СМИ в системе управления общественности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ СМИ и политики в системе общественных отношений.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
1.Проанализировать теоретические основы СМИ.
2. Выявить взаимосвязь и взаимовлияние политики и СМИ.
3. Установить значение СМИ в избирательном процессе.

Работа состоит из  1 файл

Средства массовой информации в системе управления общественными отношениями.docx

— 64.21 Кб (Скачать документ)

      В современном обществе человек подвергается одновременному воздействию со стороны печатных СМИ, радио и телевидения, а значит, своего рода манипулированию. Укрыться от информационных потоков практически невозможно, где бы ни находился объект их воздействия. Большую роль в этом плане сыграло изобретение переносных и автомобильных радиоприемников и телевизоров. Ориентироваться в огромном объеме информации крайне трудно, так как человек не всегда имеет возможность проверить достоверность получаемых сведений. Порой ему не остается ничего иного, как принимать предлагаемую информацию на веру, что может способствовать формированию представлений, не имеющих ничего общего с истинным положением вещей.

     Средства массовой информации в жизни современного общества порой играют весьма опасную роль, когда подменяют свою изначальную функцию информирования населения на выполнение задач по формированию определенных взглядов, представлений, мнений. Некоторые исследователи выделяют два основных подхода к пониманию роли журналистики в обществе. Сторонники либерального подхода считают, что все, что происходит интересного и важного для населения, должно быть отражено в новостях. Так называемая социально-ответственная журналистика подразумевает использование СМИ для поддержания основ общества и воспитания людей с целью усовершенствования их как социальных субъектов. Такого рода подход, как правило, характерен для обществ, где СМИ монополизированы государством. Его критики считают, что журналисты не могут выступать арбитрами, определяющими социальные ценности в обществе, в котором существуют различные точки зрения.12

         Основная роль отечественных СМИ в настоящее время не столько информационная, сколько идеологическая. Не случайно поэтому прессу все чаще упрекают в манипулировании общественным сознанием и, соответственно, общественным мнением как внешним выражением сознания. СМИ «отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций». Методов манипуляции сознанием довольно много, но далее называются девять способов, которые применяются чаще всего.

    1. Использование внушения. Журналист должен убедить аудиторию в собственной компетентности, войти к ней в доверие, став как бы ее альтерэго. Для этого надо ввести аудиторию в так называемое суггестивное состояние, когда зритель, слушатель, читатель принимает все на веру, не требуя доказательств, то есть добиться реактивного поведения публики - поведения озадаченной толпы. На этой основе построены все религии: «Не надо думать, надо верить».

 2. Перенос частного факта в сферу общего. Например, убит студент, исповедовавший антифашистские взгляды. Кем убит - неизвестно, но журналисты обвиняют во всем так называемых русских фашистов. Поддерживая эту действительно шокирующую, но не подтвержденную версию события, они тем самым, вольно или невольно, свидетельствуют о существовании в стране организованного движения под названием «русский фашизм».

 3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации. Метод, который тесно связан с предыдущим.

 4. Метод под названием «нужны трупы», то есть эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, насилия, стрельбы, убийств и т. д. Все это привлекает зрителя, слушателя, читателя, но ведь под видом таких, казалось бы, безобидных фильмов или информационных сюжетов в подсознание публики внедряется мысль вроде: «Хочу быть таким же крутым!»

5. Метод «страшилок», когда  аудиторию ставят перед выбором  меньшего из двух зол. В результате  живописного рассказа о всей  ужасности большего зла меньшее  представляется уже почти как  добро. Скажем, апеллирование некоторых  СМИ к истории Третьего рейха  (хотя, естественно, никакого отношения  та история к нынешней ситуации  в России и в мире не имеет).

 6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других. Аудитория наслышана о том, какие бедные у нас мигранты и как они хотят дружить с русскими, как могут помочь поднять экономику страны и т. д. Но вот о том, что 70 000 человек в нашей стране ежегодно погибают от наркотиков, которые привозятся с Кавказа и из Средней Азии, средства массовой информации умалчивают.

7. Метод фрагментации, который  заключается в следующем: информационный  поток разбивается на отдельные  фрагменты, не связанные друг  с другом, в результате чего  аудитории не удается сформировать  правильной и полноценной картины мира. К тому же потребители информации не могут сосредоточиться на чем-то одном, выделить основную мысль из всего того, что узнали.

 8. Многократные повторы, или «метод Геббельса», когда откровенная ложь повторяется как можно чаще, чтобы публика в нее поверила. На этом же методе внушения основана, кстати, вся реклама и многие броские новости бульварных газет.

9. Создание лжесобытий, мистификация. В этом случае выдается за  факт событие, которого на самом  деле не было. Вся желтая пресса  постоянно занимается этим. Скажем, байки о сатанистах, приносящих  кровавые жертвы в жестоких  ритуалах, давно набили оскомину  и ничего кроме смеха или  отвращения не вызывают.13

   Таким образом, общественное мнение в отношении тех или иных ситуаций может быть как реалистичным, так и иллюзорным --все зависит от того, какая именно информация (предоставленная СМИ) проникла в сознание гражданина и послужила источником того или иного мнения. Формирование общественного сознания посредством коммуникации с использованием СМИ методов психологического воздействия становится наиболее эффективным и дешевым способом тотального контроля и манипуляции как внутри государства, так и за его пределами.

     Современная роль СМИ стала скорее идеологической, чем информационной. Существует немало инструментов манипуляции сознанием граждан посредством СМИ, среди которых наиболее часто используемые методы (девять позиций): внушение, перенос частного в общее, использование слухов, метод эмоционального воздействия, метод «страшилок», замалчивание фактов, метод фрагментации, мистификация.

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СМИ  В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

3.1 Сущность избирательного  процесса и место в нем СМИ

            Избирательный процесс - это регламентированная действующим законодательством (в том числе и в первую очередь Избирательным кодексом) деятельность граждан в статусе избирателей, избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов избирательных правоотношений по подготовке и проведению голосования на выборах, т.е. избирательный процесс - это только технология подготовки, организации и проведения голосования на выборах, но не весь сложный комплекс общественных отношений, составляющих совокупность принципов, правил и механизмов непосредственной реализации народом своей суверенной политической воли по управлению государственными и другими жизненно важными делами.14

           Цель избирательного процесса обеспечить законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать надлежащую реализацию гражданами конституционных прав на осуществление власти, сформировать легитимные органы власти в строго установлен ной законом форме и предписанными законом средствами и способами.

          Избирательный процесс включает в себя общие правила (принципы) осуществления производства в ходе подготовки и проведения выборов и основные стадии проведения избирательных мероприятий на выборах. 

       Анализ законодательства о выборах и избирательной практики позволяет выделить следующие требования, предъявляемые к выборному производству (или принципы избирательного процесса):

1) законность;

2) осуществление избирательного  производства только управомоченными  органами (субъектами избирательного  права);

3) равенство прав участников  избирательного процесса;

4) гласность проведения  избирательной кампании;

5) непрерывность осуществления  избирательных мероприятий;

6) строгое соблюдение  демократических избирательных  процедур, обеспечивающих свободу  голосования;

7) документальный характер  определения результатов голосования  и итогов выборов;

8) обеспечение легитимности  выборов.

          Стадии избирательного процесса представляют собой отдельные этапы подготовки и проведения голосования на выборах, на каждом этапе органы руководства выборами и другие участники избирательного процесса выполняют определенную задачу.

        Виды и последовательность стадий избирательного процесса устанавливаются законодательством о выборах и в конечном счете зависят от характера избиратель ной политики на соответствующем этапе общественного развития. В учебной и научной литературе нет единого мнения о видах и количестве стадий избирательного процесса.

       Стадии избирательного процесса имеют место как на всеобщих, так и на частичных (досрочных, повторных, дополнительных) прямых выборах.      Косвенные выборы также имеют свои особенности, в частности, отпадают такие стадии, как создание избирательных округов и избирательных участков, и, наоборот, могут появиться новые, например, увеличение числа туров голосования.

        Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов, закрепляли правила, в соответствии с которыми соблюдение определенных законом стадий избирательного процесса являлось бы обязательным для всех участников выборов.15

         Законодательство о выборах во всех случаях устанавливает документальную форму избирательного процесса. Ознакомление с действующими законами о выборах показывает, что все они содержат нормы, в соответствии с которыми протокольная форма регистрации волеизъявления граждан и действий избирательных комиссий на всех стадиях подготовки и проведения выборов является необходимой. Формы протоколов и правила их заполнения устанавливаются в законодательном порядке. Участники избирательного процесса имеют право знакомиться с протоколами избирательных комиссий и представлять свои замечания относительно полноты и правильности их составления в установленный законом срок после подписания протокола, обжаловать в вышестоящую избирательную комиссию неправильные и неточные записи либо, в случае нарушения законодательства и избирательных прав участников выборов, обжаловать их в суде.

     Согласно инструкциям Центризбиркома России, а также нормам российского законодательства, общероссийские государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время (для организаций телерадиовещания) и печатные площади (для периодических печатных изданий) избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов.

      Региональные государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время и печатные площади кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, и региональным группам кандидатов.

        Муниципальные организации СМИ обязаны обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. На выборах в Государственную Думу муниципальные СМИ могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату.

       Негосударственные СМИ, учрежденные не позже чем за год до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, или учрежденные политическими партиями, могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату. Негосударственные СМИ, если только они не учреждены политическими партиями, вообще не могут предоставлять эфирное время, печатные площади кандидатам, избирательным объединениям и блокам.

          Все СМИ, предоставляющие эфирное время или печатную площадь за плату, должны опубликовать свои расценки не позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения о назначении выборов (т.е. не позднее 3 октября) и сообщить эти расценки в ЦИК (для общероссийских СМИ) или в комиссию субъекта Федерации (для региональных и муниципальных СМИ). За нарушение этого правила предусмотрена административная ответственность (штраф, который, впрочем, может оказаться меньше гонорара, полученного за это нарушение).

 

 

3.2 Участие СМИ в избирательном  процессе: российские традиции и  проблемы эффективности

           Сегодня СМИ представляют интерес именно как оружие «информационной войны» - с точки зрения стратегии и тактики его использования, тактико-технических характеристик и поражающих факторов и т.п. Масс-медиа сыграли особую роль в российской политике конца ХХ века. В эпоху перестройки СМИ одновременно были и инструментом преобразований, и зеркальным отражением состояния общества. В 1990-е годы российские СМИ фактически стали «четвертой властью» - институтом, претендующим на монопольное обладание функцией политической коммуникации в стране. Политическая жизнь переместилась в символическое пространство средств массовой информации и во многом напоминала политический спектакль, транслируемый массовой аудитории. Эффект «установления пунктов повестки дня» - то есть картины политической реальности, формируемой СМИ, - был сформулирован американским исследователем Б. Коэном еще в 1963 году. В России 1990-х - начала 2000х годов этот эффект заменил отсутствующие или слабые политические институты, оказался решающим в парламентских и президентских выборах и в целом стал одной из основных черт российской политики десятилетия.

Информация о работе СМИ в системе управления общественности