PR в управлении конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:36, реферат

Описание

Итак, конфликты в сфере СМИ представляют собой довольно серьезную проблему, которая требует тщательного изучения с целью минимизации потерь от медийных столкновений и максимизации приобретений. Научно- обоснованное управление медийными конфликтами несомненно будет сказываться на оптимизации других сфер социума. При этом выявить адекватные подходы к управлению конфликтами в сфере СМИ можно только основываясь на теоретических знаниях о природе медийных конфликтов и диагностике таких столкновений.

Работа состоит из  1 файл

Актуальность темы.docx

— 188.77 Кб (Скачать документ)

    Вышеперечисленные правила можно считать одной  из ступеней институ- циализации конфликта, что многие ученые-конфликтологи  рассматривают как главное условие  предотвращения (предупреждения) столкновения.

    Как следует из логики нашего диссертационного исследования, мы не ограничиваемся в работе только юридическими способами воздействия на медийные конфликты, поэтому позволим себе прибегнуть и далее к использованию альтернативных способов предупреждения медийных столкновений.

    Как показал социологический мониторинг медийных конфликтов, субъектами столкновений в этой сфере являются — с одной стороны — журналисты (СМИ) Центрально-Черноземного региона, с другой - государственные чиновники, представители правоохранительных органов, представители бизнеса и другие. Таким образом имеет смысл воздействовать на перечисленные категории субъектов возможных медийных столкновений, в направлении изменения мотивации их действий от удовлетворения узких корпоративных, а иногда и личных эгоистических интересов, к взаимной эмпатии и стремлению к достижению цивилизационных целей (например, достижение общего благополучия страны).

    Управленческое  воздействие на журналистов (СМИ) Центрально- Черноземного региона, равно как  и журналистов каждого субъекта РФ, входящего в Центрально-Черноземный регион, автору диссертации видится в следующих направлениях.

    Предупреждению  медийных конфликтов может способствовать наличие достаточно высокого уровня этических и профессиональных стандартов масс- медиа, что включает в себя:

  • ориентацию СМИ (журналистов) на гражданскую журналистику, которая рассматривает аудиторию СМИ не как бездумных потребителей информации и разного рода «жареных фактов», «компромата», а как социально ответственных субъектов, заинтересованных в понимании происходящих процессов и поиске оптимальных решений возникающих проблем;
  • создание механизмов корпоративного контроля над качеством предлагаемой обществу массовой информации, в том числе принятие Этического Кодекса журналистов Черноземья (Белгорода) с целью недопущения лжи, развязности, манипулирования общественным мнением в печатных и электронных СМИ.

    Субъектами  управленческого воздействия в  этой ситуации могли бы стать: региональный Центр защиты прав СМИ, а также  областные отделения Союза журналистов  РФ, которые при определенных организационных  усилиях смогли бы сформировать на волонтерских началах региональную палату по информационным спорам, которая в случае необходимости оценивала бы профессионализм и качество журналистских произведений и выносила вердикт.

    Предупреждению  медийных конфликтов может способствовать повышение юридической грамотности журналистов и юридическая защищенность работников СМИ. Достижение этой цели может осуществляться следующим образом:

  • проведение образовательных семинаров для журналистов региона по темам: «Юридическая безопасность СМИ», «Технология поведения журналиста в медийном конфликте». (Подобные семинары Центр защиты СМИ проводит, но при недостаточном финансировании не может охватить всех журналистов, желающих в них участвовать);
  • включение в программы вузов Центрально-Черноземного региона, занимающихся подготовкой журналистов и юристов, специальных курсов - «Правовые основы журналистики», «Правовые основы медийной рекламы», «Медийные конфликты и технологии управления ими». (Последний из названных курсов подготовлен автором диссертации и будет предложен вниманию Бел- ГУ);
  • ориентация юридических факультетов вузов на подготовку юристов для СМИ и одновременно ориентация СМИ на включение в штат юрист-консультов (наиболее доступный вариант - изыскание возможности оплачивать услуги юрист-консульта при областных отделениях Союзов журналистов). Автор данной работы готова оказывать юридические услуги на добровольной основе журналистам Белгородского городского Союза журналистов.

    Обобщение результатов мониторинга медийных конфликтов позволило сделать вывод  о том, что журналисты (СМИ), в медийных противостояниях являются более слабой стороной, чем иные субъекты столкновений. Мы полагаем, что для предупреждения медийных конфликтов необходимо обеспечить ресурсную поддержку СМИ, что достижимо силами и возможностями самих журналистов, все более осознающих необходимость следующих шагов во избежание деструктивных последствий столкновений в медийной сфере:

  • использование корпоративных связей для юридической и моральной поддержки журналиста, ставшего субъектом конфликта;
  • обеспечение полной гласности всех медийных конфликтов за счет публикаций о сути противоборства во всех СМИ Центрально-Черноземного региона;
  • организация региональной газеты «Журналист Черноземья» с анализом медийных ситуаций в каждой из областей Центрально-Черноземного региона;
  • стимулирование правозащитных и научных организаций, которые отстаивают права и интересы или изучают масс-медиа (в том числе - правовые конфликты в СМИ) и работают в основном в столице, открытие своих представительств и отделений в Центрально-Черноземном регионе. К таким организациям можно отнести следующие — Центр экстремальной журналистики Союза журналистов России; Институт развития прессы; Институт проблем информационного права; Фонд «Комиссия по свободе доступа к информации» и другие. Субъектом управления в означенном выше ракурсе могут быть областные и городские отделения Союза журналистов или иные добровольные объединения журналистов.

    Как свидетельствуют результаты мониторинга - стороной, противостоящей СМИ чаще всего выступают представители институтов власти. Это дает основание предложить следующие направления воздействия на вышеозначенные субъекты возможных медийных противоборств:

  • используя средства массовой информации, имеет смысл побуждать чиновников и правящие элиты к проведению ответственной и честной политики, основанной на полной гласности, открытости информации о действиях власти, например, проведение социологических исследований по теме «Самый честный чиновник»;
  • обеспечить конфликтологическую компетентность чиновников за счет образовательных курсов «Право СМИ», «Медийные конфликты и технологии их предупреждения», через включение этих курсов в учебные планы переподготовки и подготовки менеджеров государственной службы, в частности, задействовать для этой цели Белгородский филиал Орловской академии госслужбы. (Чтение вышеназванных курсов возможно силами волонтеров и специалистов регионального Центра защиты прав СМИ, а также с привлечением специалистов из столичных вузов).

    Второй  уровень воздействия на медийные конфликты связан с инцидентом столкновения, когда противоборство еще не приняло  враждебного характера и между  конфликтантами нет открытой неприязни  и вражды. На этой стадии возможно разрешение конфликта. Под разрешением конфликта  понимается завершение столкновения без применения юридического инструментария, в результате прямого взаимодействия сторон или с участием третьей независимой стороны . Для разрешения конфликта необходимо: 1) изменение позиций субъектов столкновения; 2) изменение отношения конфликтантов к объекту конфликта; 3) изменение отношения субъектов друг к другу.

    Разрешению  конфликтов может способствовать весь спектр способов распространения информации о медийных противоборствах, которые зафиксированы нами во втором разделе работы, и которые находят практическую реализацию в действиях штатных сотрудников Центра мониторинга.

    Подоплека этих действий такова: гласность создает  предпосылки для анализа причин и содержания конфликта сторонниками каждого субъекта противоборства (включая различные правозащитные организации) и побуждает сторону, в большей мере инициирующую конфликт, стремиться к его локализации.

    Средством разрешения конфликта на стадии инцидента  является также консультирование стороны, обратившейся за помощью в Центр  защиты прав СМИ. Консультации оказывают  штатные и привлеченные юристы Центра. Цель консультации — выяснение причин, предмета, субъектов конфликтного взаимодействия, построение на этой основе определенных выводов сравнительного характера, в частности о том, насколько развитие конфликтной ситуации после юридизации конфликта может соответствовать — не соответствовать первоначальным представлениям субъекта конфликта о возможности достижения желаемых целей после обращения в суд или административный орган, определяется возможная «цена» за победу в конфликтном противоборстве.

    Консультирование  способствует тому, что стороны конфликта  вырабатывают собственную позицию, связанную с дальнейшими шагами - «идти в суд», «институциализировать конфликт», «занять позицию страуса», прибегнуть к стратегии переговоров и т.д..

    В зарубежной конфликтологической практике (особенно в США) наиболее часто для  разрешения конфликта без юридического вмешательства применяется стратегия переговоров. К сожалению, в медийной сфере Центрально- Черноземного региона стратегия переговоров между конфликтующими сторонами на стадии инцидента не применяется вообще. Это, в частности, связано с отсутствием в Центре защиты прав СМИ экспертов-конфликтологов, которые бы одновременно владели знаниями в юриспруденции и социологии, в том числе конфликтологии. Но, как показывает практика, необходимость таких специалистов год от года возрастает. Тем более, что наличие информации о каждом конкретном медийном столкновении отслеживаемой в ходе мониторинга, может обеспечить конфликтолога всей полнотой сведений, которые нужны третьей стороне для полноценного выполнения своей функции на переговорах.

    В русле общей тенденции развития интереса к конфликтологии, обретении  последней прикладной направленности, с учетом возможных структурных  перспектив регионального Центра защиты прав СМИ, позволим себе рекомендовать этой правозащитной организации использовать в своей дальнейшей деятельности по разрешению медийных конфликтов некоторые переговорные стратегии, содержание которых раскроем далее.

    Итак, стратегия переговоров предусматривает  реализацию следующих задач:

  • определение предмета конфликта;
  • выявление внешних факторов, влияющих на конфликт (в том числе воздействие возможных законодательных процедур);
  • определение цели воздействия на конфликт (соглашение, обмен информацией, выявление спорных вопросов и интересов сторон, установление альтернативных путей решения проблем, разработка рекомендаций);
  • установление конкретных шагов воздействия на конфликт;
  • выбор структуры встречи сторон;

    - формирование состава участников  переговоров.

    Переговорные  стратегии как следует из научных  работ, посвященных управлению конфликтами, могут осуществляться, во-первых, методом  прямых переговоров; во-вторых, с использованием согласительных процедур; в- третьих, путем  посредничества (конфликтного медиаторинга). На наш взгляд, в ситуации с медийными  конфликтами более приемлемым является использование согласительных процедур и посредничества.

    Согласительные  процедуры имеют широкий спектр применения, как метод конструктивного  воздействия на конфликты различной  природы, уровня и масштаба. Особенностью согласительных процедур является то, что конфликтующие стороны самостоятельно осуществляют контроль за основными компонентами процесса примирения, в частности - временными рамками; перечнем спорных вопросов для обсуждения; решением; рамками соглашения; наблюдением и контролем за выполнением соглашения. Роль третьей стороны в рамках согласительных процедур - «провайдера» или «фасилитатора» сводится к тому, что он оказывает содействие в создании условий для переговоров между конфликтующими сторонами и направляет их на применение процедур, способствующих разрешению спорных вопросов. Особо подчеркнем, третья сторона (фасилитатор) в согласительных процедурах занимает нейтральную позицию, участие фасилитатора ограничивается лишь участием в подготовке и проведении встреч и переговоров. Фасилитатор не принимает участие в выработке решений, ответственность за которые полностью несут непосредственные участники конфликта.

    Для разрешения правовых конфликтов в сфере  СМИ достаточно актуальным является также использование посредничества. В этой ситуации — третья сторона (посредник) тоже занимает нейтральную позицию и помогает конфликтующим сторонам преодолевать разногласия, направляя их на конструктивное разрешение конфликта, устанавливая и поддерживая общение непосредственно между сторонами.

    Посредничество  целесообразно применять при  наличии следующих обстоятельств:

  • взаимоотношения между конфликтующими сторонами натянуты, при этом стороны заинтересованы в сохранении и продолжении взаимоотношений;
  • непосредственное общение между сторонами серьезно осложнено или даже прекращено и только посредник способен помочь возобновить прямой диалог, изменить динамику взаимоотношений;
  • конфликтующие стороны испытывают готовность к пересмотру своих прежних позиций в отношении оппонента и даже намерены приступить к решению проблем. (Более того, каждая из сторон считает, что занимает довольно гибкую позицию и разрешение конфликта с участием посредника займет намного меньше времени и материальных затрат, чем обращение в суд);
  • стороны заинтересованы в контроле за достигнутыми результатами на каждом этапе процедуры разрешения конфликта;
  • для сторон важен такой аспект в преодолении разногласий, как конфиденциальность, на что трудно рассчитывать в суде.

Информация о работе PR в управлении конфликтами