Управление конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы изучить особенности, причины и технологии разрешения конфликта в организациях социальной сферы.
Задачи:
1.Изучить понятие и классификацию конфликтов,
2.Рассмотреть основные причины и методы разрешения конфликта,
3.Изучить особенности возникновения и управления конфликтами в организациях социальной сферы,
4.Выявить технологии разрешения конфликтов в организациях социальной защиты населения.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 5
1.1.Понятие конфликт. Классификация конфликтов 5
1.2.Методы разрешения конфликтов 15
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 18
2.1.Причины возникновения конфликтных ситуаций и особенности управления конфликтами в организациях социальной сферы………….18.
2.2.Технология разрешения и профилактики конфликтов в организации социальной защиты населения……………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа состоит из  1 файл

1 курсовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Организация управления и администрирования в социальной работе»

 

ТЕМА: Управление конфликтами

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса заочного отделения

Специальности

«Социальная работа»

 

Руководитель:

 

________________(подпись)

_________________(оценка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М О С К В А   2011г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ             

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ              5

1.1.Понятие конфликт. Классификация конфликтов              5

1.2.Методы разрешения конфликтов              15

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ              18

2.1.Причины возникновения конфликтных ситуаций и особенности управления конфликтами в организациях социальной сферы………….18.

2.2.Технология разрешения и профилактики конфликтов в организации социальной защиты населения……………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ              27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно же богата на конфликты современная жизнь российского общества. 

В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.
Возникновение конфликтов в организации закономерно и неизбежно, поэтому, по нашему мнению, проблема разрешения конфликта является важной на современном этапе, поскольку при разнообразных целях и задачах, стоящих перед людьми, при различных уровнях информированности, находясь в тесном взаимодействии, участники потенциального конфликта вынуждены отстаивать свои позиции. Разрушительная сила конфликтов такова, что организации, где не уделяют должного внимания своевременному их разрешению, оказываются полностью парализованными. Восстановить работоспособность структуры пораженной конфликтом представляется проблематичным, а в отдельных случаях и невозможным.

В каждом отдельно взятом случае причина жалобы, конфликта своя, при анализе же обнаруживается, что все они имеют общую основу: фактическое положение дел входит в противоречие с ожиданием людей, которые и становятся в ряды конфликтующих.

При этом следует иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный (разрушительный). Также часто причинами, приводящими к деструктивным конфликтам, являются ошибочные действия руководителей (например, нарушение служебной этики, трудового законодательства, несправедливая оценка деятельности сотрудников) и ошибочные действия подчиненных.
Неразрешённый, длительный конфликт в организации может привести организацию или "действующих лиц" в нерабочее состояние. Однако, как любой естественный процесс, конфликт содержит в себе кроме видимых негативных, разрушающих, функций, также и позитивные.[1] 

Цель курсовой работы изучить особенности, причины и технологии разрешения конфликта в организациях социальной сферы.

Задачи:
1.Изучить понятие и классификацию конфликтов,
2.Рассмотреть основные причины и методы разрешения конфликта,
3.Изучить особенности возникновения и управления конфликтами в организациях социальной сферы,
4.Выявить технологии разрешения конфликтов в организациях социальной защиты населения.

Объект исследования конфликты в организациях социальной сферы.

Предмет исследования технологии и методы разрешения конфликтов в организациях социальной сферы.
 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ

1.1.Понятие конфликт. Классификация конфликтов

Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Социально-психологический конфликт происходит на уровне межличностных и межгрупповых отношений, на уровне субъектов, занимающих определенный статус и исполняющих соответствующие роли. В этом конфликте официально или неофициально обезличенные роли, позиции, нормы и стили поведения персонифицируются, трансформируются и развиваются в мыслях и делах, поступках и отношениях людей.
Понятие конфликта характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Существует множество определений конфликта. Например:
конфликт - это такое соотношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений;
конфликт любые виды борьбы между индивидами, цель которых достижение или сохранение средств производства, экономических позиций, власти, других ценностей, а также подчинение, нейтрализация или устранение действительного (мнимого) соперника (социология труда).
Самым общим образом конфликт можно определить как предельное обострение противоречий, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Определяющим моментом в происхождении конфликтов выступает сочетание объективных и субъективных факторов.

Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной. Отсюда вывод: конфликт явление всегда нежелательное, его необходимо по возможности избегать или немедленно разрешать, как только он возникнет.
Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом существует зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором конфликт возникает и развивается. Важной составляющей этого контекста выступает социально-психологическая среда (различные социальные группы с их специфическими особенностями). [2]

Определяющую роль в восприятии человеком конфликтной ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, тот личностный смысл, который данное противоречие имеет для индивида. Конфликт является особенно глубоким, когда одна или обе стороны рассматривают свои притязания как законные или справедливые, считая то, чего она добивается, положено ей по праву.
Рассмотрим основные источники возникновения напряженности, которая ведет к конфликтной ситуации:
- отсутствие взаимопонимания между людьми, наличие противоположных интересов, чувство обиды, зависти, мести, низкая культура общения;
- поведение трудных работников;
- несовместимость характеров;
- неумение найти общий язык;
- проблемы в организации труда.

Недовольство в межличностных отношениях проявляется на почве несхожести темпераментов и характеров, физического и душевного состояния людей. Невозможность коллег по работе ладить друг с другом обнаруживается в эмоциональных столкновениях личностей с разными чертами характера, взглядами на жизнь, моральными ценностями, особенностями возраста и жизненного опыта. На совместимость работников предприятия влияют:
- различное мировосприятие;
- различное отношение людей к своим обязанностям;
- различное понимание смысла выполняемой работы;
- различная степень подготовленности к выполняемой работе;
- противоположность интересов;
- различие характеров.

Определяющую роль имеет ситуация, в которой может возникнуть конфликт. В любой организации существует множество причин для этого. Например, ограничение ресурсов для распределения, слухи и сплетни, расхождение ценностей и целей сотрудников с целями предприятия, возможные сокращения, вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий, ответственности.

Одним из наиболее широких и очевидных оснований классификации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:
1)внутриличностные,
2)межличностные,
3)между личностью и группой,
4) межгрупповые,

5) межгосударственные (или между коалициями государств).

Внутриличностный конфликт.

Носитель внутриличностного конфликта — отдельная личность. Содержание этого кон­фликта выражается в острых негативных пе­реживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З. Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх-Я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями).

Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями моти­вов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровожда­ются эмоциональным напряжением и негативными переживания­ми сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.

В общей форме внутриличностный конфликт можно сформу­лировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным. Например, самооценка студента вуза такова, что ему давно бы уже пора быть кандидатом наук. В резуль­тате может возникнуть конфликт нереализованного желания.

По своему содержанию и форме сам внутриличностный конф­ликт не является однотипным. В его основании могут лежать са­мые разнообразные внутриличностные причины, например:

• противоречие потребностей;

• противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой;

• противоречие между различными ролями индивида;

• трудность выбора между различными вариантами поведения.

Межличностный конфликт.

Это столкновение между отдельными инди­видами в процессе их социального и психо­логического взаимодействия. Конфликты это­го типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.

Примерами таких конфликтов являются: противоборство между студентами из-за влияния в группе или привлекательной девуш­ки; противоречие между руководителем и подчиненным из-за раз­мера зарплаты; между пассажирами общественного транспорта. Такие противоборства могут происходить в различных сферах об­щественной жизни: бытовой, экономической, политической ит.д. Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, времен­ными и постоянными и т.д. Конфликт между индивидами может возникнуть из-за собственности, а может и из-за того, что Иван Иванович и Иван Никифорович не сошлись характерами, не мо­гут уступить друг другу в мелочах.

Во всяком межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологи­ческие и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.

Конфликт между личностью и группой.    

Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую сис­тему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и / или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавля­ются еще н причины, обусловленные групповой организацией.

Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и группо­вой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Межгрупповой конфликт.

Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

Малая социальная группа — это совокупность людей, находя­щихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья. Количественный состав малой группы может ва­рьироваться от нескольких человек до нескольких десятков лю­дей. Такие группы могут быть формальными (официальными), име­ющими четко фиксированную структуру, устав, иерархию долж­ностей, и неформальными, возникающими спонтанно, на основе личностных качеств. Они могут быть также временными или по­стоянными, открытыми или закрытыми.

Средние социальные группы — это например, коллектив пред­приятия, учебного заведения, воинской части. Для таких групп характерна институциональная организация, а основная их роль и задача обусловлены официальным общественным статусом. Ти­пичная средняя группа — относительно самостоятельная органи­зация, имеющая свой статус и функции в системе общественного разделения труда или внетрудовой деятельности (политические объединения, группы по интересам). Данные группы, как пра­вило, носят не временный, а постоянный характер, имеют свою сложившуюся структуру, иерархию, администрацию, органы уп­равления.

Информация о работе Управление конфликтами