Эволюция содержательной модели областной прессы на примере газеты «Местное время»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание

Модель – это стандарт, обеспечивающий воспроизводство заданного качества. Применительно к содержательной модели – это стандарт
качества содержания. Всякий стандарт формализован в каком-либо документе, на который опирается производитель. Таким документом для редакции и является содержательная модель или, как чаще говорят, концепция издания. Она должна давать ответ на вопрос – что следует публиковать в периодическом издании, какие стороны жизни общества отображать.

Работа состоит из  1 файл

ЖУРНАЛИСТИКА КУРСОВАЯ.docx

— 44.60 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постоянные элементы газеты

 

К постоянным элементам газет  и журналов относят формат и объем, заглавную или титульную часть, текстовые колонки, заголовки, иллюстрации, колонтитулы, линейки, пробелы и т.д.

Заглавная часть – средство ориентации, «образ», фирменный знак и торговая марка издания. Графическая индивидуальность названия определяется специфическим рисунком шрифта, служащим возникновению предварительных ассоциации. Заглавная часть в газетах, как правило, разверстывается на ширину всей первой полосы или же занимает часть колонок.

Титул включает в себя: название газеты, обозначение типа издания, лозунг, указание на то, чьим органом является, календарные сведения, порядковый номер, год издания, цену, иногда периодичность, тираж, изображения орденов, если таковые существуют, графические элементы (линейки, рамки, подложки, рисунки и даже иногда фотографии).

Логотип (название издания, выполненное фирменным шрифтом) – это своеобразный товарный знак, торговая марка издания. Логотип нередко в уменьшенном виде повторяется в колонтитулах внутренних и последней страниц. Он в идеале может определять тональность всей графической модели газеты, и прежде всего характер комплекта шрифтов – и заголовочных, и текстовых.

Тип издания – это сообщение о том, какая именно газета: общественно-политическая, молодежная областная, вечерняя ежедневная и т.д. Указание на год издания, календарные сведения, порядковый номер, цена отдельного выпуска набираются либо в одну строку по низу заглавия, либо выносятся в отдельный блок – «календарик». Существуют и комбинации разверстки этих данных.

Постоянный призыв оформляется контрастно по отношению к названию, нередко подчеркивают прямой тонкой линией. При компоновке титульных элементов может применяться фирменная символика. В последнее время стало престижным указывать интернет-адрес издания.

Нередко к заглавию газеты приближают анонс – сообщение  о важном (-ых) материале (-ах) номера. Для оформления анонса используются и фотографии, и заставки, рисунки, коллажи. Конечно, более всего анонс  уместен в многостраничном издании. Эффективны анонсы будущих публикаций – они располагаются на последней  странице.

Колонтитул – это не только служебная деталь, а акцентированная составляющая газетно-журнальной графики. Каждая страница должна оформляться колонтитулом, составляющие которого: логотип (уменьшенное название газеты в графической форме) или название газеты, набранное каким-то другим шрифтом, порядковый номер страницы (колонцифра) и дата выхода данного номера газеты. Колонтитул относится к постоянным элементам газеты, но некоторые издания, обходятся без него. Колонтитул размещают вверху или внизу полосы, разверстывают на всю ширину полосы или ему определяют место в углу страницы. Составляющие колонтитула – уменьшенный логотип или название газеты, набранное обычным шрифтом, порядковый номер страницы и дата выхода данного номера (иногда в колонтитул выносят и порядковый номер газеты – в этом году, с момента издания). Колонтитул может объединяться с супер рубрикой. Особое внимание дизайнеры уделяют колонцифре, нередко оформляя ее вывороткой, помещая в рамке, на подложке.

 

 

 

 

 

 

Композиция газеты

 

Композиция газеты может  быть симметричной, асимметричной или сочетать в себе то и другое. Главное – соблюсти при этом соразмерность и сообразность, определяющие истинный вкус. Асимметричная композиция может включать в себя элементы симметрии. Асимметрия позволяет эффективно выявлять смысловую связь между разделами газеты, отдельными сообщениями в подборках. Но построение асимметричной композиции требует от дизайнера, стремящегося обеспечить оптимальность восприятия, особого мастерства. Конструируя газетные полосы, ответственные секретари выбирают определенную композиционную систему. Подавляющее большинство газет придерживается прямой, смешанной (сочетание вертикальных и горизонтальных построений), асимметричной верстки. Большинство местных газет формата А3 выбирает сегодня шестиколонную верстку.

Оптимальное количество колонок  на полосе газеты формата А2 – восемь. Редко дизайнеры выбирают девятиколонную, еще реже – десятиколонную верстку (в свое время так оформлялась  «Вечерняя Москва»). При этом нельзя слишком уменьшать межколонные  пробелы (не менее 8 пунктов), очень осторожно  пользоваться рамками.

Эффективным средством динамичного  архитектурного решения полосы, способов группировки материалов с целью  подчеркнуть их связи и оптимизировать смысловое восприятие визуальной информации является и пропорция. Приятные глазу пропорции в газете приближаются к «золотому сечению» и составляют 21:34 (0,61803). Еще художники Возрождения использовали золотое сечение в композициях своих картин, считая его идеальным выражением пропорциональности. И симметрия (асимметрия), и пропорция создают в композиции газеты определенный ритм, который служит организации движения и остановок глаз читателя.

Ритм и метр, наряду с объемно-пространственной структурой, масштабом, пропорцией, контрастом и нюансом, симметрией и асимметрией, колоритом, – важнейшие формообразующие категории (средства композиции). Метрическое строение формы предполагает равномерное движение, чередование одинаковых элементов; ритмическое – является результатом равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов. Метрической основой в газете выступают колонки текста, а горизонтальное движение глаз пересекается вертикальным. Распределение внимания на мозаичной газетной полосе, в общем-то, хаотично – организации внимания и служит дизайн (дизайн – всегда порядок).

Газетная полоса строится на контрастах: текстовые материалы соседствуют с иллюстрационными, которые, в свою очередь, распадаются на штриховые и тоновые; информационная заметка также обязательна в газете, как корреспонденция и статья (контраст большого и малого); публицистические материалы перемежаются статистическими, литературно-художественными, справочными и другими; положительные – критическими; редакционные – официальными, рекламными и т.д.

В газете «темные» части это крупные заголовки, набранные жирным (рубленым) шрифтом, темные снимки, плотные текстовые блоки; «серые» части – отдельные тексты, подложки; «светлые» – части полосы, содержание малое количество текста (белое пространство называют «воздухом»). Одни газеты предпочитают контрастное оформление, другие – слабый контрастный вариант оформления.

 

Вывод

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что к  разработке модели областной прессы нужно подходить ответственно.

Содержание и дизайн находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство. Читатели выписывают, покупают периодику не только из-за новостей и комментариев, но и из-за красочного сопровождения. Содержание – первично. Его особенности должны проявляться в верстке.

Взаимодействие таких  элементов, как фотография, рисунки, текстография – важный вопрос. Как  их правильно сочетать, чтобы не испортить полосу нагроможденностью? Как и куда поставить материал, чтобы он точно привлек внимание читателя? Тысячи дизайнеров по всему  миру решают этот вопросы. Современное  СМИ не может существовать без  визуального исполнения, голый текст  не способен выполнить все функции  и редко привлекает. Общество развивается, читать газеты некогда, а быть в центре событий нужно. Развиваются способы  выражения информации, действует  принцип «быстрее, но больше». Для  наполнения содержания необходимо графическое  сопровождение - фотографии, инфографика  и т.д. Без этих элементов уже  немыслимо современное издание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Гуревич С.М. Газета: вчера-сегодня-завтра: Учебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2004.
  2. Дмитрий Мурзин Содержательная модель издания
  3. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. - СПб., 1995
  4. Бакшин В.В. Оформление газет разного типа. – М., 1981 г.

 

 

 

 


Информация о работе Эволюция содержательной модели областной прессы на примере газеты «Местное время»