Проведение мозговых штурмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение, как существующих видов мозгового штурма, так и инноваций в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки коллективного решения при помощи метода мозговой атаки.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

1) обзор истории происхождения метода мозгового штурма;

2) рассмотрение методологии, принципов и этапов проведения мозгового штурма

4) определение достоинств и недостатков мозгового штурма, как метода принятия коллективных решений

5) рассмотрение основных видов технологий мозгового штурма и его модификаций;

6) изучение «синектического штурма», как наиболее совершенного вида мозговой атаки

7) определение основной проблемы применения мозгового штурма

Содержание

Введение……………………………………………………………….………стр. 3

Глава I

Теоретические аспекты мозгового штурма

1.1. История происхождения мозгового штурма………………………..…..стр. 5

1.2.Методология и принципы мозгового штурма……………….…….….....стр. 7

Глава II

Процесс принятия решения методом мозгового штурма

2.1. Этапы проведения мозгового штурма……………………..…….......…..стр. 9

2.2. Достоинства и недостатки мозгового штурма……………………........стр. 12

2.3. Виды технологий мозгового штурма и его модификации……………стр. 14

Глава III

Развитие мозгового штурма как коллективного метода принятия решений

3.1. Синектика, как наиболее совершенная технология процесса принятия решений методом мозгового штурма ………………………….….…….стр. 21

3.2. Проблема применения метода мозгового штурма…………………стр. 25

3.3. Тренинг и практические рекомендации по применению метода мозгового штурма…………………………………………….…………....стр. 27

Заключение…………………………………………………………….……...стр. 33

Приложения…………………………………………………………..….…...стр. 35

Список используемой литературы…………………………………..….…..стр. 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

     5. Индивидуальный мозговой  штурм

     Данный  метод, по существу, не отличается от метода коллективного мозгового штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие – сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие  идеи обязательно фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

     Для успешного применения индивидуального  мозгового штурма необходимо научиться  задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

     6. Мозговой штурм на доске

     В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы  сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение  рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.

     7. Мозговой штурм  в стиле «соло»

     Этой  технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так  и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

     8. Визуальный мозговой  штурм

     Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная  в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп  в процессе размышления.

     Основные  принципы визуальной мозговой атаки:

    • Скорость и гибкость мышления
    • Отсутствие преждевременной критики
    • Быстрая реакция

     9. Метод корабельного  совета

     Высказывания  проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении идеи после своей очереди ее нельзя высказать.

     10. Метод конференции идей

     Это метод мозгового штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол.

     11. Метод мозгового штурма с оценкой идей

     Это объединение двойного, индивидуального  и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику.

     12. Метод массового мозгового штурма

     Используется  для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая  разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма. Следующий этап - сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.

     13. Метод двойного (парного) мозгового штурма

     Введение  критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей.

     14. Мозговой штурм по-японски

     Существует  также японская (кольцевая) система  принятия решений - «кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для  обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

а) большинства голосов — выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

б) диктатора — за основу берется мнение одного лица.

Этот  принцип характерен для военных  организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.8  

     Т.о. из выше перечисленного можно сделать  вывод, что применение в различных  ситуациях определенных видов мозгового  штурма способствует принятию наиболее эффективных управленческих решений, особенно при рассмотрении нестандартных, творческих задач.

 

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ МОЗГОВОГО ШТУРМА КАК КОЛЛЕКТИВНОГО МЕТОДА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

3.1.Синектика,  как наиболее совершенная  технология процесса  принятия решений  методом мозгового  штурма 

     Синектика9,  «синектический штурм» - наиболее сильная из созданных рубежом методик психологической активизации творчества – является дальнейшим развитием мозгового штурма. Она предложена американским изобретателем методологии творчества У.Дж. Гордоном.

Идея  синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач, а само понятие «синектика» включает в себя целый комплекс инструментов и методов.

     Метод основан на использовании бессознательных  механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. В ситуации когда люди объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов.

     Особенностью  синектики, отличающей ее от обычного метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование имеет в группе участников в синектике большое значение,  каждый стремится «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений.

     Важным  критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.10

     Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решении творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

    • Превращение незнакомого в знакомое
    • Превращение знакомого в незнакомое

     Превратить  знакомое в незнакомое – означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию  на вещи. Синектика полагает, что  рассмотрение известного как неизвестного – основа творчества.

     Цель  синектики – направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы участников совещания на исследование и преобразование проектной проблемы.

     Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового  штурма, однако все же отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки в том числе очень активным применением аналогий.

     При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуществляет некую деятельность, представляющую собой систему различных  действий. Это сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль.

     Чтобы идея появилась нужен инсайт11 или использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика. Особенно часто феномен «инсайта» проявляется в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более или менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.12

     Применение  аналогий в творческом процессе является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы и т.д.

     В синектике реализуется последовательно  следующая цепочка действий:

    • Разбор проблемы;
    • Обсуждение вопроса (насколько проблема понята участниками);
    • Определение главных трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы;
    • Постановка наводящих вопросов;
    • Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы;
    • Превращение обычного в привычное;
    • Развитие и формулировка перспективной идеи и ее упаковка в термины реальных действий.13

        Выдвижение идей и их последующий отбор во многом зависит от руководителя совещания, его профессионального и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и  находчивости, умения создавать творческую атмосферу и активность.

        Процесс организации  творческой работы в синектике включает следующие основные моменты:

    1. Первоначальная постановка проблемы;
    2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации;
    3. Выяснение возможностей решения проблемы;
    4. Переформулирование проблемы;
    5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы;
    6. Выдвижение образных аналогий;
    7. Подгонка намеченных участниками синектического штурма подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

     В реальной практике проведения синектического штурма на совещании участники, как правило, стремятся немедленно, без соблюдения всех перечисленных синектических процедур найти решение проблемы. (см. Приложение 2) 

     Таким образом, проведение делового совещания  с использованием синектического мозгового штурма, т.е. внедрение генерирования и анализа идей в процесс мыслительной деятельности участников – процесс достаточно сложный, зависящий не только от организаторских умений, опыта и статуса ведущего деловое совещание, но и от его специальной компетентности: коммуникативной и интерактивной.14  

3.2. Проблема применения  метода мозгового  штурма

Информация о работе Проведение мозговых штурмов