресса является лидером среди предпочитаемых источников информации по избирательной кампании.

         Второе место по степени важности для избирателей занимает телевидение как источник информирования, предпочтение при этом отдается телепередачам, теледебатам и телерепортажам.

       Воздействие телевидения на массовое сознание обусловлено так называемым эффектом присутствия. То, что телезритель видит на экране, воспринимается им как увиденное в реальности, он чувствует себя не просто зрителем, а соучастником происходящих на экране событий.

      Спецификой телевидения обусловлен процесс персонификации политики. Оно многократно усиливает роль тех черт характера, способностей, внешности кандидата, которые могут привлечь симпатии потенциального избирателя, и в то же время снимает, сглаживает роль его партийной принадлежности. Телевидение обладает неограниченными возможностями для создания имиджа.

      В последнее время в предвыборной гонке широко стали использовать рекламные газеты. Некоторые недобросовестные политики заранее «обзаводятся» такими газетами, которые, получив широкое распространение как неполитические, в нужное время очень эффективно пропагандируют своего кандидата. Широкое распространение получил выпуск специальных бесплатных «предвыборных газет».

        Использование СМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию. Что касается субъектов, то к ним можно отнести следующих:

- избирательные комиссии;

- органы местного самоуправления;

- кандидаты, избирательные  объединения и блоки, и т.д.

          Среди форм использования СМИ можно выделить:

- информирование (опубликование  и оповещение);

- предоставление (платное  или бесплатное) печатных площадей  и эфира для агитации.

         Таким образом, законодательство предусматривает различные формы участия СМИ в избирательном процессе. При этом, эффективность этого участия определяется не только возможными формами, но и уровнем культуры как общества в целом, так и представителей СМИ, в частности. Эффективность использования СМИ в избирательном процессе определяется, с одной стороны, умением использовать политические технологии в правовых рамках, а с другой стороны, потенциальной возможностью воздействия СМИ на избирателей.17

          Таким образом, избирательный процесс включает в себя общие правила (принципы) осуществления производства в ходе подготовки и проведения выборов и основные стадии проведения избирательных мероприятий на выборах. Законодательство о выборах во всех случаях устанавливает документальную форму избирательного процесса. Ознакомление с действующими законами о выборах показывает, что все они содержат нормы, в соответствии с которыми протокольная форма регистрации волеизъявления граждан и действий избирательных комиссий на всех стадиях подготовки и проведения выборов является необходимой. Влияние средств массовой информации на население имеет кумулятивный характер, т.е. со временем эффект накапливается, респонденты постепенно изменяют свое мнение по мере накопления определенного количества информации. Региональные СМИ, в основном, влияют на отношение к местным лидерам, в то время как на оценку лидеров федерального масштаба региональные СМИ оказывают гораздо меньшее влияние.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Глобализация и информатизация влияют на нашу жизнь. Мы становимся свидетелями того, как на смену индустриальному обществу приходит общество информационное, и оно преобразует как экономику всего мира, так и его политические институты, характер суверенитета и традиционно сложившихся отношений между правительствами и народами, между людьми и властью. Мы на пути к миру, в котором производство и распространение информации оттесняет на второй план материальное производство. Независимая плюралистическая печать, теле- и радиовещание и электронные средства массовой информации несомненно играют важную роль в мире и в демократическом обществе. В связи с этим большое значение приобретают внутригосударственные и глобальные механизмы, гарантирующие недопущение использования свободы слова и новых информационных и коммуникационных технологий для разжигания национальной розни, ксенофобии, экстремистских настроений, терроризма, популяризации антиобщественных явлений и антигуманизма. Средства массовой информации должны быть инструментами содействия предотвращению и урегулированию кризисов.

        Сегодня информация является важным средством формирования национального и международного общественного мнения. Многополярный мир - это наличие широкого спектра информационных полюсов. Вместе с тем информационное поле продолжает оставаться сферой, потенциально несущей в себе угрозы поддержанию мира и безопасности. Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия.

        В современном обществе все более актуализируется роль СМИ как средства политической власти в управлении обществом. Устойчивость власти, степень одобрения ее действий обществом, т.е. поддержание высокого уровня легитимности, находится в прямой взаимосвязи с ее информационно-коммуникативными свойствами. В тоже время активное использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет в некоторой степени программировать поведение общества, устанавливать так называемую «политическую повестку дня». Современную политику невозможно представить без средств массовой информации. Проблема роли российских средств массовой информации в предвыборной агитации значима в связи с тем, что сейчас они активно вовлечены в выборы на всех уровнях (муниципальных, региональных, федеральных). Проблема участия СМИ в предвыборной кампании и избирательном процессе в целом остается актуальной в связи с тем, что политики используют СМИ как в положительном, так и в отрицательном аспектах. На практике в ходе предвыборной агитации нарушаются как морально-нравственные принципы, так и нормы права, порочатся оппоненты, широко используется «черный пиар». Все эти явления подрывает как авторитет СМИ, так и репутацию кандидатов в депутаты, а избирательный процесс в целом превращается в шоу.

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Специальная литература

        1.1. Анникова, В.А. Информационная политика в системе властных отношений: региональный аспект / В.А. Анникова. - М.: Наука, 2008. - 212 с.

        1.2. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин. - СПб.: Питер, 2010. - 253 с.

       1.3. Городов, О.А. Информационное право: учебник / О.А. Городов. - М.: Проспект, 2009. - 213 с.

       1.4. Грачев, М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М.Н. Грачев. - М.: Прометей, 2011. - 327 с.

       1.5. Кравченко, А.И. Социология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравчеко. - М.: Логос, 2010. - 560 с.

       1.6. Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов / В.Н. Лавриненко. - М.: Наука, 2007. - 324 с.

        1.7. Манойло, А.В. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны / А.В. Магнойло. - М.: Телеком, 2008. - 541 с.

       1.8. Маслова, О.М. Познавательные возможности метода опроса / О.М.Маслова. - М.: Наука, 2009. - 187 с.

       1.9. Мирошниченко, И.В. Социология / И.В. Мирошниченко. - М.: А-Приор, 2009. - 128 с.

       1.10.Петрова, З.А. Методология и методика социологических исследований /З.А.Петрова. - М.: Наука, 2010. - 312 с.

      1.11.Поляков,Ю.А. Информационная безопасность и средства массовой информации. Учебное пособие / Ю.А. Поляков. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2010. - 156 с.

      1.12. Рой, О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. Практикум / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2009. - 345 с.

        1.13. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соовьев. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 559 с.

        1.14. Тимошенко, В.А. О средствах массовой информации / В.А. Тимощенко. - М.: Новая правовая культура, 2008. - 143 с.

 

2. Периодическая печать

         2.1. Доброхотов, Р.А. Политика в информационном обществе / Р.А. Доброхотов // Полит. исслед. - 2009. - №3. - С. 154-161.

        2.2. Забузов, О.Н. Связи с общественностью - средства массовой коммуникации: системный фактор политического управления обществом / О.Н. Зазубов // Вестник ВГУ. 2008. - №1. - С. 23-25.

 

3. Интернет ресурсы

       3.1. Тимошенко, В.А. О средствах массовой информации / В.А. Тимощенко. - Режим доступа: [http://www.rusemb.ee/federation/massmedia/].

 

 

 

 

 

 

1 Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов / В.Н. Лавриненко. - М.: Наука, 2007. - С. 87- 89.

2 Тимошенко, В.А. О средствах массовой информации / В.А. Тимощенко. - М.: Новая правовая культура, 2008. – C. 45

3 Рой, О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. Практикум / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2009. - С. 123 - 125.

4 Забузов, О.Н. Связи с общественностью - средства массовой коммуникации: системный фактор политического управления обществом. 2008. - №1. - С. 23-25.

 

5 Кравченко, А.И. Социология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравчеко. - М.: Логос, 2010. - С. 213 - 214.

 

6 Мирошниченко,  И.В. Социология / И.В. Мирошниченко. - М.: А-Приор, 2009. - С. 67 - 68.

7 Анникова, В.А. Информационная политика в системе властных отношений: региональный аспект / В.А. Анникова. - М.: Наука, 2008. – С.124

8 Грачев, М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М.Н. Грачев. - М.: Прометей, 2011. – С.79-84

 

9   Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соовьев. - М.: Аспект Пресс, 2008. –С. 69

10 Доброхотов, Р.А. Политика в информационном обществе / Р.А. Доброхотов // Полит. исслед. - 2009. - №3. - С. 154-161.

11 Манойло, А.В. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны / А.В. Магнойло. - М.: Телеком, 2008. – С. 359- 371

12 Поляков,Ю.А. Информационная безопасность и средства массовой информации. / Ю.А. Поляков. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2010. – С. 30 - 49

13 Городов, О.А. Информационное право: учебник / О.А. Городов. - М.: Проспект, 2009. – С. 106

14 Тимошенко, В.А. О средствах массовой информации / В.А. Тимощенко. - Режим доступа: [http://www.rusemb.ee/federation/massmedia/].

15 Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин. - СПб.: Питер, 2010. - С. 187 - 189.

16 Петрова, З.А. Методология и методика социологических исследований /З.А.Петрова. - М.: Наука, 2009. – С. 212

 

17 Маслова, О.М. Познавательные возможности метода опроса / О.М.Маслова. - М.: Наука, 2009. – С. 83


Информация о работе СМИ в системе управления общественности