Пресса стран Северной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:39, реферат

Описание

К странам Северной Европы принято относить Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию, Исландию. Всех их отличает высокий уровень жизни народа и всеобщая грамотность. Это, в свою очередь, определяет высокий уровень развития средств массовой информации.


В двух странах из пяти первые газеты возникли в XVII-XVIII вв. — Швеция (1632); Дания (1749).

Содержание

Введение.

•Пресса Норвегии.
•Пресса Швеции.
•Пресса Финляндии.
•Пресса Дании.
•Пресса Иландии.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Пресса стран Северной Европы.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

Пресса  Финляндии. 

Современное состояние финской прессы можно  охарактеризовать как устойчивое, с  явно прослеживающимися тенденциями  развития. 

К началу 1970-х годов в Финляндии существовало около 90 газет различной периодичности. Их общий тираж равнялся около 2,2 млн. экземпляров (на 4,7 млн. жителей). В это число не входят местные газеты, которых насчитывается свыше 120. Кроме них, в стране издавалось около 100 еженедельников и более 1000 журналов разной периодичности. 

По состоянию  на 1994 год в Финляндии издавалось 56 ежедневных газет общим тиражом 2 млн. 405 тыс. экземпляров. Всего на тысячу человек приходится 464 экземпляра. Для сравнения отметим, что в 1990 году в стране выходило 65 «высокопериодичных» (от 4 до 7 раз в неделю) газет общим тиражом 2,8 млн. экземпляров и на 1000 жителей приходилось 559 экземпляров газет. Если учесть и «низкопериодичные», то на 1000 жителей приходилось 562 экземпляра. 

В конце 1990-х годов в стране на 1000 человек  населения приходилось 464 экземпляра газет, 511 телевизоров, 280 домашних ПК, 77,2 подключений к Интернету, 558 телефонов, 420 мобильных телефонов. По этим 6 показателям Финляндия занимала 2 место в мире (после США). 

Финны ежедневно тратят на средства массовой информации около 6 часов 20 минут. Электронные средства массовой информации отнимают примерно 4 с половиной часа, на печатные СМИ остается несколько меньше 2-х часов. Вместе с тем, финнов считают «читающим народом». Дело в том, что радио или телевизор могут создавать фон для любой другой деятельности, в то время как чтение газет и журналов требует концентрации внимания.

Что же подразумевают жители Финляндии  под словом «газета»? 

Под газетой понимается издание, которое выходит регулярно от одного до семи раз в неделю, обслуживает общественные интересы, поступает по подписке или покупается читателем, имеет современный характер и отражает актуальные проблемы. Газета может быть:

·         национальной или столичной;

·         провинциальной;

·         региональной (обслуживает экономическую область);

·         местной (обслуживание одного или больше муниципалитетов). 

Эта классификация  не имеет жесткого закрепления, поскольку  читатель в ряде случаев газету любого района распространения может считать местной – особенность финских газет в том, что они очень широко освещают новости той местности, где выходят. И лишь в дополнение к местным проблемам освещаются региональные, национальные, международные. Кроме того, концентрация прессы ломает эти стереотипы. 

Неожиданным для многих стало приобретение в 1994 году крупнейшим шведским акционерным  обществом «Мариеберг» почти 7% акций  второго по величине финского издательского  концерна «Аамулехти». В следующем 1995 году «Мариеберг» увеличило свою долю в капитале концерна «Аамулехти», доведя число своих акций первой группы до 13,1% и до 12,5% голосов. В настоящее время шведский концерн стал крупнейшим акционером финской компании. У компании «Мариеберг» имеются также некоторые долговые обязательства «Аамулехти», которые после превращения в акции увеличат долю шведского концерна до 21,7% и 14,3% голосов. 

В последние  несколько лет заметна тенденция  к новому витку образования и  развития местной прессы. Появились и все набирают силу местные бесплатные газеты. Они мобильны, высокопрофессиональны, разносятся прямо по почтовым ящикам вместе с рекламными буклетами. Кроме рекламы, там можно найти и новости по всей стране, и местные новости, и новости местной культуры, программу телевизионных передач и другие полезные сведения. Они представляют все большую угрозу для платных газет, ведется настоящая война за читателя: платные газеты присылают бесплатные экземпляры своих изданий, обзванивают потенциальных читателей, предлагая подписаться на газету по самым льготным тарифам, заманивают читателя различными розыгрышами. Среди бесплатных газет заметно также профильное подразделение. Так, например, на железнодорожном вокзале, а часто и в самом поезде, пассажир может почитать газеты «1000», «Маткаат каан мукаан» («С собой в дорогу»), где кроме рекламы можно прочитать о культурных новостях, концертах, новостях Государственной железной дороги. 

В качестве примера местных бесплатных изданий  можно назвать «Кераван уутисет», «Келлокас», «Ярвенпаа лехти» и другие. Среди них можно отдельно отметить газету «Келлокас», за год выросшую от небольшой газетенки типа информационного листка в четыре страницы до двенадцатиполосного высокопрофессионального цветного издания с актуальными выступлениями и неплохими критическими статьями. 

Пресса  Дании. 

В девяностые годы ХХ-го столетия периодическая  печать Дании была подвержена тем  же тенденциям развития, что и периодика  других стран Северной Европы: продолжалось сокращение числа городов с конкурирующими газетами, уменьшались их тиражи, появлялись новые издания, в том числе и журнального типа, дифференциация и специализация СМИ протекали одновременно с их концентрацией и монополизацией. 

Утренние  газеты несколько сократили свои тиражи за последнее десятилетие XX века. Для Дании характерно и некоторое сокращение тиражей вечерних газет, хотя в Финляндии и Норвегии их положение более устойчиво. 

Возьмем для примера датские вечерние газеты «Экстра бладет» и «БТ». Для «Экстра бладет» характерен следующий ряд изменения тиражей. В 1988 году тираж составлял 183487 экземпляров, в 1992 году – 206528, в 1994 году – 176928, в 1995 году – 167922 экземпляра. Для «БТ» динамика тиража следующая: 1988 год – 180122 экземпляра, 1992 год – 232316, 1994 год – 163984, 1995 год – 154992 экземпляра. Наглядно это можно видеть на приведенной ниже гистограмме.

Динамика  тиражей двух вечерних газет Дании  

Стабильным  оставался сектор специализированной печати. И хотя в Дании весьма остро ощущался перенос деловой информации из прессы в компьютерные сети, это не сказалось на специализированных изданиях. Крупнейшая датская религиозная газета «Кристелинг дагблад» издается шесть раз в неделю 15-тысячным тиражом; деловые издания имеют тенденции постоянного роста. Исключение, пожалуй, составляют профсоюзные издания, которые сейчас переживают экономические трудности. 

В целом  пресса Дании демонстрировала завидную стабильность: по состоянию на 1993 год  свыше 52% поступлений от рекламы приходилось на газеты, более 15% – на журналы, 26% – на телевидение, на внешнюю рекламу (уличная, на транспорте, другие носители) – 3 %. Радио и кино, по сути дела, не имели особых поступлений от рекламы (см. диаграмму). Все это объясняется как жесткой конкуренцией в рекламном бизнесе, так и политикой государства. 

Пресса  Иландии. 

Развитие  журналистики немыслимо без современной  системы народного образования. В Исландии она основана на принятом в 1946 году законе об обязательном бесплатном обучении детей в возрасте от 7 до 15 лет. Поскольку плотность населения в стране невелика, широкое распространение получили так называемые передвижные школы, заменяемые школами-интернатами. Высшее образование дает Исландский университет в Рейкьявике. 

Координирующий орган всех научных учреждений страны – Национальный совет по исследованиям. Он активно участвует в организации новых отраслей науки и техники, оценке перспектив использования полезных ископаемых и энергетических ресурсов, выпускает серии сборников научных трудов. 

Конечно, большое влияние на общественную жизнь страны оказывают иностранные  военные базы, размещенные на территории Исландии. Среди населения, как отмечают иностранцы, побывавшие в этой стране, широко распространено отрицательное отношение к представителям вооруженных сил, независимо оттого, какой стране они принадлежат. 

На формирование политического мировоззрения исландцев  большое влияние оказывает пресса, радио, телевидение и кино, контролируемые крупной буржуазией. 

Как уже  отмечалось, книгопечатание появилось в Исландии в 1530 году, однако прошло свыше двухсот лет, прежде чем вышло первое периодическое издание – ежемесячный журнал «Исландске маанедс тиденс» («Исландские известия») на датском языке. Это произошло в 1773 году, когда выпуск этого журнала начал деятель исландского Просвещения Скули Магнуссон.

Очень большую роль в культурной жизни  Исландии играл журнал «Фьольнир» (одно из мифологических имен бога Одина), основанный в Копенгагене обучавшимися там студентами из Исландии. В этом журнале в разные годы (а выходил журнал с 1835 по 1839 и с 1844 по 1847 годы) печатался народный поэт Исландии Й. Хальдегримссон, поэт-романтик Б. Тораренсен и другие. 

Лишь  в середине XIX века возникли первые собственно исландские газеты. Первое социально-политическое издание страны – «Ни фолегсрит» («Общественные записки») вышло в свет в 1841 году. 

В Исландии сейчас имеется пять ежедневных газет  – органов политических партий, общий тираж которых составляет около 100 тысяч экземпляров: «Альтидубладид» («Народная газета»), «Висир» («Указатель»), «Моргунбладид» («Утренняя газета»), «Тиминн» («Время»), «Тьоудвильинн» («Воля народа»). Кроме того, имеется 5 еженедельных газет и ряд журналов. 

Тем не менее, – отмечает Е.Л. Вартанова  в своей книге «Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и  радио стран Северной Европы между  государственным и рыночным регулированием», – в относительных показателях  это островное скандинавское  государство предстает однозначным лидером по степени концентрации газетного рынка. На долю «Моргунбладид», газеты крупнейшего собственника газетной индустрии Исландии – акционерного общества «Арвакур» – приходится 48% общего тиража исландской прессы (51650 экземпляров) Высокая степень концентрации подтверждается и положением в «табели о рангах» второй по тиражу исландской газеты «Дагбладид висир». На долю компании, издающей ее, приходится 35% общего тиража (тираж газеты равен 38000 экз.) Остальные три газеты и издающие их компании имеют одинаковый тираж (6000 экземпляров) и соответственно одинаковые долю национального тиража (5,6%). 

О росте  тиража упоминавшейся выше газеты «Моргунбладид» говорят такие данные: в 1960 году ее тираж составлял 27 тыс. экземпляров, в 1986 – 43 тыс., а в 1997 – 51650 экземпляров.

Наглядно  это видно на гистограмме, помещенной ниже.  

Своих зарубежных корреспондентов Исландия не имеет, а просит представлять интересы их газет и журналов, радио и телевидения журналистов дружественных стран. 

Тиражи  газет и журналов сравнительно невелики, и их совокупный разовый тираж  не превышает 100 тыс. экземпляров, что  обусловлено весьма малой численностью населения. 
 
 
 

Заключение. 

Средства  массовой информации стран Северной Европы – Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и Исландии – в настоящее  время переживают интересный и важный период в своем развитии. Дело в  том, что здесь протекают неоднозначные процессы перехода от государственной системы регулирования информационных потоков к общественно-правовой и рыночной. Вместе с тем, на современное состояние СМИ оказывает громадное влияние история этих стран, во многом схожая. 

Общность  географического положения и  социально-исторических судеб стали  важнейшим фактором схожести процессов  развития СМИ стран Северной Европы. Сейчас в этих странах проживает всего около 25 млн. человек – и это на огромной территории!

Информация о работе Пресса стран Северной Европы