Информационные жанры в интернет журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:30, контрольная работа

Описание

Содержание, документальное наполнение, целевая установка автора определяют проблему, направление, смысл и характер публицистического выступления, его форму, то есть жанр. Жанр-эта та форма, в которой представляется читателю ( зрителю, слушателю) подготовленный материал. Термин жанр происходит от фрац. genre, что означает род, вид. Однако единого определения понятия жанр не существует, как и единой системы жанрового деления.

Работа состоит из  1 файл

Глава 11.doc

— 57.00 Кб (Скачать документ)


                                                                                                          Глава 1. Информационные  жанры в интернет журналистике.

 

                             1.1 Виды информационных жанров.

 

      Содержание, документальное наполнение, целевая установка автора определяют проблему, направление, смысл и характер публицистического выступления, его форму, то есть жанр. Жанр-эта та форма, в которой представляется читателю ( зрителю, слушателю) подготовленный материал. Термин жанр происходит от фрац. genre, что означает род, вид. Однако единого определения понятия жанр не существует, как и единой системы жанрового деления.

    Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностями языка и стиля. Каждому жанру свойственен свой объем информативности и уровень обобщения фактов.

Существуют определенные способы построения журналистского текста. В журналистике гипотетическая линия раздела текстов проходит между информационными жанрами, аналитическими жанрами и художественно-публицистическими жанрами.
        Главная цель текстов информационных жанров — сообщить о единичном факте (что? где? когда?). Аналитические жанры призваны исследовать, анализировать, осмысливать и обобщать группу причинно связанных фактов, актуальных явлений, тенденций в жизни общества (как? почему? с какой целью?), а художественно-публицистические — типизировать и оценивать.

Существуют различные подходы к классификациям жанров  журналистики. Вот только одна из классификаций:
информационные жанры: хроника, заметка, репортаж, интервью, отчет. 
-  аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, рецензия, статья.
-  художественно-публицистические   жанры: эссе, очерк, фельетон, памфлет.

         Журналистика эволюционировала от жанра информационной заметки, корреспонденции, статьи аналитического обзора и так далее. Литературные корни журналистики вызвали к жизни такие жанровые формы, как зарисовка, очерк, репортаж, путевой очерк, включающие элементы художественного творчества, а не только информирования. Существует четко просматриваемая взаимосвязь между образом целевой аудитории, жанровыми предпочтениями издания, задачами (интересами) издания и имиджем издания.

 

       В журналистике нынешнего времени, человек получает огромное количество разнообразной информации, и на первый план выходят информационные жанры.

      Хроника — краткое, как деловая телеграмма, предъявление факта. Из всех литературных форм журналистского текста хроника меньше всего похожа на произведение. Подчеркнуто оперативно подается только сам факт, без описания подробностей. Как правило, это новость одной строкой, не имеющая заголовка, но даваемая   в   подборке   под  рубрикой.   Объединением   нескольких   сообщений   в соответствующую подборку усиливается воздействие хроники. Достоинство жанра — точный выбор факта, события; предельная лаконичность, экономия речевых средств. Язык хроники — сухой, отстраненный, официальный. Она   концентрирует   в   себе   суть   масштабного   события   или   происшествия повышенного интереса.
      Заметка—сообщение, имеет заголовок и авторскую подпись. Факт в заметке — это удостоверенная новость. Журналистская практика выработала несколько способов акцентирования главного в содержании новости. Не только ее основные, но и вспомогательные элементы способствуют более точному отражению события. В ней может быть короткий комментарий, разъяснение факта, толкование непонятных сторон явления или ситуации (оперативное комментирование). Виды комментария:
-  расширенный — пространное разъяснение факта;
-  комментарий эксперта — компетентного человека;
-  полярный — разъяснение факта разными специалистами;
-  синхронный,  или попутный, — разъяснение текста журналистом по ходу высказывания (не предполагает завершенности суждений).
      Для заметки важны и оперативность, и разные грани измерения факта. Новость может быть изложена либо в «жестком», либо в «мягком» варианте. «Жесткая новость» передается сухим официальным стилем. «Мягкий» вариант — дополнения, новость в деталях и с впечатлениями.
Заметки дифференцируются по проблемно-тематическому признаку: экономические, политические, культурные, экологические, спортивные, социально-бытовые, эстетические, криминальные и т. д.
      Элементы заметки — оперативность, информационный повод, массовость (новость   для   многих);   столкновение   интересов   (конфликт).   В заметке суть сообщения сконцентрирована в первом абзаце — Лиде. Рекомендуется сразу же давать исчерпывающую информацию о событии. Структура краткого сообщения — последовательные ответы на главные вопросы: что? кто? где? когда? как? по какой причине? Все ответы, по возможности, объединяются в 1-2 фразах. Однако существуют и варианты комбинирования частей единого ответа, их разделение на самые важные, менее важные и второстепенные, которыми заметка не должна быть перегружена.
Одна из ее задач — раскрытие смысла факта. Заметка не исключает короткого резюме, где автор, не комментируя факты, может выразить отношение к ним. В большинстве случаев приведенный факт свидетельствует о том, что необходимости в его аналитической характеристике нет.
Благодаря краткости, злободневности, информативности заметка стала наиболее оперативным жанром. Оперативность сообщения выражается ключевыми словами «вчера», «сегодня», «завтра».
Композиционно заметка строится в виде перевернутой пирамиды, где самая значительная часть (основание) располагается вверху, а дополнительные, уточняющие элементы — в сужающейся части. Эта композиция приучает концентрировать и выделять наиболее важное.
Расширенная информация — текст объемом 40-70 строк, содержащий подробности, предысторию, атрибуцию, цитирование, цифры и статистику. Для расширенной информации оперативность менее важна; здесь внимание заостряется на необычности, занимательности. Расширенная информация приобретает значение, когда нужно заинтересовать читателя, развлечь, перенести акцент с результатов на обстоятельства.
Появление расширенной информации или заметки в прессе должно быть обусловлено информационным или оперативно-информационным поводом. Должна быть ясна мотивировка обращения автора к той или иной теме. Общеизвестный факт представляет собой как бы событийный толчок к тому, чтобы о нем узнал: читатели, зрители, слушатели. В заметке может и не быть прямого временного указания. Новость — главное требование к информации. Часто она (элементы новизны) содержится в лиде.

     Репортаж—это оперативная форма эмоционального, наглядного изображения события, участником которого был сам автор. Репортаж — это наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста — очевидца или действующего лица. Автор, являясь непосредственным участником события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей. В работе над этим жанром если учащиеся будут представлять героев исторических событий, то им не нужно зацикливаться только на воспоминаниях. Нужно проследить, какое влияние то или иное событие оказало на дальнейшую жизнь героев, как сложились их судьбы. Репортаж предоставляет большую свободу действий. Но, помимо интересной темы, в его тексте крайне важна и заметна индивидуальность журналиста. Написать репортаж можно, как соблюдая хронологический порядок, т.е. представляя ход событий в строгой временной последовательности, так и начав повествование с конца — сообщив вначале о результате события. Есть еще одна возможность — переплетение времен — когда автор пишет о настоящем, вставляя фрагменты из прошлого. Если репортаж пишется от 1-го лица, то нужно передавать только те впечатления и чувства, которые в материале действительно играют какую-то роль. Текст репортажа лучше снабдить цитатами героев. Большую часть материала можно изложить своими словами. Однако обязательно добавлять несколько оригинальных цитат.
В основе жанра всегда находится определенный факт, событие в его динамике. Изображение события возможно благодаря использованию конкретной лексики в контексте описательно-повествовательного типа.  Отношение автора к событию выражается подбором деталей, монтажными средствами.
Репортаж о событии может дополняться рассуждениями журналиста о поисках решения конкретной проблемы, выхода из создавшегося положения. Автор — непосредственный участник события, приобщающий к нему всех читателей. Репортаж — одушевленная информация, новость в движении. Он разворачивает событие во времени, передает ощущения, изменчивость ситуации. Помимо темы в нем есть образ.
Важнейшие особенности репортажа — динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора, создающего эффект присутствия. С помощью репортажа читатель как бы сам имеет возможность быть на месте события. Он «видит», что происходит, «слышит» участников события, ощущает атмосферу происходящего. Один из приемов, с помощью которых достигается эффект присутствия, — использование изобразительно-выразительных средств для создания визуальной картинки. Главная особенность последней — работа через деталь, которая должна быть зрима, слышима, экспрессивна. Точно подмеченные и переданные наглядные приметы факта — краски, звуки, ритмы — и создают эффект присутствия.
Для появления репортажа должен быть событийный повод.
Объектами отражения в данном журналистском произведении могут быть явления, события действительности, непосредственно наблюдаемые. Новость здесь обрабатывается в зарисовочно-репортажных формах. Фиксируя впечатления, реплики, речевые эпизоды («озвучивая» новость, используя «слуховую деталь»), фрагменты портретов, передавая цветовое и световое ощущение увиденного, журналист создает публицистический образ и колорит события.
    Репортаж допускает вкрапления элементов различных жанров - таковы его современные характеристики.
    Критерием оценки события, составляющего стержень репортажа, выступает его социальная значимость. Важно и то, что рассказ о событии сопровождается сообщением о последовательной цепочке отдельных действий, поступков его участников, складывающихся ситуаций, положений дел и т. п. Цепочка подробностей, умело выстроенная автором, подкрепляя достоверность, создает и наглядность, и в этом -особенность репортажа.
Присутствие автора в репортажном тексте проявляется по-разному. Нередко используются личные местоимения «я», «мы». Иногда журналист не упоминает о себе, хотя повествованием дает понять, что был свидетелем события.
      Специфика репортажа проявляется и в его стиле, в использовании средств и приемов образного раскрытия темы, в эмоциональности изложения. Язык репортажа совмещает документальность и художественность. Нарушение баланса приводит к тому, что репортаж становится скучным. Если преобладает художественность, то утрачивается ощущение реальности.

      Интервью - это не только вид журналистики, но и основной метод работы, самый важный из способов поиска информации.
Жанр интервью — это форма получения журналистом определенной информации от респондента с помощью вопросов. Интервью подразделяются на формализованные (общение подчинено заранее составленной программе) и неформализованные, свободные (вопросы определяются темой разговора, ситуацией и т. д.).
Как жанровая форма интервью обозначает диалог журналиста с человеком, представляющим интерес для определенной читательской аудитории. При этом метод сбора информации полностью совпадает со структурой жанра.

Задача интервью — сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Специфика здесь состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого в силу каких-то особых причин важно для читателя. В вопросах журналиста к собеседнику конкретизируются актуальные аспекты темы, возникают поводы для дискуссий. Нередко журналисты акцентируют свое внимание на эмоциональном состоянии интервьюируемого, на его интонациях, жестах, мимике.

Важно быть хорошо подготовленным к интервью. Предварительно изучается личность будущего собеседника: надо быть уверенным в правильности предполагаемой линии поведения, манеры общения. Намечаются вопросы для создания нужной атмосферы беседы. Необходимо изучить поднимаемую проблему, подготовить вопросы, выделить из них наиболее важные. Вопросы должны быть ясными и конкретными. При их подготовке до беседы и во время их корректировки по ходу общения журналист приспосабливается не только к интервьюируемому, но и к массовой аудитории.
          Интервью в современной прессе получило очень широкое распространение. Это объясняется многими причинами: люди стали раскованнее, повысился интерес к жанру. Задача журналиста — сделать интервью интересным для всех. Варианты ведения интервью — «жесткое, «мягкое», конфликтное общение, «свободное плавание» — определяются целями и ситуацией общения. Но каждый из видов интервью требует внимания к внутреннему миру собеседника, его убеждениям, привычкам, эмоциональному состоянию.
       Рассматриваемый жанр дифференцируется по двум признакам: количественному соотношению задействованных в беседе лиц и предметно-эмоциональной направленности. По первому выделяются интервью - монолог, интервью-диалог, интервью-полилог, интервью-беседа; по второму — интервью-сообщение, интервью-зарисовка. Чаще всего собеседниками журналиста становятся: очевидец, «звезда», интересный человек, эксперт и др.
      Интервью-монолог представляет собой ответы интервьюируемого на вопросы, предложенные журналистом в преамбуле материала. Оно часто бывает проблемным. Содержание беседы передается полностью.
       Интервью-диалог — такой вид жанра, когда приводятся суждения партнеров (журналиста и его собеседника), в равной мере интересные аудитории. Диалогическая форма интервью предполагает не только проникновение во внутренний мир респондента, но и раскрытие личности журналиста.
       Интервью-беседа — наиболее традиционный вид. Изложение беседы содержит лишь наиболее существенные ее черты. Причем ответы собеседника журналист может пересказать своими словами.
        Интервью-полилог — своеобразная форма беседы, в которой задействовано несколько журналистов и респондентов (иногда несколько журналистов (и один респондент, и наоборот). Характеризуется максимальным количеством собеседников с одной или другой стороны.
       Интервью-сообщение — это интервью в сокращенном варианте, где представлены наиболее значительные фрагменты разговора.
       Интервью-зарисовка — вид интервью, в котором реплики собеседника журналист сопровождает описанием его манеры поведения, стиля одежды, выражения лица и т. д. Этот прием нацелен на повышение читательского интереса. Для интервью-зарисовки характерны лирические размышления, широкое использование выразительных средств. Журналист создает эмоционально-психологический портрет собеседника.
        Ряд исследователей выделяет две группы интервью — в зависимости от характера опрашивающего (интервьюера) и характера опрашиваемого (героя). К первой группе относят интервью-информацию,  интервью-мнение;  ко второй — интервью-эмоцию, интервью — социологический опрос.


      Отчет представляет собой развернутый информационный или аналитический текст, содержащий сообщение о каком-либо серьезном общественном мероприятии. Он содержит изложение «сценария» действия. Отчеты пишутся о церемониях открытия и работе различных съездов, собраний, конференций, фестивалей, о выставках, спортивных соревнованиях, праздниках и т. д. Особенность отчетов состоит в том, что в них всегда акцентируется внимание на участниках, их выступлениях, действиях, но не на обстановке события, как в репортаже.
       Своеобразие отчета как жанра заключается в том, что журналист должен подробно описать мероприятие, дать читателю максимум информации о развитии действия, а также в подробной описательности, полноте событийной информации, строгой последовательности изложения.
Виды отчета — информационный, аналитический, проблемный, спортивный, коммюнике.
По целям и особенностям изложения отчеты можно разделить на две группы — информационные и аналитические.
В   информационном   отчете   описание   мероприятия   требует   конкретного, последовательного изложения. Сообщение довольно фактографично, документально.

Аналитический отчет более свободен. В основе его также лежит общественно значимый факт, но журналист может концентрировать свое внимание на отдельных сторонах освещаемого мероприятия, давать им субъективную оценку, комментировать. В любом случае для отчета характерны неэкспрессивное изложение, строгая временная последовательность.
       При работе над отчетом следует помнить о таком важном его свойстве, как оперативность, злободневность. Следует подчеркнуть главное в событии, тематически сгруппировать выступления участников мероприятия. Оценки должны быть конкретными. Специфика отчета заключается именно в его фактографичноти, бесстрастности изложения и комментария.
      Виды отчетов таковы:
-  прямой — непосредственная передача с места события без комментариев;
-  отчет-коммюнике — рассказ о прошедшей политической встрече (съезд партии или общественного движения, «круглый стол» с участием политических лидеров);
-  отчет-размышление с элементами комментирования;
-  пространный отчет — передача события, сопровождающаяся расширенным комментарием.
Отчет, таким образом, — это концентрированная подача какого-либо события или мероприятия. Он отличается сухостью и последовательностью изложения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

 

  .



Информация о работе Информационные жанры в интернет журналистике