Национальные медиасистемы Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:47, доклад

Описание

В ноябре 1995 прекратился выпуск общенациональной ежедневной массовой газеты «Тудей» («Сегодня»), просуществовавшей всего 10 лет. Дорогостоящая технология: компьютерный набор, цветная печать, использование спутников для одновременного выпуска региональных изданий и т. д. привели к немалым расходам, и основатели издания продали газету концерну «Лонро», кот. не смог избавиться от убытков и выставил «Тудей» на торги. Новым хозяином стал Р. Мэрдок, глава «Ньюс корпорейшнл» (английского филиала глобальной компании «Ньюс корпорейшнл»). Он вложил в нее почти 150 млн. фунтов стерлингов, поднял тираж с 300 до 600 тыс. экз., однако, завоеванная аудитория вскоре стала сокращаться. И тогда Мэрдок закрыл издание, чтобы обеспечить подъем других 4 своих газет (особенно «Сан» и «Таймс»).

Работа состоит из  1 файл

Доклад Комогорцева.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Новосибирский  национальный исследовательский государственный  университет»

(Новосибирский  государственный университет, НГУ)

 

Факультет журналистики

 

 

 

 

 

 

Комогорцева Анастасия  Олеговна

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  МЕДИАСИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

канд. ист. наук, доцент

Н. Б. Симонова

 

 

 

 

 

Новосибирск

2013

Качественные  и количественные характеристики национальной медиа-системы. Информационные агентства. Крупнейшие концерны.

К качественной прессе, кроме «Таймса», можно отнести  ежедневные газеты «Дейли телеграф», «Гардиан», «Файнэншл Таймс», «Индепендент. Печать такого типа содержательна и информативна, имеет сравнительно невеликий тираж (исключением является тираж «Дейли телеграф» ). «Индепендент» начала выходить в свет в 1986 г. и в 1997-ом попала в тяжелое положение из-за существенного спада в распространении газеты.

Массовая печать ориентируется на широкий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических материалов. Тираж отдельных изданий достигается 5 млн. экз. - «Сан» («Солнце», 1964), «Миррор» («Зеркало», 1903), «Дейли экспресс» («Ежедневный экспресс», 1900), «Дейли мейл» («Ежедневная почта», 1896). Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дейли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего класса. Тираж ее достигал 5,5 млн. экз., но в 1997-ом составил только 2,2 млн.: таков результат существенного усиления позиций двух конкурентов издания: газет «Дейли мейл» и «Сан». Тогда пришлось принять меры. Чтобы привлечь читателей, прежде всего молодежь, из логотипа изъяли слово «дейли», а старый слоган «вперед с народом» заменили призывом «Вперед в новое тысячелетие», на первой полосе стали печататься одна большая фотография и анонс одного-двух «гвоздевых» материалов внутри номера. Однако тираж обновленная «Миррор» так и не восстановила.

В ноябре 1995 прекратился  выпуск общенациональной ежедневной массовой газеты «Тудей» («Сегодня»), просуществовавшей всего 10 лет. Дорогостоящая технология: компьютерный набор, цветная печать, использование спутников для одновременного выпуска региональных изданий и т. д. привели к немалым расходам, и основатели издания продали газету концерну «Лонро», кот. не смог избавиться от убытков и выставил «Тудей» на торги. Новым хозяином стал Р. Мэрдок, глава «Ньюс корпорейшнл» (английского филиала глобальной компании «Ньюс корпорейшнл»). Он вложил в нее почти 150 млн. фунтов стерлингов, поднял тираж с 300 до 600 тыс. экз., однако, завоеванная аудитория вскоре стала сокращаться. И тогда Мэрдок закрыл издание, чтобы обеспечить подъем других 4 своих газет (особенно «Сан» и «Таймс»). 
 
Многие крупные газеты тяготеют к той или иной политической партии. На Британских островах имеется также разветвленная сеть провинциальных газет и журналов, освещающих главным образом события и факты своего региона. Международные вопросы их интересуют крайне мало, в результате чего этот круг тем отдан на откуп информационным агентствам, прежде всего Рейтеру, организованному в 1851 журналистом Полем Джулиусом Рейтером. Одно из 5-и мировых информ. агентств, оно представляет собой сегодня акционерную компанию, основными держателями акций которой являются Ассоциация газетных издателей, агентство Пресс Ассошиэйшн – ПА, австралийское агентство Острэлиан Ассошиэйтед Пресс, новозеландское Нью Зиленд Пресс Ассошиэйшн, а также сотрудники агентства Рейтер. В отличие от Рейтера, распространяющего прежде всего иностранную информацию, Пресс Ассошиэйшн (основано в 1868) – кооперативное объединение издателей 120 провинциальных газет – специализируется на сборе и распространении внутренней информации. А экономическую, финансовую, статистическую, спортивную информации собирает и распространяет английское акционерное информационное агентство Эксчендж телеграф – Экстел, основанное в 1872 со штаб-квартирой в Лондоне. 
Что касается электронных СМИ, то в последнее время в Великобритании активно развивается цифровое радиовещание, что обеспечивает высокое качество звучания: Би-Би-Си ведет радиопередачи в цифровом варианте. Созданная в 1922 Британская радиовещательная компания (Би-Би-Си), имеющая статус общественной организации, с 1936 начала осуществлять и телепередачи, в этой сфере она была монополистом до 1954, пока власти не разрешили в Великобритании коммерческое телевидение.

Крупнейшие концерны.

В Великобритании, как и в других странах, последние десятилетия идет процесс концентрации прессы в руках немногочисленной группы газетных концернов, а также транснациональных объединений. Газетный рынок с Мердоком делят крупнейшие газетно- издательские монополии. 
Газетный трест «Ньюс интернэшнл» принадлежит австралийскому магнату Руперту Мэрдоку, принявшему в 1885 гражданство США. Объединяет компании; «Таймс ньюспейперд» (издает общенациональные газеты «Таймс» и «Санди таймс») и «Ньюс груп ньюспейперз (издает газеты — общенациональную «Сан» и воскресную «Ньюс оф уорлд», имеющие самые высокие, свыше четырех миллионов каждая, тиражи). Контролирует 34,5% совокупного общенационального тиража и имеет 6,1% долю общенациональной телевизионной аудитории.  
Так, группе лорда Ротермира — «Ассошиэтед ньюспейперс» — совмещающей газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции четырех коммерческих радиостанций. В концерн входят ряд провинциальных газетно-издательских компаний, а также газетные компании «Нортклиф ньюспейперз груп» и «Ивнинг стандарт», издающие лондонскую вечернюю газету «Стандард» (The Standard — «Знамя»). Группа получает большие доходы от добычи нефти в Северном море, имеет вклады в ресторанный бизнес, является крупным земельным собственником. 
«Миррор груп консорциум» — газетный концерн, один из крупнейших в Европе. Принадлежит издательскому объединению «Бритиш принтинг энд комьюникейшн корпорейшнл», издательской компании «Пергамон пресс». Ее президент Роберт Максвелл погиб в 1991 при невыясненных обстоятельствах: его тело обнаружили в океанских волнах недалеко от собственной яхты. Дело продолжили его сыновья. Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты «Миррор» и «Спортинг лайф» («Спортивная жизнь»), воскресные «Санди пипл» и «Санди миррор». «Томсон ридженл ньюспейперз» входит в группу Томсона, канадского газетного магната. Контролирует 14 ежедневных, в основном провинциальных газет, включая шотландские издания «Дейли рекорд» (Daily Record — «Ежедневные события»), «Санди мейл» и «Скотсмен» (The ScOtsman — «Шотландец»), одну воскресную и 40 еженедельных.  
Тони О`Рейли – Independent News & Media Group в 1973; он в настоящее время он владеет более чем 26%. По его инициативе компания начала расширяться на другие национальные рынки и увеличивать свою долю присутствия в Ирландии.  В 1990-ых INM, появляется в Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии, приобретая 38 газетных названий, более чем 70 радиостанций, кабель и телекоммуникации, интересует. В Соединенном Королевстве INM взял под свой контроль национального вещателя  "Индепендент" в 1995, вычеркивая MGN и Prisa.

Самая крупная  собственность у компании в Ирландии, в Англии, в Южной Африке.

На 2012 год компания владеет более чем 200 газетами, 130 радиостанциями, 100 коммерческими сайтами, большим количеством щитов наружной рекламы.

«Одамс пресс  групп» непосредственно или через дочерние компании контролирует издание около 110 различных журналов в Англии, а также значительное число газет и журналов в Южно-Африканском Союзе и Австралии. В число изданий, выпускаемых им в Англии, входят самые большие по тиражам журналы для домохозяек, любителей кино и спорта.

В 1959 году с «Одамс пресс» слились две журнальные компании – «Джордж Ньюнес» и «Халтон пресс».

«Рой Томсон ньюспейперс» - это новое название старой монополии "Кэмсли ньюспейперс", в которую входят предприятия по выпуску воскресных газет в Лондоне («Санди таймс» и «Санди график»), а также большого количества утренних и вечерних газет в Манчестере, Кардиффе, Ньюкастле, Шеффилде и в других городах.

Крупнейшим  телерадиовещательным предприятием Великобритании является BBC, доля которого в секторе  вещательных СМИ достигает 39%. BBC входит в число самых крупных медиакомпаний Европы. Но поскольку в программах общественного вещателя реклама полностью отсутствует, монополистом в секторе британской телевизионной рекламы выступает коммерческий вещатель ITV plc. При 24%-ной доле аудитории он аккумулирует большую часть – 54% всей телевизионной рекламы.

 

Правовой  статус СМИ, законодательство, административное регулирование.

Одна из старейших  мировых демократий, Великобритания не имеет закрепленной на бумаге конституции, нет и конституционной гарантии свободы слова. Отсутствует всесторонний закон о печати, а в законодательстве существуют ограничения, установленные парламентом или прецедентным правом. Основной сферой СМИ Великобритании ,подверженной законодательному регулированию, было вещание. Регулирование распространялось на сферу общественного и коммерческого общенационального эфирного ТВ и радио. Законы о вещании 1990 и 1996 гг. устанавливали условия лицензирования, определяли требования к содержанию аудиовизуальных программ. С 1990 года были законодательно введены меры по дальнейшей либерализации аудиовизуального сектора. Channel 4 получил право самостоятельно, без участия ITV, продавать рекламу, чего он был лишен с момента основания (1982). BBC было разрешено создавать дочерние компании для ведения коммерческой деятельности ( BBC Worldwide, с 1991 г). Стимул развития был дан сектору независимого продюсирования: не менее 25% программ национальных телеканалов должны закупаться именно у независимых телепродюсеров. 

Обеспечение ответственности перед обществом является в Великобритании главным фактором в регулировании как частного, так и общественного вещания. С этой целью в Британии была учреждена специальная комиссия, призванная разбирать жалобы на некорректность и тенденциозность отдельных информационных сообщений.

Закон о вещании  учредил еще одну инстанцию по разбору таких обращений - Комиссию стандартов вещания и поставил электронные  СМИ под контроль Независимой  комиссии по телевидению и Управления по радиовещанию, которые оказывают эффективное воздействие на программную политику теле- и радиокомпаний, добиваясь соответствия эфирного материала требованиям закона и морали.

Наблюдательному совету по радиовещанию, роль которого состоит в обеспечении многообразия служб национального радио, доверено лицензирование радиостанций. Лицензии выдаются на 8 лет "подходящим и достойным" кандидатам (лица, осужденные за организацию пиратских радиостанций в предшествующие пять лет, к кандидатам относиться не могут) при условии соблюдения ими законодательных требований, касающихся подготовки программ и правил собственности.

Новый орган  должен проводить мониторинг рынка  СМИ с целью выявления операторов, обладающих «значительным рыночным влиянием» - тех, чья доля рынка превышает 25%. Деятельность управления по коммуникациям свидетельствует о новом подходе британского государства к регулированию СМИ. Его суть – минимизация государственного вмешательства в рынок и влияния на конкретные предприятия при сохранении внимания к проблемам плюрализма и разнообразия содержания СМИ. Новый закон позволил:

  • Одному медиапредприятию одновременно владеть теле- и радио- станциями;
  • Любому крупному медиаконцерну покупать акции коммерческого общенационального вещателя Channel 5;
  • Небританским компаниям приобретать вещательные СМИ;
  • Изменить структуру собственности крупнейшего коммерческого вещателя ITV, который был организован как общенациональная сеть из 15 компаний – держателей лицензии, таким образом, он может перейти в собственность одной компании.

Следствием  принятия нового закона стало слияние крупнейших владельцев лицензий третьего канала Granada и Carlton Communications  и появление на коммерческом ТВ компании ITV plc.

Законодательство Великобритании о средствах массовой информации.

Закон о защите данных 1984 года

Закон об уголовном судопроизводстве и общественном порядке 1994 года

Закон об авторском  праве, дизайне и патентах 1988 г.

Закон о диффамации 1996 года 

Законы о  государственной тайне.

Свод правил по телепрограммам, составленный Комиссией  независимого телевидения.

Свод правил по спонсированию телепрограмм, составленный Комиссией независимого телевидения.

 

Особенности развития медиаэкономики.

Великобритания  справедливо считается родиной  индустриальной революции, и газетная индустрия раньше, чем где-либо в  Европе, начала переходить на принципы самоокупаемости. Не случайно, что именно в Великобритании в серединеXIX в. развитие массовых воскресных, а затем и ежедневных газет привело к становлению «нового журнализма» – «развлекающих» и «забавляющих» газет, создававшихся в условиях формирования массовой аудитории.

Великобритания  исторически всегда была страной  с идеально организованным географическим рынком. Эта особенность сохранилась и до настоящего времени. Сегодня в стране существует рентабельная система общенациональной прессы, тираж которой в 2000 году достигал 13 млн. по будням, в выходные дни – 14 млн. Наряду с общенациональными газетами в Великобритании выходит около 1350 региональных и местных газет, а также более 7000 периодических изданий. Более половины взрослых британцев ежедневно читают газеты. Аудитория воскресных газет приближается к 65% населения. Региональные и местные газеты читают около 85% британцев.

Экономическое развитие прессы Великобритании оказало  значительное воздействие на становление  современной прессы по нескольким причинам. Во-первых, британский газетный бизнес, быстро развиваясь в условиях индустриализации и роста рынка рабочей силы в городах, продемонстрировал пути оптимизации газетного производства на микроэкономическом уровне. Залогом экономического успеха газетной индустрии стали несколько причин, среди которых выделяются:

  • сокращение цены при росте тиража;
  • опора на рекламу, в том числе и классифицированную, ставшую важнейшим источником финансирования;
  • точное знание аудитории, основанное на ее постоянном изучении.

Первые британские газеты, преодолевшие тираж в 1 млн. экз., – Daily Mail, Daily Mirror и обходившиеся покупателю в незначительную даже для своего времени сумму – 3 пенса, принесли своему владельцу лорду Нортклиффу в финансовом 1904/1905 году рекордную прибыль – более 250000 фунтов стерлингов.

Во-вторых, газетный рынок Великобритании впервые связал состояние газетной индустрии с прогрессом технологий распространения информации и печати. Роль электронных коммуникаций оказалась решающей для становления концепции новостей, развитие национальных транспортных коммуникаций сформировало систему общенационального распространения печатной периодики, постоянное слежение английских газет за развитием печатного дела гарантировало рост тиражей и улучшение качества печати. Повышение мощности печатных машин, удешевление газетной бумаги – процессы, которые на примере совершенных для своего времени газет типа лондонской Times продемонстрировали непосредственную связь продвинутой технологии и экономического успеха.

В-третьих, пример Великобритании выявил прямую зависимость  состояния газетной индустрии от уровня развития экономики и рынка рабочей силы в целом, доказав тесную связь микро- и макроэкономических явлений. Здесь мы вновь сталкиваемся с двойственной природой СМИ, которые представляют собой не только экономическое, но и социальное явление и потому не могут быть исключены из общего социального контекста.

Информация о работе Национальные медиасистемы Великобритании