PR в управлении конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:36, реферат

Описание

Итак, конфликты в сфере СМИ представляют собой довольно серьезную проблему, которая требует тщательного изучения с целью минимизации потерь от медийных столкновений и максимизации приобретений. Научно- обоснованное управление медийными конфликтами несомненно будет сказываться на оптимизации других сфер социума. При этом выявить адекватные подходы к управлению конфликтами в сфере СМИ можно только основываясь на теоретических знаниях о природе медийных конфликтов и диагностике таких столкновений.

Работа состоит из  1 файл

Актуальность темы.docx

— 188.77 Кб (Скачать документ)

    В своем подходе к выявлению  способов управленческого влияния  на медийные конфликты мы опираемся на понимание конфликта как противоборства сторон, осознающих противоположность своих интересов. Понимание конфликта как столкновения на основе разности (несовпадения) интересов имеет очень важное значение в контексте современных методов воздействия на конфликт, где главным является ненасильственное управленческое действие в конфликтной ситуации, что обеспечивает достижение конфликтующими сторонами согласия на основе максимального учета интересов каждого конфликтан- та.

    Обобщение результатов социологического мониторинга  медийных конфликтов Центрально-Черноземного региона дает основания сделать выводы, которые актуализируют задачу управленческого воздействия на вышеназванные столкновения: 1) использование юридического инструментария для управления медийными конфликтами явно недостаточно, о чем свидетельствует то, что 30,7% столкновений не получили юридического урегулирования; 2) особое беспокойство вызывает неравенство статусов субъектов медийных конфликтов, а также правовой нигилизм обеих сторон конфликта; 3) медийный конфликтный потенциал при определенных условиях может быть использован как мощный рычаг для совершенствования отношений субъектов, взаимодействующих в сфере СМИ; 4) управленческое воздействие на конфликты в сфере СМИ возможно за счет использования накопленного арсенала регулятивного воздействия и выработки специальных технологий конфликтного урегулирования.

    В качестве предварительного условия  в выработке процедур управления медийными конфликтами мы выражаем свою солидарность с современной  конфликтологической парадигмой, согласно которой конфликт ( в том числе  медийный) признается как естественное свойство социальных систем, обусловленное природой общественных явлений и процессов. Правовые конфликты в сфере СМИ обладают не только деструктивными функциями, но в такой же мере имеют и потенциальную ценность, что проявляется в следующем:

  • медийные конфликты обеспечивают получение новой и более точной информации о существующих проблемах;
  • медийные конфликты побуждают к поиску более совершенных путей решения проблемы;
  • помогают наладить более прочные взаимоотношения между субъектами медийного поля;
  • помогают вызвать интегративный эффект в сообществе (в данном случае — среди журналистов), способствуют его сплочению и целостности;
  • стабилизируют ситуацию в целом в результате оперативного урегулирования (или предупреждения) медийного столкновения.

    Способом  управления медийными конфликтами  нами избрана социальная технология. Социальная технология представляет собой  специально организованную область знаний о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельно-, сти человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обнов- т |

    ления общественных процессов . Таким образом  социальную технологию можно понимать, как определенный способ достижения общественных целей. Сущность этого  способа состоит в пооперационном осуществлении управленческой деятельности. Условиями, обеспечивающими эффективность социальной технологии, являются следующие компоненты: выбор цели технологического воздействия, что включает в себя анализ ситуации, прогнозирование основных тенденций и вариантов новых ситуаций; проведение поиска уже апробированных технологий; создание новой социальной технологии, применительно к решению конкретной проблемы; разработка методики реализации технологии. Конечная цель проектирования социальной технологии и последующей реализации проекта заключается в создании эффективной системы, которая отвечала бы следующим характеристикам: а) простота (технология не должна быть излишне усложнена); б) гибкость (приспособленность к условиям изменяющейся обстановки); в) надёжность (наличие некоторого излишка, дублирующего механизма, системы «второй обратной связи»); г) экономичность; д) удобство в эксплуатации.

    Под технологией управления конфликтами  в сфере СМИ нами понимается процесс  целенаправленных действий, обеспечивающих максимальную эффективность воздействия на управляемые переменные конфликтов в медиапро- странстве. Мезотехнология управления медийными конфликтами включает в себя следующие операции: 1) постановку цели управления конфликтами в сфере СМИ; 2) проведение диагностики конфликтогенного процесса; 3) ситуационный анализ, включая поисковое прогнозирование; 4) выбор методов управленческого воздействия; 5) определение критериев и методов замера результатов.

    Целью управленческой деятельности является предупреждение и позитивное завершение столкновений, а также уменьшение деструктивных последствий конфликтов в сфере СМИ и усиление конструктивных.

    В результате диагностики медийных конфликтов и проведения ситуационного анализа выявлены управляемые переменные конфликта, которые поддаются коррекции. К ним могут быть отнесены: субъекты действия и взаимодействия, предмет конфликта (то, из-за чего возникает проблема), факторы прямого и косвенного воздействия на столкновения.

    Для построения социальной технологии имеет  значение определение технологических переменных медийного конфликта. К технологическим переменным относятся: результат медийного конфликта (фактический, ожидаемый, вероятный); последствия (косвенные результаты, имеющие значение для других социальных процессов); эффективность (оценка конфликта с точки зрения ожидаемого результата).

    Специальные технологии управления медийными конфликтами  требуют учета четырех основных компонентов социальной технологизации, что уже отражено и еще найдет отражение в ходе наших дальнейших рассуждений. К таким компонентам можно отнести:

  • функционально-целевой компонент (определение возможных функций и целей технологического воздействия);
  • нормативный компонент (определение закономерностей, правил воздействия, возможных ограничений и запретов при его осуществлении);
  • операционно-процедурный компонент (определение содержания и последовательности выполняемых решений);
  • инструментальный компонент (определение возможных средств и методов технологического воздействия в целом и отдельных операций).

    Выбор прогнозных вероятностей развития объекта  управления (объект управления — конфликтогенный  процесс в сфере СМИ) осуществлен  нами при условии того, что не будет наблюдаться целенаправленного  либо случайного вмешательства в  развитие объекта управления, а значит имеющиеся и обозначенные ранее тенденции сохранятся в будущем.

    Выбор методов управления медийными конфликтами  и их структурирование может быть интерпретировано как целостная самостоятельная технология.

    На  этом основании в работе предлагается и обосновывается четырехуровневая технология дифференцированного воздействия  на столкновения в сфере СМИ в  зависимости от стадии развития конфликта, включающая предупреждение, разрешение, урегулирование и профилактику.

    Учет  особенностей типа медийной модели с  целью управленческого воздействия заключается в том, что степень вмешательства в ткань конфликта со стороны субъекта управления (исключая государственные органы) является наиболее вероятной и эффективной в рыночной медийной модели. Степень вмешательства в конфликты, проистекающие в сфере авторитарной советской модели, наоборот - наименее возможна из-за закрытости такой модели, не допускающей легализации конфликтов, не позволяющей входить в свое пространство посредников даже ради конструктивных целей.

    Управленческое  воздействие на медийный конфликтогенный  процесс возможно при наличии субъекта управления, то есть организации, в задачу которой входит опредмечивание процесса воздействия на конфликт. В нашем случае такой организацией, выступает прежде всего правозащитная организация — региональный Центр защиты прав СМИ. Эта организация появилась под влиянием внутренних потребностей СМИ. Потребности второй стороны медийного конфликта по всей вероятности еще не столь актуализированы.

    Одной из главных задач регионального  Центра защиты прав СМИ является проведение мониторинга медийных конфликтов, что  само по себе можно расценить как достаточно сильное средство воздействия на противоборства в сфере СМИ.

    Помимо  этого Центр защиты прав СМИ предпринимает  и другие действия, направленные на предупреждение и разрешение медийных конфликтов, что уже нашло и  еще найдет отражение в нашей  работе. Но весь спектр возможных действий, связанных с осуществлением многоуровневой технологии управления медийными конфликтами, Центру произвести просто не под силу.

    Поэтому наши предложения и Центру, и касательно других субъектов управления, которые  будут выявлены в ходе дальнейших рассуждений, можно воплотить в  реальность только при наличии материальных ресурсов, в определенные временные сроки и при наличии специальной управленческой организации. Поскольку мы анализируем и пытаемся конструктивно воздействовать на конфликтогенный процесс в медийной сфере Центрально-Черноземемного региона в целом, а не только на отдельно взятый конфликт, то такой подход вполне обоснован и перспективен.

    Первый  уровень управленческого воздействия  на конфликты в сфере СМИ связываем  с предупреждением конфликта, то есть с ситуацией, которая имеет  место до возникновения конфликта, учитывая, что социальная напряженность в медийной сфере присутствует всегда.

    Для предупреждения медийных конфликтов мы используем как юридические, так и неюридические (альтернативные) методы управленческого воздействия. Анализ существа медийных противоборств, проведенных на основе мониторинга свидетельствует, что наиболее часто предметом медийных столкновений являются, во-первых, препятствия (или барьеры) на пути СМИ к государственному ресурсу информации, во-вторых, публикации в СМИ, которые унижают честь, достоинство и деловую репутацию граждан.

    Это говорит в первом случае — об отсутствии должной юридической  ответственности в отношении лиц, которые не предоставляют или скрывают общественно-значимую информацию, во втором - о размытости понятий «честь», «достоинство», «деловая репутация» с точки зрения права, а также о недостаточности (слабости) юридического урегулирования правоотношений, связанных с диффамацией (под «диффамацией» международное законодательство понимает «защиту репутации»). Для юридического воздействия на вышеозначенные общественные отношения необходимо принятие федеральных законов «О праве на доступ к информации» и «О диффамации». Наличие таких законов будет оказывать превентивное воздействие на субъекты медийного поля и не допустит (или уменьшит) возможность превращения массовой информации в предмет конфликтного взаимодействия.

    Предупреждение  медийных конфликтов на уровне совершенствования  законодательства (что можно рассматривать как общесоциальный уровень) имеет принципиальное значение: если закон принят, следовательно, признаны приоритеты, ценности и режим деятельности, которые установлены этим законом, что можно рассматривать в определенном смысле как самообязательство всех участников правоотношений следовать существу закона.

    Эффективным средством предупреждения медийных конфликтов является устранение причин противоборств и поиск удовлетворяющих  стороны меры сочетания интересов. Если говорить о причинах общего характера, порождающих потенциальную напряженность в обществе и в медийной сфере, то их устранению (или ослаблению) может способствовать проведение де-юре и де- факто на общероссийском государственном уровне социальной, экономической, культурной политики в интересах гражданского общества, укрепления правопорядка и законности, повышения духовной культуры людей.

    На  региональном уровне можно говорить о необходимости осознания местными элитами и масс-медиа перспективности консолидации и приложения совместных усилий в продвижении к гражданскому обществу. Известно, что плюрализм социальных институтов может способствовать оформлению единого информационного потока, не разделенного на информацию «для всех» и для «властной элиты».

    В плюралистическом обществе причинность  конфликтов в сфере СМИ не может  иметь столь многовариантный  характер, как в трансформирующемся. Субъектами управленческого воздействия  на причины, порождающие социальную напряженность, включая медийную сферу, могут быть общественные организации, деятельность которых связана с защитой основных прав и свобод человека, в том числе - «свободы слова», «права на мнение». (Ситуация, когда гражданское общество «давит» на власть).

    Превентивное  воздействие на мотивацию сторон медийного конфликта может оказать  разработка юридических правил поведения  в предконфликтной и конфликтной  ситуации. Такие правила, например, могли бы быть сопутствующим элементом законов, регулирующих правовое поле функционирования СМИ, в частности «Закона о средствах массовой информации».

    Среди антиконфликтных правил можно назвать  следующие:

  • определение нормативного статуса (прав и обязанностей) субъектов возможного медийного конфликта;
  • ориентация участников конфликта на достижение нормативных целей и недопущение противоречий, отклонений от нормативного статуса;
  • введение юридических запретов на преднамеренное создание конфликтных ситуаций;
  • предусмотрена правовых норм для согласования проектов актов и действий конфликтующих субъектов;
  • рассмотрение споров о компетенции, о неправомерности актов и действий участников медийных столкновений только в суде и в порядке иерархической подчиненности;
  • определение мер по изменению юридического состояния и статуса субъектов в случае выявления положительного потенциала конфликта.

Информация о работе PR в управлении конфликтами