Подача фактов в информационных жанрах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:48, курсовая работа

Описание

Актуальность данного исследования том, что в настоящее время существует проблема объективности материалов, представленных в прессе. Журналисты, отбирая факты и добавляя в них собственный смысл, способствуют представлению информации в ложном виде, либо представляют ее в нужном им свете. В результате возникает необходимость проверки и переосмысления фактов с целью их объективной подачи в материалах СМИ. Знание основных способов подачи фактов в материалах информационных жанров и их умелое использование позволит более объективно преподносить новость аудитории.
Цель исследования: выявить на основе анализа конкретных примеров различные способы подачи факта в материалах информационных жанров.
Соответственно, задачами выполнения данной курсовой работы являются:
- Определить понятие жанра журналистского произведения;
- Определить понятие информационного жанра;
- Определить сущность и содержание понятие факта в журналистском произведении;
- Определить основные способы подачи фактов в заметке, репортаже, интервью.
Основными методами выполнения данной курсовой работы являются методы наблюдения, сравнительно-сопоставительного анализа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Факт в системе информационных жанров
1.1. Понятие жанра и виды жанров в журналистике…………………….5
1.2. Место факта в информационных жанрах……………………………9
1.3. Тексты информационных жанров…………………………………...14
1.3.1. Заметка……………………………………………………..14
1.3.2. Репортаж……………………………………………………16
1.3.3. Интервью…………………………………………………...17
Глава II. Исследование подачи фактов в материалах основных информационных жанров
2.1. Факт в заметке………………………………………………….…...19
2.2. Факт в репортаже………………………………………………..….22
2.3. Факт в интервью……………………………………........................25
Выводы………………………………………..………………………............27
Заключение ………………………………………..……………………….....29
Список литературы………………………………………..………………….30

Работа состоит из  1 файл

Подача фактов в информационных жанрах.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, для репортажа характерна субъективность фактов; «мягкая» новость, отсутствие оперативности; создание картины путем описания деталей; журналисту важно показать динамику развития события, выразив к нему свое отношение. «Наглядность» в репортаже достигается через авторское сопереживание разворачивающимся на его глазах действиям.

     Присутствие автора в материале выражено через ремарки, реплики, характеристики. В репортаже, в отличие от заметки, журналист не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динамику развития события, открыто выражая авторское отношение ко всему, что происходит на его глазах. 

2.3. Факт в интервью

     Критерии  анализа:

  1. Фактический материал, что им является. 
  2. Расположение фактов
  3. Являются ли факты равнозначными
  4. Степень аутентичности  фактов
  5. Факты, лежащие в основе заметки 
  6. Способ подачи фактов
  7. Степень объективности фактов
 

  Анализируемый материал: Антон Курьянов: «Свою победу я посвящаю Алексею Черепанову», «Вечерний Омск - Неделя» - №19 (76), 13 мая 2009г. Анна Сергеева.

  Характерной чертой интервью в данном случае является то, что фактами оперирует не журналист, а авторитетное лицо, в данном случае известный хоккеист Антон Курьянов. Журналист выступает лишь фиксатором фактов.

  • Фактическим материалом являются подробности профессиональной, общественной и личной жизни человека, который фигурирует в интервью и делится с читателями фактами из определенного отрезка своей жизни. Вопросы в данном случае также содержат в себе факты, так как журналист, вероятно, заранее интересовался фактами из биографии представленной личности.
  • Факты располагаются по степени важности, факты становятся все более глубокими и субъективными.
  • В данном интервью представлены равнозначные факты; здесь присутствуют лишь наиболее значимые факты, которые интересны и важны для читателя. Второстепенные факты отбрасываются.
  • Степень аутентичности высокая, факты максимально приближены к событию.
  • Использованы обыденные факты, для того, чтобы подчеркнуть стороны события.
  • Способ подачи фактов: «мягкая» новость, оперативность ослаблена.
  • Часть фактов объективна (вопросы), часть субъективна, мы воспринимаем действительность через ее отражение конкретным человеком.
  • Представленные факты логично вытекают друг из друга, таким образом, грамотно задаётся тон разговора и сохраняется целостность текста благодаря вопросам интервьюера.

    Таким образом, факты, приводимые в интервью, подчинены общему замыслу и теме разговора. В данном интервью факты – лишь повод для развертывания беседы. В интервью оперативность ослаблена, представлена «мягкая» новость.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы

  Жанровая система журналистики весьма разнообразна. Она представлена различными группами жанров. Однако же в современной журналистике деление жанров на три обозначенные группы, на наш взгляд, стало условным. Это объясняется тем, что жанры очень подвижны.

  Рассмотрев сложную природу факта и его назначение в журналистском произведении, мы убедились, как трудно добиться объективности в освещении события, если журналист не будет использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения. Мы увидели, сколь разнообразны способы подачи фактов в различных жанрах журналистики. Мастерство журналиста заключается в том, что не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи.

  Таким образом, мы рассмотрели основные формы  информационных жанров, рассмотрели, что  такое заметка,  репортаж, интервью, их виды; использование фактов в  этих информационных жанрах.

  Проанализировав различные виды заметок, можно сказать что: 

  В заметке новость может быть отражена в каком-либо факте или цифровом материале. В качестве информационного повода могут выступить любые общественно значимые события. Чаще всего расположение фактов в анализируемых заметках зависят от цели, преследуемой автором. По способу подачи фактов: в зависимости от жанра – там, где требуется оперативность, требуется четко и сжато сообщить суть события– «жесткая» новость, где отсутствует новостной повод и оперативность -  «мягкая» новость;  В заметках, как правило, используются общественно значимые факты. В заметках, как правило, используются один или два опорных факта, которые даются без комментария или какой-либо подробности.

  Проанализировав репортаж, можно сказать что: 

  Для репортажа характерна субъективность фактов; «мягкая» новость, отсутствие оперативности; создание картины путем описания деталей; журналисту важно показать динамику развития события, выразив к нему свое отношение. «Наглядность» в репортаже достигается через авторское сопереживание разворачивающимся на его глазах действиям. Присутствие автора в материале выражено через ремарки, реплики, характеристики. В репортаже, в отличие от заметки, журналист не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динамику развития события, открыто выражая авторское отношение ко всему, что происходит на его глазах.

  Проанализировав интервью, можно сказать что: 

  Таким образом, факты, приводимые в интервью, подчинены общему замыслу и теме разговора. В данном интервью факты – лишь повод для развертывания беседы. В интервью оперативность ослаблена, представлена «мягкая» новость.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В данном исследовании мы рассматривали  проблему подачи фактов в материалах информационных жанров.

    В первой главе мы рассмотрели понятия  информационного жанра, выделили его виды, а также определили понятие факта. Четкое определение сущности и содержания понятий «факт» и «информационный жанр» позволило определить место факта в информационных жанрах, указать основные способы подачи факта в материалах информационных жанров.

    Было  выявлено то, что информационный жанр является наиболее часто публикуемым  в прессе и опережает по количеству представленных материалов аналитические и художественно-публицистические жанры. И именно факт является основой информационных жанров, который и выстраивает по «кирпичикам» основу сообщения. Поэтому без факта просто немыслимо существование информационных жанров, и новостей, в частности.

    Во  второй главе мы проанализировали материалы  информационных жанров, представленных в общероссийских и региональных печатных изданиях. На основе анализа было выявлено, что заметка и факты, представленные в ней, являются базовым элементом для построения других информационных жанров. В свою очередь каждый вид заметки обладает специфическим набором фактов и особенным способом их подачи. Для репортажа характерно субъективное восприятие и подача фактов, с помощью этого и создаётся «эффект присутствия» автора в данной разновидности жанра. В интервью располагает фактами не журналист, а интервьюируемый, от которого и зависят в большей степени способы подачи фактов.

    Во  многом способы подачи фактов зависят  от журналиста, который должен предоставлять  не только интересную и общественно  значимую информацию, но и достоверную, не искажающую суть основных событий и не вводящую читателя в заблуждение. 

Список  литературы

  1. Антонов В. И. Информационные жанры газетной публицистики. - Саранск, 1996.
  2. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. – М.: Мысль, 1993.
  3. Ворошилов В. В. Журналистика, - Санкт-Петербург, 2000, с.68.
  4. Вьюник В. А., Тишунин В.Н. Информация, как газетный жанр. - М., 1999, С 5.
  5. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. Учеб. – М.: Высш.шк., 1989.
  6. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе: Уч. пособие. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2001. – стр. 274 – (Практическая журналистика).
  7. Дэннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. – М.: Росс-амер. Пресс-центр; Вагриус, 1997.
  8. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб.: Изд-во В.А, Михайлова, 2001.
  9. Коприн П.В. Диалектика, логика, наука. – М.: Мысль, 1973.
  10. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров//Основы творческой деятельности журналиста/Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.
  11. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
  12. Лозовский Б. Н. Журналистика: краткий словарь / Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург:  Изд-во Урал. ун-та, 2004. - 116 с.
  13. Ожегов С.М., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: «ИТИ технологии», 2003г.
  14. Поелуева Л.А. Факт в публицистике. – Автореф.канд.дис. М.: 1988.
  15. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. - М., 1995, с. 98.
  16. Стилистика газетных жанров. (под ред. Э.Розенталя). - М., 1981, с.126.
  17. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Аспект- Пресс, 2000.
  18. Федотова М. Г. Теория и практика массовой информации: учебное пособие. – Омск: изд-во ОМГТУ, 2007. – 400с.
  19. Шостак М. Репортёр: профессионализм и этика. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1999.

Информация о работе Подача фактов в информационных жанрах