Национальные медиасистемы Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:47, доклад

Описание

В ноябре 1995 прекратился выпуск общенациональной ежедневной массовой газеты «Тудей» («Сегодня»), просуществовавшей всего 10 лет. Дорогостоящая технология: компьютерный набор, цветная печать, использование спутников для одновременного выпуска региональных изданий и т. д. привели к немалым расходам, и основатели издания продали газету концерну «Лонро», кот. не смог избавиться от убытков и выставил «Тудей» на торги. Новым хозяином стал Р. Мэрдок, глава «Ньюс корпорейшнл» (английского филиала глобальной компании «Ньюс корпорейшнл»). Он вложил в нее почти 150 млн. фунтов стерлингов, поднял тираж с 300 до 600 тыс. экз., однако, завоеванная аудитория вскоре стала сокращаться. И тогда Мэрдок закрыл издание, чтобы обеспечить подъем других 4 своих газет (особенно «Сан» и «Таймс»).

Работа состоит из  1 файл

Доклад Комогорцева.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

В-четвертых, развитие британской прессы способствовало распространению  модели коммерческой газеты и за пределами  Европы.

На газетном рынке Великобритании, помимо необходимости  борьбы с конкуренцией онлайновых СМИ, наблюдалась все та же тенденция: массовые газеты теряли тиражи, качественные за счет аналитичности в основном их удерживали. Тираж крупнейшей ежедневной газеты «Сан», принадлежащей компании «Ньюс Интернэшнл» − филиалу «Ньюс Корпорейшн» Руперта Мэрдока, − упал до 3,2 млн экз., тогда как еще три года назад она имела 3,5 млн экз., а в 80-е годы − 4 млн. Руководство компании старается избежать падения тиража ниже 3 млн экз., так как тогда рекламодатели могут потребовать снижения ставок за рекламу. С этой целью, в частности, в конце сентября 2006 г . цена на «Сан» на Севере Англии была снижена до 20 пенни. Это снижение обходится компании в 40 тыс. ф. ст. в день. В Шотландии «Сан» уже давно продается за 10 пенни.

В то время, как  тиражи массовых газет падают, тиражи «промежуточных» таблоидов для  среднего класса «Дейли Мейл» и «Мейл  он Санди» растут. Это еще раз  подтверждает тенденцию к сглаживанию  различий между разными категориями газет Великобритании, раньше столь четко выраженных. Тираж «Дейли Мейл» приближается к 3 млн экз., и ее редактор Пол Дэкр намерен в ближайшее время догнать по тиражу «Сан». Достигается это за счет умелой редакционной стратегии. Так, например, «Дейли Мейл» удалось привлечь больше женщин-читательниц, чем какой-либо другой британской ежедневной газете. С другой стороны, «Дейли Мейл» продолжает конкурировать и с качественной «Таймс», также ставшей в последние годы таблоидом.  
Качественные газеты, как отмечалось, в основном удерживают тираж благодаря аналитичности содержания и традиционным связям с устоявшимися категориями читателей. Однако и они ищут путей повышения эффективности в борьбе с конкуренцией со стороны онлайновых СМИ. Так, компания «Телеграф Тайтлс», издающая самую крупную по тиражу ежедневную качественную газету «Дейли Телеграф» и воскресную «Санди Телеграф», заключила в сентябре 2006 г. соглашение с телевизионным агентством новостей «Индепендент Телевижн Ньюс» (Ай-Ти-Эн), поставляющим новости для коммерческой телекомпании Ай-Ти-Ви и четвертого канала телевидения.

 

Роль  СМИ в политической жизни страны. СМИ и выборы. Взаимоотношение  и политических партий.

В Великобритании мало органов СМИ, которые открыто  ассоциируют себя с какой-либо конкретной политической партией. Вместе с тем можно сказать, что газета "Дейли телеграф" связана с крупным бизнесом, "Гардиан" выражает позиции реформистских сил, "Дейли миррор" поддерживает лейбористов, а "Файнэншл таймс" отражает интересы финансовых кругов Лондона. В целом, как отмечал один агент по рекламе, "Таймс" читают те, кто управляет страной, "Файнэншл таймс" - те, кто ею владеет, а "The Guardian" - те, кто хочет управлять страной.

Британскую  прессу, которая не зависит в финансовом плане от политических партий, часто обвиняют в соглашательстве и выражении одинаковых взглядов. Но это не так: на самом деле она охватывает различные политические интересы общества.

"Morning Star", независимая марксистская газета, ассоциируемая с коммунистической  партией Великобритании, пропагандирует свою политическую философию, но имеет очень скромный тираж. Большинство других газет также имеют ярко выраженные политические взгляды и могут поддерживать определенную политическую партию, особенно во время предвыборной кампании. Часто утверждают, что подавляющее большинство британских газет - правоцентристские, и симпатизируют консервативной партии. Некоторые, например, издательства "Mirror", поддерживают партию лейбористов, другие, к примеру, "The Times" и "The Independent" считают себя независимыми газетами, а третьи, как "Guardian", симпатизируют левоцентристским партиям.

Телевизионные дебаты

Мелкие партии исключены из участия в теледебатах. Не только Британская национальная партия (British National Party, BNP) и партия Зеленых (the Greens), но и различные социалистические партии к ним также не допускаются. В Великобритании в телевизионных «дебатах» участвуют в основном соперничающие группировки правящего класса, в то время как те, кто предлагает реальную альтернативу — исключены.

Политическая реклама на радио и телевидении

Эфирное время  распределяется в соответствии с  результатами предыдущих выборов, укрепляя тем самым доминирование и  без того уже правящего политического  класса, чьи партии получают больше эфирного времени и телеэфира в прайм-тайм. Конкурирующие с ними партии получают только часть эфирного времени и появляются в телеэфире только поздно ночью, когда аудитория незначительна. Кроме того, вне выборов «политически некорректные» (партии, которые имеют мнения отличные от парламентских партий ) и непарламентские партии лишены доступа к передачам, где обсуждаются текущее положение дел или политические вопросы.

 

Институты саморегулирования. Профессиональные организации. Подготовка кадров.

Система функционирования средств массовой информации в Великобритании как институт сбора и распространения информации зиждется на трех "китах" – закон, Свод правил и саморегулирование, на которые в значительной степени опирается и независимость или свобода британских СМИ. В основе законодательной составляющей этой триады находятся гарантированные Европейской конвенцией о правах человека свобода слова и информации, дополненные рядом национальных законодательных актов, включая Закон о защите данных /1984 г./ и Закон о свободе информации /2000 г./, вступивший в силу в 2005 году. 

Но, пожалуй, наиболее важным "сдерживающим" регулятором  является для британских журналистов  и СМИ так называемый Свод правил, определяющий рамки допустимого  в их работе при сборе и обнародовании  информации. На Своде правил, составленном в 1991 году Комитетом редакторов британских газет /схожие правила существовали и ранее, но в 1991 году они были "подредактированы" и оформлены в Свод правил/, и базируется система саморегулирования британских печатных СМИ /вещательные СМИ имеют свой Свод правил, в целом повторяющий "газетный", но с акцентом на технические особенности телевидения и радио/. Для сотрудников газет и журналов Свод правил является неким аналогом Клятвы Гиппократа для медиков – своего рода кодексом чести, который редакторы, журналисты и фоторепортеры добровольно обязуются соблюдать.  
 
"Все сотрудники прессы обязаны поддерживать высокие профессиональные стандарты, – говорится в преамбуле этого журналистского кодекса. – ...Свод является "уровневой отметкой" для этических стандартов, защищающих как права частных лиц, так и право общества на получение информации. ...Важно, чтобы соблюдались не только буква, но и дух этого согласованного Свода. Он не должен интерпретироваться как компромисс – в угоду уважению прав частных лиц – при выполнении своих /журналистских/ обязанностей, но не должен также и трактоваться широко – как разрешение на чрезмерное использование свободы слова... Редакторам и издателям следует придерживаться Свода в подготовке материалов как для печатных, так и для электронных версий изданий. Они должны заботиться об обеспечении гарантии скрупулезного соблюдения правил Свода всеми их редакторскими сотрудниками, внештатниками, включая и лиц, не являющихся журналистами, в печатных и электронных версиях своих изданий".  
 
Авторы Свода правил постарались, чтобы он, с одной стороны, был достаточно полным, с другой – максимально компактным и простым, в противном случае многие журналисты просто не будут тратить время на его прочтение, а если и прочтут, то вряд ли запомнят в полном объеме. Кодекс регулярно пересматривается, и в случае необходимости в него вносятся поправки или дополнения. Этим занимается специальный комитет редакторов национальных газет и журналов в составе 13 человек – Комитет Свода правил. В нынешнем виде Свод состоит из 16 пунктов: точность, возможность для предоставления ответа, частная сфера или приватность частной жизни, преследование или причинение беспокойства, вторжение в чье-либо горе или состояние шока, дети, дети в сексуальных делах, госпиталя, сообщения о преступлениях, скрытая аппаратура и уловки, жертвы нападений на сексуальной почве, дискриминация, финансовая журналистика, конфиденциальные источники, плата жертвам в криминальных судах, плата преступникам. Сами названия этих пунктов дают представление об их содержании. 

Значительное  внимание в этом Своде уделено  защите частной жизни британцев  от вмешательства со стороны прессы. В некоторых пунктах, похоже, акцент сделан именно на этом. Так, в пункте "частная жизнь" говорится, что "каждому /сотруднику прессы/ надлежит уважительно относиться к его или ее частной и семейной жизни, здоровью и корреспонденции, в том числе и цифровым средствам связи. От редакторов предполагается предоставление обоснования любого вмешательства в частную жизнь без данного на то согласия, указывается в этом пункте. Неприемлемым считается фотографирование человека в приватном месте /на территории общественной или частной собственности, где у человека есть разумные основания рассчитывать на уединение/ без данного им или ею на то согласия".  
Защите неприкосновенности частной жизни посвящены и такие пункты Свода, как "преследование или причинение беспокойства", "вторжение в чье- либо горе или состояние шока", "госпиталя", "сообщения о преступлениях", "жертвы нападений на сексуальной почве".  
Журналисты, в частности, "не должны участвовать в запугивании, оскорблениях или в постоянном преследовании, говорится в этом моральном кодексе. Они не должны упорно продолжать задавать вопросы, звонить, преследовать или фотографировать людей после того, как их попросили прекратить эти действия. Они также не должны оставаться в местах частной собственности после того, как их попросили уйти, и они не должны преследовать людей /попросивших оставить их в покое/. Редактора должны гарантировать выполнение этих принципов работающими на них людей и позаботиться о том, чтобы не использовались материалы полученные из других источников без соблюдения этих требований". 

Независимая Комиссия по разбору жалоб на прессу /РСС/ была создана в январе 1991 года на смену сформированному еще в 1953 году Совету по делам прессы, значительно утерявшему в середине 1980-х годов доверие к себе как со стороны журналистов, так и со стороны парламента. Совет выполнял схожие с Комиссией функции по отслеживанию соблюдения журналистами моральных правил, сформулированных Национальным союзом журналистов Великобритании еще в 1936 году. В середине 1940-х годов была признана необходимость объединения этих правил в общий кодекс. В Свод правил они были собраны вскоре после создания РСС, в рамках осуществленных ею мер по укреплению системы саморегулирования прессы.  
 
Комиссия состоит из выбранных на конкурсной основе 17 членов, опирающихся в своей работе на штатный секретариат в составе 13 служащих. В настоящее время в состав РСС входят 7 редакторов национальных и региональных газет и журналов по всей стране. Остальные 10 членов Комиссии, как было заявлено, не являются людьми, "профессионально связанными с газетно-журнальной индустрией". Финансируется этот орган Финансовым советом по стандартам прессы /PressBoF/, созданным в 1974 году британскими издательскими ассоциациями специально для координации действий в индустрии прессы по ее саморегулированию. С учетом своего финансового обеспечения РСС в состоянии бесплатно рассматривать все жалобы частных лиц на действия прессы и делать это максимально быстро – в среднем в течение 33 рабочих дней со времени поступления жалобы. 

В 2006 году две  третьих из направленных в РСС 3 тыс. 325 жалоб касались допущенных неточностей  в газетно-журнальных публикациях. Лишь 231 жалоба была связана со вторжением журналистов в частную жизнь британцев, хотя именно эти дела выносились на первые полосы газет в силу наличия у некоторых подателей жалоб "громких имен". 96 таких жалоб были "полюбовно" урегулированы РСС, в 19 случаях были опубликованы вынесенные Комиссией порицания. Большая часть допущенных прессой "нарушений приватности" была зафиксирована в районных газетах, и касались они, как правило, "обычных" людей.  
Хотя многие поданные в РСС жалобы были отвергнуты за отсутствием выявленных нарушений журналисткой этики, число таких обращений о защите своих прав, поданных в Комиссию, было значительно большим, чем в судебные инстанции. В последние, как правило, обращаются люди, которые добиваются не только, а возможно, и не столько извинений со стороны газет или журналов, сколько получения денежной компенсации.

Профессиональный  союз журналистов Великобритании (NUJ) является профсоюзом для журналистов  в Соединенном Королевстве и  Ирландии. Он был основан в 1907. Он покрывает различные сферы деятельности журналистов: газеты и агентства, работу внештатных корреспондентов, издательство журналов и книг, телерадиовещание, новые СМИ, пресса и PR. Президент избирается вместе с вице-президентом и казначеем на Ежегодной встрече делегатов. Генеральный секретарь избирается каждые 5 лет.

Образование.

В  1949 году Королевская  комиссия по прессе провозгласила идею о необходимости создания журналистских  курсов, призванных обеспечить профессиональную подготовку журналистских кадров. С  тех пор споры о методике профессионального образования не умолкают. В самом деле, можно ли только теоретически научить такому важному направлению, как журналистика расследования, давно ставшему предметом гордости британских СМИ? Однако британские центры по изучению сферы массовых коммуникаций традиционно не очень охотно привлекают к образовательному процессу журналистов-практиков. Между практиками и теоретиками в Англии существует скрытое противоборство, что отражается на качестве обучения. Далеко не все журналистские центры несут ответственность и за организацию студенческих практик.

Еще одна актуальная проблема этого образования заключается  в том, что оно, помимо недостатка практики, страдает нехваткой общегуманитарных предметов. Журналистские центры пренебрегают преподаванием иностранных языков, мало обращаются к изучению культур других стран и народов, предпочитая обращать внимание преимущественно на технологические особенности профессии. В учебные программы ряда центров не входит и изучение истории, философии, стилистики родного языка.

Информация о работе Национальные медиасистемы Великобритании