Проведение мозговых штурмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение, как существующих видов мозгового штурма, так и инноваций в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки коллективного решения при помощи метода мозговой атаки.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

1) обзор истории происхождения метода мозгового штурма;

2) рассмотрение методологии, принципов и этапов проведения мозгового штурма

4) определение достоинств и недостатков мозгового штурма, как метода принятия коллективных решений

5) рассмотрение основных видов технологий мозгового штурма и его модификаций;

6) изучение «синектического штурма», как наиболее совершенного вида мозговой атаки

7) определение основной проблемы применения мозгового штурма

Содержание

Введение……………………………………………………………….………стр. 3

Глава I

Теоретические аспекты мозгового штурма

1.1. История происхождения мозгового штурма………………………..…..стр. 5

1.2.Методология и принципы мозгового штурма……………….…….….....стр. 7

Глава II

Процесс принятия решения методом мозгового штурма

2.1. Этапы проведения мозгового штурма……………………..…….......…..стр. 9

2.2. Достоинства и недостатки мозгового штурма……………………........стр. 12

2.3. Виды технологий мозгового штурма и его модификации……………стр. 14

Глава III

Развитие мозгового штурма как коллективного метода принятия решений

3.1. Синектика, как наиболее совершенная технология процесса принятия решений методом мозгового штурма ………………………….….…….стр. 21

3.2. Проблема применения метода мозгового штурма…………………стр. 25

3.3. Тренинг и практические рекомендации по применению метода мозгового штурма…………………………………………….…………....стр. 27

Заключение…………………………………………………………….……...стр. 33

Приложения…………………………………………………………..….…...стр. 35

Список используемой литературы…………………………………..….…..стр. 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

     Итак, рассмотрев главные принципы и методологию мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой.

ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ МЕТОДОМ МОЗГОВОГО ШТУРМА

2.1. Этапы проведения  мозгового штурма

     Творческое  мышление, как правило, проходит три  стадии:

  1. генерирование идей, их формулировка;
  2. оценка или анализ этих идей;
  3.      использование идеи для решения конкретной проблемы или ситуации.

         В мозговом штурме эти стадии разделены, и на первом этапе реализуется только первая функция, потому что если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у участника совещания, автора идеи наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений.

         Итак, мозговой штурм состоит из следующих  этапов:

  1. подготовительный
  2. генерирование идей
  3. заключительный – анализ и оценка идей

     Подготовительный  этап

     Первый  этап состоит в подготовке и организации  процесса мозгового штурма. Для реализации технологии в процессе делового совещания назначается ведущий, который отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:

    • Формулировка цели и коррекция задачи;
    • Подбор участников для последующих этапов работы;
    • Решение организационных вопросов (подготовка помещения, техники, флип-чарта, доски или транспаранта, распределение ролей среди участников и т.п.)

     Как правило, участники мозгового штурма делятся на 2 группы: «генераторов» - людей с позитивной установкой к творчеству, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их: «аналитиков» - людей, обладающих большими знаниями в исследуемом вопросе, т.е. специалистов способных критически оценить выдвинутые идеи. Эта группа оценивает разработанные идеи на основе разработанной ситуации. Однако в случае необходимости может быть создана и третья дополнительная группа – «генераторов контридей»

     В начале нужен небольшой разогрев минут на 15, чтобы мыслительный процесс  вошел в нужный темп. Можно, к примеру, решить пробную задачу (придумать рекламу для выдуманных проектов или посмотреть оригинальные видеоклипы)

     Этап  генерирования идей

     Оптимальный состав группы от 5 до 15 человек. Сам  процесс генерирования идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило,  в течение 15-20 мин. Однако полная продолжительность штурма, включающая процесс анализа и оценивания идей, составляет 1,5-2 часа.

     Все идеи записываются или стенографируются. Участники совещания могут выдать более ста идей.

     Весьма  важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила, присущие этой технологии:

    1. отсутствие всякой критики
    2. поощрение предполагаемых идей
    3. равноправие участников мозгового штурма
    4. свобода ассоциаций и творческого воображения
  1. творческая атмосфера на «игровой поляне» делового совещания
  1. обязательная фиксация всех высказанных идей
  2. время для инкубации (группе нужно дать время – час, день, неделю или месяц, чтобы обдумать идеи и затем рассмотреть альтернативные подходы или новые предложения к уже имеющемуся списку)
  3. как уже было отмечено, руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников совещания и на протяжении всего штурма вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.

Заключительный  этап – подведение итогов мозгового  штурма

     Первая  задача группы «аналитиков» - сделать  глубинный анализ проблемы. Затем  проводится систематизация и классификация  идей по группам в соответствии с признаками, по которым их можно объединить.

     Осуществляется  деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость.

     Затем из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом выбирается оптимальная  идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей.

     Составляется  окончательный список практически  используемых идей.3

     Итак, рассмотрев более подробно весь процесс  принятия решения при помощи метода мозгового штурма можно сделать вывод, что все мероприятие делится на несколько этапов (см. Приложение 1), каждый из которых играет немаловажную роль  в его  проведении и решении поставленной задачи.

     2.2.Достоинства  и недостатки  мозгового штурма

     Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений  свойственны определенные достоинства  и недостатки.

     Одно  из наиболее важных преимуществ мозгового  штурма заключается в том, что  во  время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит  в условиях комфортной творческой атмосферы.

     Идет  активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход  генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые  идеи, чувствуют себя равноправными.

     Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются  практически автоматически. Раскованность  активизирует интуицию и воображение.

     Происходит  выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.

     Привлекается  большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

     Мозговой  штурм – это простой метод, который легко понять и легко  применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется  сложное оборудование, техника, много  времени и специально организованная пространственная среда.4

     Необходимо  выделить также недостатки мозгового  штурма, что поможет избежать появления  проблем при решении задач  методом мозгового штурма.

       В связи с тем, при мозговой  атаке поощряется генерирование  любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи.

     Из-за высокой степени вовлеченности  участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.5

     При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

     Недостаточно  развитая способность осуществлять дистилляцию6 вызывает трудности по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.7

2.3. Виды технологий  мозгового штурма  и его модификации

У мозгового  штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которых можно  применять на деловых совещаниях для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, метод корабельного совета, метод конференции идей, метод мозгового штурма с оценкой идей, метод массового мозгового штурма, метод двойного (парного) мозгового штурма, мозговой штурм по-японски.  

Рассмотрим характеристики перечисленных технологий.

     1.Обратный  мозговой штурм

     Его предпочтительно применять при  создании нового улучшенного образца, новой услуги или разработки новой  идеи, когда решаются две творческие задачи:

    • выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального  числа недостатков;
    • максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.

     Цель  метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного  списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика.

     В результате обратного мозгового  штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных  проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

     2.Теневой  мозговой штурм

     Далеко  не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии  и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

     Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов  идей.  Одна из них - собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа  – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

     Перечень  выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их  развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу. 

     3. Комбинированный мозговой штурм

     Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного  мозгового штурма могут  быть совместно  использованы в различных комбинациях.

     Двойной прямой мозговой штурм  заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

     Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

     4. Брейнрайтинг

     Эта методика основана на  технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в  письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем  обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками в течение 15 минут.

Информация о работе Проведение мозговых штурмов