Автономия в странах Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:20, контрольная работа

Описание

Атономия в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украине), нескольким частям (двум округам, населенным индейскими племенами в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами в Молдавии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Виды автономии. Три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная.

Содержание

Введение
Глава 1. Автономия в странах СНГ.
Глава 2. Автономия в странах Европы.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци4.docx

— 45.67 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Юго-западный государственный  университет»

Кафедра Конституционного права

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                           студент группы ЮР-01 ж/4

                                                                              И.М. Сорокина 

Проверил:                                                            Н.В. Чуб

 

 

 

Курск 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Автономия в странах СНГ.

Глава 2. Автономия в странах Европы.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Атономия в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украине), нескольким частям (двум округам, населенным индейскими племенами в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами в Молдавии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Виды автономии. Три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная. Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства. Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих). Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная (этнотерритори-альная) автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по местным вопросам (перечень этих полномочий указан в конституции, например в Италии, или определяется специальным законом: в Ираке — законом об Иракском Курдистане 1974 г.). Иногда ей принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти.

Административная автономия  не обладает правом издавать свои местные  законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Автономия  в странах СНГ

Крымская Автономия

Крым имеет статус Автономной республики, закрепленный в Конституции  Украины (раздел 10). В этом регионе  действует собственная конституция, представительный орган – Верховная  Рада Автономной Республики Крым, собственное  правительство – Совет Министров  Автономной Республики Крым.

К ведению Автономной Республики Крым относится: назначение выборов  в местный парламент, организация  и проведение местных референдумов, разработка, утверждение и исполнение республиканского бюджета, участие  в обеспечении прав и свобод граждан, национального согласия, обеспечение  функционирования и развития государственного и национальных языков и культур, участие в разработке и реализации государственных программ возвращения  депортированных народов.

Ныне действующая конституция  Крыма – третья по счету. Первая была принята в 1992 году, на волне  роста политического объединения  русского населения Крыма. Чувствуя поддержку Москвы, крымское руководство  того времени поставило вопрос о  государственной самостоятельности  региона. Был введен пост президента Крыма, а отношения с официальным  Киевом накалились до предела.

В итоге этого противостояния Конституция Крыма была отменена Верховной Радой Украины как  не соответствующая Основному Закону государства. Также были запрещены  гимн республики, референдум о статусе  Крыма, упразднен пост президента Крыма. Верховный Совет Крыма был  лишен практически всех реальных полномочий, а правительство Крыма  полностью переподчинено президенту Украины и кабинету министров. Кроме  того, были запрещены все местные  партии, большая часть которых  объединяла жителей полуострова  по этническому признаку.

В 1996 г. крымский парламент принимает новую Конституцию, более лояльную к украинскому законодательству. Вторая Конституция Крыма действовала до 1998 г., хотя и не была утверждена Верховной Радой Украины.

В октябре 1998 г. третья по счету конституция была принята парламентом республики, а в декабре этого же года утверждена Верховной Радой Украины и Президентом Украины Леонидом Кучмой. Нынешняя Конституция Крыма является одновременно и отдельным законом Украины, что придает ей высокую степень правовой защиты. Согласно конституции, члены местного сообщества принимают участие в решении вопросов, отнесенных к ведению Автономной Республики Крым, путем выборов и референдумов, а также через органы власти Автономной Республики Крым.

Правовые основы организации  власти в Автономной республике, закрепленные в конституции, имеют свои особенности. В этой сфере следует выделить несколько основополагающих позиций, в том числе: принципы взаимодействия органов государственной власти Автономной Республики, органов местного самоуправления; механизм исполнения государственных функций и полномочий на территории автономии, организация  и деятельность органов власти Автономной Республики Крым.

Статьей 5 Конституции предусмотрено  принципиально важное положение  о том, что Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет  министров Украины, другие органы власти осуществляют свои полномочия по отношению  к Автономной Республике и ее органам  власти в пределах и формах, предусмотренных  Конституцией и законами Украины. Суть этого положения заключается  в том, что в отношении Автономной Республики Крым и ее органов власти не в праве применяться меры, прямо не предусмотренные Конституцией и законами Украины. При разработке этих положений использовался европейский опыт урегулирования взаимоотношений государственных органов с органами регионального и местного самоуправления, в частности, Европейская Хартия местного самоуправления.

Кроме того, статьей 3 Конституции  Автономной Республики Крым закреплены правовые основы взаимодействия органов  государственной власти и органов  власти Автономной Республики Крым. Данной статьей установлено, что органы власти Автономной Республики Крым в  своей деятельности обязаны сочетать интересы Автономной Республики и общегосударственные  интересы Украины. В свою очередь, органы государственной власти Украины  при принятии решений, касающихся Автономной Республики Крым, обязаны учитывать  особенности местного сообщества.

Принципы взаимодействия органов власти Автономной Республики с органами местного самоуправления освещены в ст. 35 Конституции. Статья 45 закрепляет нормы, регулирующие функционирование совместных программ социально-экономического, культурного развития, а также  условия реализации совместных проектов. Согласно Конституции, с целью сбалансированного  социально-экономического и культурного  развития региона Верховная Рада Автономной Республики Крым взаимодействует  с ассоциациями и другими добровольными  организациями органов местного самоуправления.

Кроме того, ассоциации органов  местного самоуправления могут вносить  на рассмотрение Верховной Рады Автономной Республики Крым рекомендации и предложения  в установленном законом порядке. Конституция определяет широкий  круг вопросов, по которым органы местного самоуправления совместно с Верховной  Радой Автономной Республики Крым могут  принимать совместные решения. Это образование, охрана здоровья, экология, охрана памятников культуры, организация туризма, деятельность библиотек, музеев, театров; осуществление программ подготовки кадров, помощи малообеспеченным семьям, пенсионерам и инвалидам, многодетным семьям, осуществление молодежных программ, программ в сфере науки и культуры и др.

Отдельная статья Конституции  посвящена реализации прав и интересов  граждан в сфере национальной культуры в Автономной Республики Крым (ст. 14). Здесь говорится о том, что в Автономной Республике Крым обеспечивается сохранение многообразия культур, исторически сложившихся на Крымском полуострове. Для реализации национальных интересов члены местного сообщества могут создавать объединения, деятельность которых регулируется нормативно-правовыми актами.

Конституция гарантирует  всем проживающим в Крыму, вне  зависимости от этнической принадлежности, право на развитие национальных культурных традиций, исповедание своей религии, удовлетворение потребностей в литературе, искусстве, право на создание национальных средств массовой информации, издательств, музеев, театров, киностудий и других национальных, культурных и учебных  заведений.

Один из наиболее важных вопросов, регулируемых крымской конституцией, – вопрос о языке. Этой проблеме посвящена статья 10, пункт 1 которой гласит: «В Автономной Республике Крым наряду с государственным языком обеспечивается функционирование и развитие, использование и защита русского, крымско-татарского, а также языков других национальностей». Пункт 2: «В Автономной Республике Крым русский язык как язык большинства населения и приемлемый для межнационального общения используется во всех сферах общественной жизни». Пункт 3 данной статьи: «В Автономной Республике Крым гражданам гарантируется право изучения, обучения и воспитания на родном языке в детских дошкольных учреждениях, в учебных заведениях государственной, республиканской и коммунальной форм собственности или через национально-культурные общества в порядке, определенном законодательством Украины и нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым».

Аджария (Аджарская Автономная Республика).

Аджарская АССР в составе  Грузинской ССР была создана 16.7.1921г. С декабря 1990 г. Аджарская Автономная Республика.

Конституция Грузии, не определяет правовой статус Аджарии, как автономии, а просто употребляет слово Аджария  в значении региона. Этот архаизм является последствием турецкого ига, и заключенного между Россией и Турцией Карского договора, который в настоящий момент не имеет юридической силы, по которому на территории Грузии, была искусственно создана Аджарская автономия.

Турция таким образом пыталась влиять на эту часть Грузии, или в будущем ее вернуть.

Однако, конституционный законопроект «О статусе автономной республики Аджария», который наряду с разграничением полномочий между Тбилиси и Батуми определяет и структуру исполнительных и законодательных властей автономии, не принят до сих пор, что создает определенные правовые неудобства.

 

Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье.

Термин «замороженный  конфликт», отражающий неопределённость правового статуса Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, Нагорного  Карабаха, довольно точно передаёт политическую ситуацию вокруг этих регионов. В последнее время положение  «непризнанных государств» снова  начинает осложняться, примерами чему являются действия Грузии в Кодорском ущелье и экономическая блокада Приднестровья со стороны Молдовы и Украины.

Следует к этому добавить усиление давления на Россию со стороны  США, НАТО, ЕС и других западных структур, стремящихся тем или иным способом ликвидировать пророссийские анклавы.

Анализ идущего порядка 15-ти лет переговорного процесса показывает, что найти вариант, при  котором можно совместить интересы государств, желающих восстановить территориальную целостность и в течение многих лет существующих, но дипломатически «непризнанных» республик, невозможно. Все разговоры в рамках компромиссных проектов, например по приднестровскому урегулированию, заканчиваются ничем, когда речь заходит о том, кто будет осуществлять реальный суверенитет на данной территории. Правовые аргументы и дипломатические переговоры о формах автономии являются только формой удержания «замороженного конфликта» от перехода в «горячую» стадию.

 

Абхазия (Абхазская Республика)

В 1931 году Абхазия была преобразована в автономную республику и включена в состав Грузинской ССР.

В условиях начавшихся в 1985 году перестроечных процессов определенные силы Грузии пытались использовать лозунг "сильный центр" и "сильные республики" как возможность легализировать происходящие в ней процессы по выходу из состава СССР без учета интересов абхазского и осетинского народов, имеющих свои национальные автономии.

После распада СССР в решениях Верховного Совета Грузинской ССР обходится молчанием вопрос о судьбе автономий, входящих в республику. В то же время, все содержание принятых парламентом Грузии по поводу восстановления прежней государственности решений, в контексте ведущейся всеми общественно-политическими формированиями пропаганды, не оставляло сомнений на тот счет, что в случае выхода Грузии из состава СССР входящие в нее автономии последуют за ней автоматически, в связи с чем не предусматривалось участие представителей Абхазии, Аджарии и Юго-Осетии в переговорах и подписание ими будущего союзного договора об образовании новой федерации.

25 августа 1990 г. Верховным  Советом Абхазской АССР был  объявлен суверенитет Абхазии.  В 1992-94гг. на территории Абхазии  происходил вооруженный конфликт по поводу ее статуса. Республика не подчиняется властям в Тбилиси.

Информация о работе Автономия в странах Европы