Роль "женского журнала" в повышении уровня массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является проследить на примере "Женского журнала" влияние журналистики на общество, а именно её значение в повышении культуры.
Объектом курсовой работы является журналистика. Предметом – роль журналистики в повышении уровня культуры населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...2
Глава I. ФУКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ………………………………………….3
1.1 Общая характеристика функций СМИ……………………………………….3
1.2 Культуроформирующие функции……………………………………………..7
1.3 Идеологические функции……………………………………………………...10
1.4 Рекламно-справочные и рекреативные функции…………………………….14
Глава II. РОЛЬ "ЖЕНСКОГО ЖУРНАЛА" В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.…………………17
2.1 Общая характеристика "Женского журнала"………………………………..17
2.2 Журнал и его роль в повышении массовой культуры……………………...19
Глава III. ПРИНЦЫПЫ РАБОТЫ КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩИХ ИЗДАНИЙ………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа за 7 сем.docx

— 47.67 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

 

Факультет туризма и гостеприимства

 

Кафедра «Связи с общественностью»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Дисциплина _________________________________________________

Тема:________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

выполнил студент __ курса

очной/заочной формы обучения

группа________

ФИО_________

Проверил должность, степень, звание

ФИО

дата защиты «__»____________ 201_г.

оценка _____________

 

 

 

 

Москва, 201_г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...2

Глава I. ФУКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ………………………………………….3

1.1 Общая характеристика  функций СМИ……………………………………….3

1.2 Культуроформирующие функции……………………………………………..7

1.3 Идеологические функции……………………………………………………...10

1.4 Рекламно-справочные и  рекреативные функции…………………………….14

Глава II. РОЛЬ "ЖЕНСКОГО ЖУРНАЛА" В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.………………………………………………………17

2.1 Общая характеристика "Женского журнала"………………………………..17

2.2 Журнал и его роль  в повышении массовой культуры……………………...19

Глава III. ПРИНЦЫПЫ РАБОТЫ КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩИХ ИЗДАНИЙ………………………………………………………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28

 

 

 

 

Введение

В конце ХХ столетия культура стала самой модной темою для дискуссий, как в научной среде, так и в не её. Это произошло потому, что культурой пронизаны все сферы нашего коллективного сознания, подсознания, памяти, социальной деятельности. Она абстрактно существует в привычках группы, морали, традициях, ценностях и идеях.

Значительную роль в повышении массовой культуры играет журналистика.

Ежедневно миллионы газет  попадают в руки читателей. Волны  сотен радиостанций пронизывают  эфир, донося до слушателей новости  из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических  спутников делают нас свидетелями  событий в разных странах мира.

Актуальность  данной курсовой работы заключается в значении печати, радио и телевидения в современном мире и массовой культуре.

Целью нашего исследования является проследить на примере "Женского журнала" влияние журналистики на общество, а именно её значение в повышении культуры.

Объектом курсовой работы является журналистика. Предметом – роль журналистики в повышении уровня культуры населения.

 

 

 

 

 

Глава I. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

1.1 Общая характеристика  функций СМИ

Как любой социальный институт, СМИ занимают определенное место  в системе других социальных институтов и выполняют свои специфические  задачи в общественно-политической жизни общества.

Для определения и выяснения  функциональных задач СМИ в обществе необходимо определиться в категориях данной проблемы теории массовой информации, которые можно свести к двум основным:

1) СМИ как социальный  институт, включающий в себя и  совокупность других подсистем;

2) СМИ как сфера деятельности, которая подразумевает совокупность  результатов, достигнутых в итоге  этой деятельности.

В рассмотрении проблем, связанных  с функциями СМИ, будут подразумеваться  оба существующие определения системы  СМИ, хотя здесь более важен второй подход.

СМИ являются подсистемой  целостной системы общества, состоящей  из совокупности элементов, выполняющих  ряд функций как по отношению  к системе, так и по отношению  друг к другу. Одним из таких элементов  и являются СМИ как социальный институт, выполняющий определенные виды деятельности, которые характеризуются  прежде всего совокупностью задач, решаемых с помощью СМИ.

Функция СМИ – это не что иное, как ее предназначение в обществе на данном этапе общественного  развития. Деятельность СМИ тем плодотворнее, чем яснее осознаны социальные функции, объективное социальное предназначение, без навязывания им задач, которые не отвечают природе журналистики".

Знание функций – это  совокупность представлений о назначении, средствах, организации в свете  ожидаемых необходимых результатов  деятельности.

Поскольку, любая деятельность человека всегда целенаправленна, а  для достижения целей нужны соответствующие  средства, журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно  представить следующим образом:

Цель – это предвидимый  и желаемый результат, добиться которого можно с помощью релевантных  средств, эффективно используемых. Область  сущностных целей лежит в сфере, информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов.

Поскольку всякая человеческая деятельность предметна и многофункциональна, то и деятельность СМИ конкретизируется в различных функциях. Эти функции  связаны между собой, дополняют  друг друга и вместе образуют звенья целостной системы функций. Находясь в постоянном взаимодействии, они  реализуются в различных формах. Следовательно, представление о  реальной роли СМИ в обществе можно  составить лишь тогда, когда ее деятельность рассматривается как деятельность целеполагающая, совокупная, коллективная, когда выводы делаются из общего содержания и результатов функционирования всех ее видов и форм.

Отсюда исследователи  СМИ делают вывод о необходимости  системного анализа их функций. Более  того, анализ функций следует проводить  одновременно с выявлением механизма  их взаимопроникновения и взаимодействия, форм и методов деятельности СМИ. Системный подход к определению  функций полностью согласуется  с методологическим положением о том, что любая система имеет свои предпосылки и что в процесс развития она превращается в целостность.

Анализ сущности и системы  функций СМИ, их взаимосвязей, взаимодействия с социальной средой и реализации в обществе позволяет сделать  ряд обобщающих выводов, крайне необходимых  для понимания места, роли и назначения СМИ:

1. Влияние СМИ на общество  отражает такое положение вещей,  при котором, с одной стороны,  оно обусловлено закономерностями  функционирования и развития  общества в целом, условиями  их деятельности. СМИ сами являются  условиями обеспечения определенных  системных качеств общества. С  другой стороны, влияние обусловлено  свойствами самих СМИ – освоением  предмета и интересами общества.

Система СМИ, как и любая  другая система, неразрывно связана  с объективными условиями своего существования: материально-техническими, экономическими, социально-политическими, условиями духовной жизни, определяющими  их функции и типологические признаки.

При помощи категории функции  из множества функциональных связей СМИ на первый план выдвигаются те, которые являются первоочередными  на данный период времени с точки  зрения участия СМИ в жизни  общества. Они опосредуют и определяют другие функциональные связи СМИ  как социального института.

2. Функции СМИ по отношению  к обществу представляют собой  аспект сознательной, целесообразной  журналистской деятельности. Категория  функции выявляет олицетворяемую  ими функциональную связь как  объективную, закономерную. Эта связь  не реализуется сама собой,  вне человеческой деятельности.

По мнению специалистов, изучающих журналистику, роли ее как  вида человеческой деятельности разнообразны. Говорят о роли журналистики в  познании окружающего, выработке человечеством  ценностных ориентаций, социализации личности, просвещении и воспитании, распространении культуры, отмечают ее регулятивное и контрольное участие  в управлении общественными процессами, в социальной защите людей и снабжении  каждого утилитарными сведениями, указывают  на гедонистическое значение журналистики, участие ее в психической регуляции, компенсаторной, тонизирующей.

Предварительным и обязательным условием информационного взаимодействия в сфере журналистики является установление контакта с "контрагентом", т.е. налаживание  связи с массовой аудиторией и  социальными институтами. Общеизвестно, что исходнойфункцией журналистики является коммуникационная функция (лат.communicatio – "путь сообщения") – функция общения, налаживания контакта. Не случайно журналистику часто называют "средством массовой коммуникации", или mass media.

Для взаимоотношений с  массовой аудиторией первостепенное значение имеет информационное обслуживание массового сознания и, прежде всего, общественного мнения. Эта группа функций может быть названа социально ориентирующей или идеологический.

Рядом и в прямой связи  с идеологическими функциями "располагаются" культуроформирующие функции СМИ. Притом если такие задачи, как формирование политической культуры, экономическое  образование, этическое и эстетическое воспитание и т.п., непосредственно  связаны с идеологической деятельностью  СМИ и едва ли не являются ее частью, то формирование культуры поведения, пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга и т.д. значительно  слабее связаны с идеологической деятельностью.

Как бы на периферии системы  функций находятся и такие  области деятельности, как рекламно-справочная, удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений  разных слоев аудитории.

На конец, следует назвать такую "всепроникающую" функцию журналистики, как рекреативная. Эта функция "всепроникающая", так как эффективного выполнения всех других функций можно добиться только в том случае, если реализующие их материалы читаются, смотрятся, слушаются "с удовольствием", приносят интеллектуальное наслаждение, радость познания нового, интересного и т.д. Но есть и такие материалы в СМИ, которые выполняют исключительно эту функцию. Обычно их называют "развлекательными".

Последовательность выполнения информационной политики издания и  программы предполагает органическое единство в соотношении и способах реализации всех функций требует  их взаимодействия на основе единой позиции.

Таким образом, всем СМИ свойственны  единые функции, обязанность выполнить  объективное предназначение журналистики, но реально они выполняются своеобразно  по содержанию в зависимости от социальной позиции СМИ и их журналистов.

Мера и характер информированности  зависит, прежде всего, от того, как  журналисты понимают и реализуют  идеологическую функцию СМИ. А от этого зависит и выполнение по содержанию всех остальных функций  журналистики.

1.2 Культуроформирующие  функции

Культура как явление  многозначно и ему сложно дать научное определение, которое могло  бы достаточно точно вскрыть его  столь подвижную и труднофиксируемую  сущность. "Культура (лат. cultura – "возделывание, воспитание, образование, развитие") – это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоёв, отдельного человека с его творческими силами и созидательными способностями" [16, С. 72]. Уровень культуры – это степень возвышения человека и общества над исходным состоянием. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности и регулирование её поведения.

Культуроформирующая функция  журналистики, следовательно, заключается  в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в  пропаганде и распространении в  обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образах  общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннемуразвитию  человека.

Идеологическая деятельность журналистики, направленная на формирование массового сознания, также способствует формированию культуры личности, группы, народа, общества в целом. Но в силу специфики своей задачи она имеет ярко социализаторский характер, ее цель – введение человека в мир общественных отношений как активно действующей единицы массы на стороне той или иной силы – носителя идеологии. Поэтому культура, формируемая в процессе идеологической деятельности, – это культура, нацеленная прежде всего на формирование определенно по отношения к современным явлениям и далее – на формирование мотивов и стимулов социальной активности, поэтому и акцент в идеологической деятельности ставится на политическую, экономическую, правовую культуру в их прагматической направленности, на формирование, гражданской активности.

Информация о работе Роль "женского журнала" в повышении уровня массовой культуры